Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 09:27, реферат
В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании.
Эффективность корпоративного управления требует:
- осознания предмета корпоративного управления;
- определения юридической силы и статуса кодексов корпоративного управления;
- постоянного мониторинга изменений в системе корпоративных отношений с целью своевременного пересмотра соответствующих стандартов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
2 ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИ9,РАЗРАБОТАННЫЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Наряду со всем вышеперечисленным, при выработке национальных приоритетов на основе передового зарубежного опыта, а также принятии новых нормативно-правовых актов в области КСО необходимо в полной мере учитывать как ныне существующие экономические и правовые реалии, так и исторически сложившиеся особенности нашей страны с целью избежания совершения ряда характерных ошибок.
Позитивный международный опыт применения практики КСО позволяет российским компаниям выстроить эффективную систему управления организационными изменениями даже в условиях высокой степени риска и неопределённости. Это, в первую очередь, ведет к значительному повышению капитализации компании как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, а также отвечает интересам общества. Более того, КСО позволяет эффективно управлять конфликтами интересов во внешней и внутренней среде организации с помощью таких инструментов, как благотворительные пожертвования, социальные инвестиции, социальное партнёрство, эквивалентное финансирование, корпоративные коммуникации и социальная отчётность1.
Безусловно, для того чтобы разработанные бизнесом социальные программы внедрялись с наибольшей эффективностью и вели к реальной общественной полезности, необходимо придерживаться принципов корпоративной социальной ответственности. Принципы определяют основные положения, выражающие природу и сущность компании в деятельности по реализации КСО.
Важно понимать, что принципы социальной ответственности формируются за счёт общественных ожиданий; особенно сейчас, когда обществу становится не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем руководствуется и как распоряжается своими доходами, соблюдение принципов КСО является крайней необходимостью. Для того чтобы деятельность компании соответствовала ожиданиям общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. На вопрос «Как это сделать?» во многом помогает ответить опыт зарубежных соседей.
Согласно мнению многих иностранных экспертов в области КСО, социально ответственная компания должна придерживаться следующих принципов2:
Открытость (транспарентность). Ведение социальной политики, социальные программы и механизмы их реализации должны быть четкими, понятными и доступными для всех заинтересованных сторон.
Публичность. Любая информация о КСО, за исключением конфиденциальной, должна быть доступна общественности.
Достоверность. Недопустимо сокрытие или фальсификация данных о реализации социальных программ.
Диалог. Социальная политика строится на основе ведения диалога со всеми стейкхолдерами; обязательно наличие обратной связи с адресатами социальных программ.
Направленность. Наличие приоритетных направлений реализации социальных программ.
Единство во времени (последовательность). Ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также за будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду.
Интегрированность. Проникновение принципов КСО во все бизнес-процессы и процесс принятия решений на всех уровнях иерархии.
Актуальность. Реализуемые программы КСО должны быть своевременны и востребованы.
Масштабность. Программы КСО должны охватывать значительную аудиторию и быть заметны и полезны для общества в целом.
Эффективность. Затраченные на реализацию программ средства должны ощутимо помогать в решении проблем, при этом результаты программ должны подлежать регулярной оценке и учету.
Таким образом, компания имеет право называть себя социально ответственной, если часть своих доходов она направляет во благо общества, причем делает это открыто, публично, регулярно, эффективно, масштабно, в актуальных направлениях и без приоритетов в области политики.
Согласно заключениям экспертов, корпоративная социальная ответственность международных компаний проявляется в двух формах — открытой и скрытой.
Сущность открытой формы КСО проявляется в том, что инициативу в разработке и реализации социальных программ компании проявляют самостоятельно с учетом интересов общества. Благодаря этой форме КСО развиваются различные механизмы социальной поддержки общества со стороны бизнеса, например, корпоративные фонды, использующие средства компаний для решения социальных проблем.
Закрытая форма ведения социально ответственного бизнеса подразумевает наличие системы стандартов, принципов и правил социальных программ, выполнение которых регулируется специальными институтами, а также согласования общественных интересов с ответственностью бизнес-компаний.
В целом, реализация практик КСО международными компаниями характеризуется разнообразием форм и стабильным улучшением условий для проявления социальной ответственности бизнеса. Например, в странах Европы и США наблюдается рост количества социально-ответственных инвестиционных фондов; средства массовой информации, усиливая интерес к социальной ответственности бизнеса, публикуют индексы социальной отчётности ведущих компаний. В секторе бизнес-образования растёт количество учебных программ и курсов, направленных на изучение корпоративной социальной ответственности. В компаниях появляются специальные подразделения, ответственные за разработку и реализацию стратегии устойчивого развития компаний.
Интересен тот факт, что Россия обладает более богатым опытом в области КСО по сравнению с другими странами СНГ. Российский бизнес довольно быстро перешёл от акций благотворительности и спонсорства к практике социальных инвестиций и социального партнёрства. Социальные инвестиции — это вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей.3
Особенность социального партнерства состоит в формировании специфической модели социальной ответственности, ориентированной на государство, собственников и персонал, когда бизнес реализует социально значимые проекты на основании запросов органов государственной власти при отсутствии законодательной базы для реализации подобных практик.
В российских регионах постепенно приходит понимание необходимости выстраивания отношений с бизнесом на постоянной и прозрачной основе. В настоящее время идёт активная институционализация корпоративной филантропии с выделением корпоративных и частных фондов, привлечением некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ. Кроме того, в арсенале российского бизнеса имеются такие формы КСО, как социальный менеджмент, конкурсы социальных и культурных проектов, корпоративные университеты и другие.
Одной из крупнейших российских корпораций, добившейся значительных успехов в области КСО, является Внешэкономбанк. Компания реализует многочисленные социальные программы в соответствии с лучшей международной практикой в области КСО. Беря за основу передовой зарубежный опыт, Внешэкономбанк функционирует в данной сфере деятельности по трем главным направлениям:4
1) сотрудники банка на регулярной основе изучают международные инициативы, такие как Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI, Глобальный договор ООН, Принципы Экватора, Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде, Принципы ответственного инвестирования ООН;
2) корпорация получает широкий доступ к деятельности банков развития путем направления сотрудников на стажировки в Государственный банк развития Китая CDB, Бразильский банк развития BNDES, Японский банк международного сотрудничества JBIC, Немецкий банк развития KfW, UniCredit, BNP Paribas;
3) регулярно проводятся консультации с экспертным сообществом: Экспертный совет Внешэкономбанка, Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде (ФИЮНЕП), WWF России, Ernst&Young.
В результате, на основе полученной из всех источников информации, разрабатывается Стратегия корпоративной социальной ответственности Внешэкономбанка в соответствии с международными стандартами. Последняя была утверждена Правлением Внешэкономбанка от 8 февраля 2012 г. на период 2012–2015 гг.
Примечателен опыт Внешэкономбанка в продвижении принципов КСО в деловом сообществе. Данное направление деятельности Банка, хотя и является новым, имеет довольно активное развитие. Банк выступает инициатором проведения целого ряда мероприятий по обмену опытом в области КСО между российскими и зарубежными компаниями, уделяя особое внимание развитию сотрудничества с организациями финансового сектора.
Наиболее заметной инициативой Банка в области продвижения принципов КСО в деловом сообществе является организация ежегодной международной конференции по вопросам вклада бизнеса в достижения целей устойчивого развития, впервые состоявшейся в 2010 г.
Более того, Внешэкономбанк принимает участие в подготовке рекомендаций по применению добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также по обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100 %, нефинансовых отчетов об устойчивом развитии и обеспечении экологической ответственности, подлежащих независимой проверке и заверению.
На международном уровне Банк развивает сотрудничество в области КСО с зарубежными партнерами. Банк задействован в реализации программ по обмену опытом с Государственным банком развития Китая и другими банками — членами МБО ШОС и БРИКС, принимает участие в международных круглых столах, форумах и заседаниях по проблемам КСО.
В целом в корпорации существует пять основных направлений продвижения принципов КСО в деловом сообществе:
1) участие в формировании государственной политики (например, Федеральная целевая программа «Экологическая безопасность России (на 2012–2020 гг.), Стратегия развития банковского сектора на период до 2015 г. и другие);
2) организация обучения сотрудников Банка и дочерних организаций, входящих в Группу Внешэкономбанка (Тренинг «КСО финансовых институтов» (2011, АСИ, Москва), Семинар «Корпоративная социальная ответственность: Новая философия бизнеса» (2011, АСИ, Внешэкономбанк, Минск) и другие);
3) организация ежегодных международных конференций «Инвестиции в устойчивое развитие» (2010, 2011 г.);
4) публикации ежегодных отчетов в области устойчивого развития;
5) публикации (учебное пособие «Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса»; готовятся к публикации книги «Интегральный подход к инжинирингу для устойчивого развития», «Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов» и другие).
Однако на достигнутом корпорация останавливаться не собирается — существуют грандиозные планы на будущее в продвижении принципов КСО в деловом сообществе:
- обучение партнеров по инвестиционным проектам;
- рекомендации по внедрению принципов КСО для организаций Группы;
- обучение для организаций Группы;
- конкурс
лучших практик КСО среди
- ежегодная международная конференция;
- публикация и перевод материалов;
- мероприятия по обмену опытом с банками — участниками БРИКС, МБО ШОС;
- взаимодействие
с международными
- присоединение к международным инициативам.
В целом деятельность Банка в области продвижения принципов КСО будет способствовать достижению позитивных изменений в деловом сообществе и распространению знаний и опыта по вопросам КСО, нефинансовой отчетности и ответственного финансирования среди партнеров, организаций Группы Внешэкономбанка и других организаций.
Опыт рассматриваемой корпорации позволяет сделать вывод о том, что ориентированность бизнеса на международные стандарты и принципы КСО, разработка на их основе собственных принципов с учетом возможностей и целей компании, а также их четкое соблюдение позволяет добиваться не только положительного эффекта для репутации компании, но и реального экономического результата. Последнее, прежде всего, проявляется в виде сокращения издержек, роста эффективности и повышения устойчивости бизнеса. А это уже свидетельствует о более конкурентоспособном бизнесе, который может заинтересовать не только российских инвесторов, но и иностранных.
Можно сделать главный вывод, ч то зарубежный опыт в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России играет решающую роль. Наилучшая практика наших зарубежных соседей должна браться за основу, несмотря на имеющиеся различия в законодательстве и методах ведения бизнеса в целом. В любом случае, российским компаниям не следует отказываться от использования в своей деятельности готовых международных принципов и стандартов КСО. Однако важно понимать, что эффективность деятельности в области КСО будет обеспечена только в том случае, если она будет осуществляться рационально. Рационально — значит с ориентиром на зарубежную практику, но в соответствии с российскими реалиями.
Информация о работе Принципы корпоративного управления, разработанные социальными организациями