Примеры различных видов инноваций на конкретном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:04, реферат

Описание работы

Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.
Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий.

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


3

 

            1. Определение и классификация инноваций

Слово  “инновация”  переводится на русский язык как  “новизна”, “новшество”, “нововведение”.

В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя. 

Более развернутое определение:

Инновация –  конечный результат деятельности по проведению нововведений,  получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта,  внедренного на рынке,  нового или  усовершенствованного процесса,  используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Если рассматривать инновацию как конечный результат,  то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея,  замысел,  изобретение.  От этой идеи до ее реализации существует длительный путь,  содержащий множество этапов и действий.  Этот путь носит название инновационного процесса. 

Классификация инноваций

Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство

Осло». 

Существует несколько подходов к классификации инноваций.

      Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны

1.  В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

• предметные инновации –  это новые материальные ресурсы,  сырье,  полуфабрикаты,  комплектующие,  продукты.  Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;

• процессные инновации –  это новые услуги,  производственные процессы,  методы организации производства,  организационные структуры,  системы управления.  В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов,  ее также называют –  технологическая инновация.  Такая инновация направлена на улучшение качества продукта,  повышение производительности труда и увеличение объемов производства. 

2.  По месту в системе предприятия инновации делятся на:

• инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;

• инновации внутри системы предприятия –  это новые полуфабрикаты,  технологические процессы,  информационные технологии,  организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;

• инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги,  технологии и информация,  предназначенные для продажи  (ноу-хау).  Экономический эффект такой инновации получает потребитель.

3.  В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

• радикальные  (базовые) –  например,  новый продукт на основе изобретения-пионера;

• улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;

• модификационные  (частные) –  например,  новый продукт на основе рацпредложения.

Изобретение –  новое и обладающее существенными отличиями “техническое”  решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы. 

Изобретение-пионер –  выдающееся изобретение,  которому не предшествовали в мировой практике прототипы  (аналоги),  в их основе лежат открытия. 

Открытие –  установление не известных ранее,  объективно существующих закономерностей,  свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Рациональное предложение – “техническое”  решение,  обладающее относительной новизной,  например,  новое для данной отрасли,  или для данного рынка или для данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации,  в особенности,  такие,  как новый ресурс, –  предметная инновация на входе предприятия.  Частота появления таких инноваций –  одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники.

Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания,  заменивший паровой двигатель.  Повышение К.П.Д.  двигателя внутреннего сгорания – улучшающая инновация.

Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника,  то есть средства производства и предметы труда,  в которых материализованы новые знания и умения человека.  В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям. 

В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация.  Она рассматривается как новый вид ресурса. 

Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами:

• она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;

• она является неисчерпаемой,  в то время как другие ресурсы ограничены.

      Классификация с учетом сфер деятельности организации

С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на:

• производственные –  новые технологии,  инструменты,  оборудование;

• торговые –  новые формы обслуживания покупателя,  новая организация складирования и хранения товара,  новый способ рекламы товара.  Продажа товаров в кредит –  пример радикальной торговой инновации.

• социальные –  новый способ разрешения социальных конфликтов,  вид социальной помощи, способ адаптации нового работника;

• управленческие –  новые системы управления,  методы принятия решений, способы планирования.

      Классификация инноваций в зависимости от характера использования

Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких- либо личных потребностей – потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются,  как правило,  частные лица,  семьи.  Назначение потребительской инновации –  увеличение экономического,  социального,  психологического эффекта использования товара.  Примеры потребительских инноваций –  новые виды одежды,  пищи,  бытовые приборы,  услуги,  лекарства и т.д.  Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности.

Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные)  инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие,  научная организация,  индивидуальный предприниматель.  Назначение производственных инноваций –  увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия,  купившего инновацию.  Примеры производственных инноваций –  новые виды комплектующих,  инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д. 

 

      Классификация инноваций по иерархическим уровням организации

Организацию можно анализировать по трем уровням,  каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента:

• на первом уровне организация рассматривается как единое целое –  корпорация.  Этому уровню соответствует стратегический менеджмент;

• на втором,  нижележащем уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений,  обладающих связями и отношениями друг с другом.  Этому уровню соответствует внутрифирменный (производственный) менеджмент;

• на третьем уровне организация рассматривается как система людей,  личностей.  Этому уровню соответствует персональный менеджмент.

Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций:

• для стратегического уровня –  инновации в миссии,  стратегиях,  инновации во внешнеэкономической деятельности,  в переговорных процессах;

• для внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля;

• для персонального уровня –  это инновации в технике личного труда,  методах развития творческого потенциала личности,  методах построения деловой карьеры, в системах обучения.

 

2. Зарубежный опыт инновационного менеджмента в фирмах США и Японии

В американском бизнесе, ориентированном на создание новшеств и внедрение нововведений сочетаются два вида предпринимательства: финансового и собственно инновационного. В соответствии с этим специализированной деятельностью по производству продвижению на рынок новой продукции занимаются компании венчурного (рискового) капитала и инновационные фирмы.

Специализированным венчурным компаниям принадлежит основная роль в финансировании нововведений. Организационно такие компании представляют собой сочетание управляющих небольших фирм и управляемых ими финансовых пулов, каждый из которых интегрирует денежные средства нескольких вкладчиков. В начале 90-х годов в США функционировало около 200 таких фирм, а половина из них имела собственные активы объемом свыше 100 млн долларов.

Кроме того, часто компании практикуют так называемый "распределенный риск", сущность которого состоит в том, что крупная компания вкладывает свой капитал в проект не одной малой инновационной фирмы, а распределяет его между несколькими проектами. Это, с одной стороны, значительно снижает рискованность вложений, а с другой — дает источники финансирования не одной, а нескольким фирмам. Однако проекты для финансирования отбираются особенно осторожно и, в среднем, удовлетворяется только 1—2 из каждых 10 запросов об инвестициях.

В последние десятилетия наиболее эффективными методами ускорения инновационных процессов в США признаны "квазирисковые " формы их организации на уровне корпорации: внутренние венчуры и программы "свояков".

Специфическая для США форма; программа "свояков" предусматривает утверждение специальных денежных фондов, средства из которых выделяют "своякам" — представителям внутрикорпоративного рискового капитала. Любой работник корпорации, предложивший идею нового продукта, может обращаться непосредственно к "свояку" за финансовой поддержкой. Если предложение окажется интересным, то могут быть выделены средства (до нескольких сотен тысяч долларов) на разработку и реализацию инновационного проекта. "Свояки" принимают участие в доходах корпорации, получая деньгами, ценными бумагами, либо процент от прибыли за каждый удачный инновационный проект.

Показательной является перестройка организационной структуры такой крупной американской компании, как "Дженерал мотор", с целью повышения эффективности инновационного менеджмента.

Для этого из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску крупных и малолитражных автомобилей, что, в свою очередь, потребовало создания новой информационной системы (включая банки данных, компьютерные и телекоммуникационные средства связи). Для реализации таких задач была приобретена фирма "Электроник Дейта системз". Кроме того, с начала 80-х годов проводилась реорганизация структуры управления с ориентацией как на новые формы НИОКР, так и на создание новой системы сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему заработной платы и стимулирование персонала. Такой подход был реализован в рамках проекта "Сатурн" по созданию новой модели малолитражного автомобиля. Этот проект был построен не в виде пирамиды , а как система концентрических кругов, в центре которых находятся комплексные бригады в 15—20 человек, которые объединяются в отделения (вместе с управленцами). Отделение поддерживается другим кольцом — производственными наблюдательными комитетами, координирующими как процесс производства, так и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным комитетом фирмы, профсоюза и стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление развития всей компании.

В японских компаниях приоритетной организационной формой инновационного процесса является создание проектных групп — временных и постоянных. Общеизвестный факт, что часто японский бизнес завоевывает мировой рынок разработкой новых видов продукции ("Сейко" первой разработала часы на жидких кристаллах, "Хонда" —доминирующую на мировом рынке модель мотоцикла и т. д.), поэтому большое значение придается творческой разработке новых товаров на основе технологии своей компании с использованием комплексного подхода к инновационной деятельности. По данным опроса в успешно функционирующих японских компаниях 33 % персональных идей дошли до стадии технической разработки, 47 % из них — до стадии коммерциализации, 56 % из них — до стадии массового производства и выпуска на рынок.

Общий удельный вес идей, полностью реализованных в производстве и потреблении, составил 8,7 %. Отсюда было подсчитано, что поскольку только один из четырех новых продуктов принимается потребителем, необходимо продуцировать 18 идей, чтобы одна из них имела коммерческий успех.

Важнейшими факторами успеха во внедрении новой продукции в японских компаниях являются:

Информация о работе Примеры различных видов инноваций на конкретном предприятии