Принцип построения организации. Элементы проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………………….3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ…….…………………………………4
1.1. Принцип построения организации……………………………...4
1.2. Классификация видов организационных структур управления.5
1.3. Элементы проектирования организации………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИИНИИ ВТ «ЛЕНАЭРОПРОЕКТ»…11
2.1. Общая характеристика деятельности организации……..……11
2.2. Характеристика организационной структуры……………….12
2.2 . Элементы проектирования ОАО«ПИиНИИ
ВТ«Ленаэропроект»…………………………………………….15
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ОАО «ПИИНИИ ВТ «ЛЕНАЭРОПРОЕКТ»……………......16
3.1. Основные направления совершенствования организационной
структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект».16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….......24

Файлы: 1 файл

Kursovik_menedzhment.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Элементы проектирования организации

Проектирование организации  связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации:

  • разделение труда и специализация;
  • департаментизация и кооперация;
  • связи между частями и координация;
  • масштаб управляемости и контроля;
  • иерархия организации и ее звенность;
  • распределение прав и ответственности;
  • централизация и децентрализация;
  • дифференциация и интеграция.

Разделение труда и специализация.

Разделение труда в  организации происходит по двум направлениям:

  • постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и кончая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт). Такое разделение работ называется горизонтальной специализацией;
  • разделение работ по уровням иерархии в организации, как в целом, так и в ее отдельных частях. Этот путь специализации имеет вертикальную природу.

Департаментизация и кооперация .

  • Линейная департаментизация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность).
  • Матричная департаментизация максимизирует преимущества и минимизирует слабые стороны как функционального, так и продуктового подходов. Она представляет собой сбалансированный компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата.

Связи в организации и координация .

В организации координация  действий выступает основой структуры  организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.

Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное назначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации, при решении возникающих между ними проблем.

Масштаб управляемости и контроля.

Факторы, влияющие на определение  масштаба управляемости:

  • схожесть работ;
  • территориальная удаленность работ;
  • сложность работ.

Другая группа факторов связана с теми, кем руководят  и кто руководит:

  • уровень подготовки подчиненных;
  • уровень профессионализма руководителя.

Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому руководству и организации:

  • степень ясности в делегировании прав и ответственности;
  • степень четкости в постановке целей;
  • степень стабильности (частота изменений) в организации;
  • степень объективности в измерении результатов работы;
  • техника коммуникации;
  • иерархический уровень организации;
  • уровень потребности в личных контактах с подчиненными.

Иерархия в  организации и ее звенность 

Иерархия в организации это просто структура власти, или звенность.

Уровнем управления в  организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении  которой могут приниматься самостоятельные  решения без их обязательного согласования с выше- или нижерасположенными частями. Например, завод - цех - производственный участок - бригада. В таком случае на заводе будет всего четыре уровня управления, завод будет иметь четырехзвенную систему управления.

Распределение прав и ответственности 

Системы распределения  прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии.

  • строится на основе принципа единства подчинения ("елочка");
  • система двойного или множественного подчинения ("матрешка").

Централизация и децентрализация.

Централизация - это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.

Децентрализация - это передача ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Степень централизации  или децентрализации в организации или ее подразделениях измеряются с помощью переменных:

  • число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
  • важность решения для организации в целом;
  • степень контроля за исполнением принятого решения.

Дифференциация  и интеграция.

Дифференциация - это деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения.

Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии вт «Ленаэропроект»

 

2.1 Общая характеристика  деятельности организации

Открытое акционерное  общество «Проектно-изыскательский и  научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект»  создано путем преобразования Федерального государственного унитарного предприятия «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект».

Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Основное направление  деятельности ОАО «ПИинии вт «Ленаэропроект» - проектирование в полном объеме комплексов аэропортов различного класса, включая взлетно-посадочные полосы, объекты технического обеспечения, здания и сооружения для обслуживания пассажиров и обработки грузов, ангары и авиаремонтные предприятия.

Современный «Ленаэропроек» - это комплексный научно-исследовательский и проектный институт, способный решать задачи любой сложности в области проектирования объектов воздушного транспорта и гражданского строительства. Предприятие динамично развивается, стремясь соответствовать всем техническим требованиям, сохраняя при этом наработки предыдущих лет, постоянно расширяя сферу своих интересов не только на территории РФ, но и за ее пределами.

 

2.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»

При анализе и проектировании организаций следует рассматривать  отношения их элементов, структуру, а также механизм взаимодействия этих элементов в рамках определенных целей и заданной структуры организации. Организационная структура и организационный механизм во всем многообразии их проявлений образуют организационные формы управления.

Организационная структура  управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, в ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» структура управления имеет линейно-функциональный вид.

При данном типе организационной  структуры предприятия линейному  руководителю, который подчиняется  непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Руководство текущей  деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества (единоличный исполнительный орган), который подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров Общества.

В случае, если Генеральный  директор Общества не может исполнять  свои обязанности, Совет директоров вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа Общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и об образовании нового единоличного исполнительного органа Общества.

При существующей структуре  управления Генеральному директору  непосредственно подчиняются:

  • Главный инженер;
  • Юристконсульт;
  • Отдел оформления и выпуска проектов;
  • Финансово-экономический отдел;
  • Канцелярия;
  • Отдел защиты государственной тайны;
  • Отдел кадров.

Первым заместителем директора является главный инженер. Основной функцией главного инженера является руководство всей технической  стороной деятельности предприятия: технической  подготовкой производства, научно-исследовательскими, проектными и экспериментальными работами, внедрение передовой техники и технологии, организации разработки, освоения в производстве новых видов изделий; безопасные условия труда, обеспечением производства технологическим оснащением и ремонтным обслуживанием, разрабатывает планы развития предприятия, реконструкции и модернизации, осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, координирует работу по вопросам патентно-изобретательной деятельности, стандартизации и унификации, аттестации и рационализации рабочих мест, метрологического обеспечения.

Главному инженеру подчинены:

  • Заместитель главного инженера;
  • Главные инженеры проектов;
  • Отдел маркетинга;
  • Отдел аэродромов и генпланов;
  • Отдел технологии обслуживания и ремонта воздушных судов, авиатопливо обеспечения, пожаротушения, охраны окружающей среды технологии грузовых перевозок;
  • Технический отдел;
  • Отдел электроснабжения, светосигнального оборудования, автоматики и КИП;
  • Архитектурно-строительный отдел;
  • Отдел средств радиотехнического, метеорологического обеспечения полетов, управления воздушным движением и связи;
  • Отдел теплоснабжения, вентиляции, водопровода и канализации;
  • Отдел смет и организации строительства;
  • Отдел инженерно-топографических и инженерно-геологических изысканий, геофизических и землеустроительных работ;
  • Научно-исследовательский отдел;
  • Отдел автоматизации проектных работ.

В ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»  создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

Функциональные подразделения  осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессами производства, освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.

Как у любой организационной  структуры у линейно-функциональной структуры управления есть свои достоинства  и недостатки.

К достоинствам организационной структуры  управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»  относятся:

  • четкое разделение труда (квалифицированные специалисты в каждой области);
  • высокая иерархия управления;
  • наличие стандартов и правил деятельности;
  • осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями.

Основными недостатками можно назвать:

  • развитие скорее "узких" специалистов - технарей, нежели управляющих (менеджеров). Для ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» это привело к тому, что практически на всех руководящих должностях работали высококлассные и опытные технические специалисты, однако не все из них хорошо освоили новую для себя специальность - менеджер (профессиональный управленец);
  • ответственность за финансовые результаты предприятия в целом несет исключительно руководитель предприятия, а критерием оценки деятельности руководителей большинства структурных подразделений является физический объем произведенной продукции, для непроизводственных - решение инженерно-технических задач и т.п. При этом они стремятся дистанцироваться от ответственности за финансово-экономические результаты деятельности подразделения, и, кроме того, традиционная система внутрифирменного учета просто не позволяет эти результаты объективно оценивать;
  • структура "сопр<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char

Информация о работе Принцип построения организации. Элементы проектирования