Принципы менеджмента в российских организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:32, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение принципов управления. Основными задачами работы являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и содержание принципов менеджмента
2. Принципы менеджмента в российских организациях
3. Эффективность применения принципов менеджмента на предприятии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.docx

— 36.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Сущность и содержание принципов менеджмента
  2. Принципы менеджмента в российских организациях
  3. Эффективность применения принципов менеджмента на предприятии

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является рассмотрение принципов управления. Основными задачами работы являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы менеджмента - его принципы. Дом начинают строить не с крыши, а с его фундамента.

Принципы управления производством, обществом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.

 

 

  1. Сущность и содержание принципов менеджмента.

 

Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.

Система менеджмента опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы менеджмента и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными.

В относительно недалеком прошлом не было сложной системы хозяйственных связей, обусловленной развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы менеджмента, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

Общественно-производственные отношения определяют роль и место каждого работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. От качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат – итог деятельности огромного коллектива.

Принципы менеджмента относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.  

Ведущий принцип менеджмента — оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями — оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.     

 Из этого основного  принципа вытекают и другие:

1. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо — управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных  подразделений, а так же исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;

2. Принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

3. Принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

4. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения);

5. Принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

 

  1. Принципы менеджмента в российских организациях

 

Принципы менеджмента достаточно актуальны в сегодняшнем Российском бизнесе. Дело в том, что в условиях полного государственного контроля над производством не возникало необходимости считаться с человеческим фактором в том мере, в которой приходится делать это сейчас при наличии у работника альтернативы государственным предприятиям - частного сектора экономики.

Многие люди создали свой бизнес на волне разгосударствления экономики и сейчас, после спада ажиотажа вокруг этого процесса оказались перед выбором: либо создавать свою систему управления персоналом и производством, либо принимать то, что известно и применяется во всем мире. Причем, нельзя бездумно копировать менеджмент, исправно работающий в условиях западной экономики не учитывая специфику, необходимо создать адаптированную концепцию, учитывая специфические исторические и экономические факторы развития экономики в нашем государстве. управление менеджмент управляемость дерево целей

Точкой отсчета принято считать создание в августе 1990 года ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории российского менеджмента. За время существования менеджмента в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условия немонопольной экономики и свободного предпринимательства.

Рассматривая различные составляющие менеджмента, его школы и схемы управления, ясно видно, что цель каждой из них в общем-то одна - они призваны вести фирму к вершине успеха. Следовательно, можно заключить, что и цель менеджмента, как системы управления и его сущность в том, чтобы, используя все доступные средства, вести фирму по выбранной ей линии к вершине коммерческого успеха, который является целью любого бизнеса в любой сфере.

Нaциoнaльнoй мoдeли или кoнцeпции yпpaвлeния в Рoccии нe cyщecтвyeт. Мeнeджмeнт в Рoccии пpeдcтaвляeт coбoй cимбиoз eвpoпeйcкoгo и aзиaтcкoгo cтилeй yпpaвлeния. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией можно представить на примере проекции принципов Э. Деминга на российскую практику.

 

Принципы Деминга

Проекция на российскую практику

 

1. Постоянство цепи. Поставьте перед собой цель и будьте неизменно твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность.

Как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры заняты текущими проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами. В России нужно учредить постоянство перемен к лучшему.

 

2. Новая философия. Примите  новую философию. Мы находимся  в новой экономической эре, начатой  в Японии. Мы не можем более  уживаться с обычным принятым  уровнем задержек, ошибок, дефектов  в материалах, брака в работе. Необходимо преобразование западного  стиля менеджмента, чтобы остановить  продолжающийся упадок экономики.

Новая философия отсутствует как на уровне страны так и на уровне большинства компаний. Нет идей трансформации. Языческая ментальность: кумиры враги, темные сипы-олигархи, заговоры ксенофобия. Учите, изучайте философию всеобщего качества (TQM) - основу менеджмента, ведущего к процветанию.

 

3. Покончите с зависимостью  от массового контроля. Уничтожайте  потребность в массовых проверках  и инспекции как способе достижения  качества, прежде всего путем  «встраивания» качества в продукцию. Требуйте статистических свидетельств  «встроенного» качества как в  процессе производства, так и  при выполнении закупочных функций.

Хороший рецепт, но чем заменить инспекцию качества? Сегодня это практически единственный метод обеспечения качества. Статистические методы не усвоены, применяются крайне редко, кружки и группы качества не применяются, вовлечение руководства и персонала невысокое. На «борьбу с качеством» бросили один ОТК, начальника ОТК сделали заместителем генерального директора по качеству, дали задание внедрять стандарт ИСО 9001(2).

 

4. Покончите с практикой  закупок по самой дешевой цене. Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Вместо этого наряду с ценой требуйте серьезных подтверждений ее качества. Уменьшите число поставщиков одного и того же продукта путем отказа от услуг тех из них, кто не смог статистически подтвердить его качество. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных затрат.

В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер: поставки через многочисленных посредников, криминализация сферы закупок - взятки, взаимозачет - как способ перекачки доходов. Крайне редко потребители вводят в контракты полноценные требования к качеству, не могут воздействовать на поставщиков-монополистов, например поставщиков металлов и сырья. Не ведут реестры одобренных поставщиков, не объявляют тендеры. Систематическая работа с поставщиками только начинается в компаниях. Примеры партнерских отношений неизвестны.

 

5. Улучшайте каждый процесс. Улучшайте постоянно, сегодня и  всегда, все процессы планирования, производства и оказания услуг. Постоянно выискивайте проблемы  чтобы улучшать все виды деятельности  и функции в компании, повышать  качество и производительность  и, таким образом, постоянно уменьшать  издержки. Непрерывное улучшение  системы, включающей разработку  и проектирование, поставку комплектующих и материалов, обслуживание и улучшение работы оборудования, методов управления и организации, подготовку и переподготовку кадров есть первейшая обязанность руководства.

Процессное мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под процессами понимаются только технологические процессы. Статистические методы улучшения качества, такие, как 7 простых японских методов, практически не применяются. Можно говорить о статистической безграмотности персонала большинства компаний. Однако там, где улучшение процессов применяется систематически, результаты впечатляют.

 

б. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников, включая руководителей и управляющих, с тем чтобы лучше использовать возможности каждого из них. Чтобы поспевать за изменениями в материалах, методах, конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания, требуются новые навыки и умения.

Ряд предприятий уделяют этому большое внимание. Проблема - чему учить и кто будет учить. Программы обучения носят случайный характер, не выстроены год стратегические цели компаний. Российские учителя, за редким исключением, не знают рыночных механизмов н зарубежного опыта, зарубежные - не понимают процессов российской действительности. Немногие руководители российских компаний понимают, что обучение персонала - это прекрасные инвестиции. В России, где нет миграции рабочей силы, возможности инвестиций в образование, подготовку и переподготовку персонала близки к японским.

 

7. Учредите «лидерство». Усвойте и введите в практику  лидерство как метод работы, имеющий  целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом. Руководители всех уровней должны отвечать не за голые цифры, а за качество. Улучшение качества автоматически приводит к повышению производительности. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях (оперативных определениях) и других факторах, наносящих ущерб качеству.

Лидеры в российском менеджменте есть, но, как правило, только на высшем уровне. Лидерство в целом не поощряется, более того, генеральные директора считают, что на предприятиях должен быть только один лидер. Лидерство как институт подавляется. Культура работы с цифрами (данными) России пока не угрожает. Работать с данными руководители не умеют, да и данные не собираются и не обрабатываются нужным образом. Управление осуществляется на уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов.

 

8. Изгоняйте страхи. Поощряйте  эффективные двусторонние связи  и используйте другие средства  для искоренения страхов, опасений  и враждебности внутри организации, с тем чтобы каждый мог работать  более эффективно и продуктивно  на благо компании.

Российский тезис должен звучать так: "Заменяйте страх перед руководством на разъяснение целей и задач, корпоративных ценностей, воспитание морали, этических правил поведения; направьте усилия на создание корпоративной культуры основанной на сотрудничестве, уважении, доверии, творчестве, инициативе".

 

9. Разрушьте барьеры. Разрушьте  барьеры между подразделениями, службами, отделениями. Люди из различных  функциональных подразделений - исследователи, разработчики, производственники, представители коммерческих и административных служб - должны работать в командах (бригадах) с тем чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами.

В России, однако, не барьеры а баррикады идут войны местного значения. Конструкторы воюют с технологами и производственниками, ОТК - один против всех, снабженцы работают в тылу врага, о себе не забывая. Российский тезис - остановить войны между подразделениями, разобрать баррикады начать строить дороги качества общими усилиями.

 

10. Откажитесь от пустых  лозунгов и призывов. Откажитесь  от использования плакатов, лозунгов  н призывов к работникам, которые  требуют от них бездефектной  работы, нового уровня производительности  и т. п., но ничего не говорят  о методах достижения этих  целей. Такие призывы только вызывают  враждебное отношение; основная  масса проблем низкого качества  и производительности связана  с системой и, таким образом, их  решения находятся за пределами  возможностей рядовых работников.

Призывы и лозунги не действуют как средство вовлечения персонала в систему непрерывного улучшения качества, они не служат иллюстрациями целей и задач компании, подразделений служащих. Нет работы фактическими данными о качестве продукции и процессов.

 

11. Устраните произвольные  количественные нормы и задания. Устраните рабочие инструкции  и стандарты, которые устанавливают  произвольные нормы, квоты для  работников и количественные  задания для руководителей. Замените  их поддержкой и помощью со  стороны вышестоящих руководителей, с тем чтобы достигать непрерывных улучшений в качестве и производительности.

Служащие находятся в постоянной борьбе с менеджерами за границы норм и допусков, они стремятся сделать их мягче. Ретроспективный анализ показывает, что служащие побеждали почти всегда. Менеджеры отступают по всем фронтам, и это понятно, так как они не имели и не имеют четких целей, критериев и задач. Они любят неопределенность, поскольку в этой мутной воде не видна их некомпетентность.

 

12. Дайте работникам возможность  гордиться своим трудом. Устраните  барьеры которые обкрадывают  рабочих и руководителей, лишая  их возможности гордиться своим  трудом. Это предполагает, помимо  всего прочего, отказ от ежегодных  аттестаций (оценок деятельности  работников) и методов управления  по целям. И снова обязанности  менеджеров, контролеров, мастеров  должны быть перенесены с достижения  чисто количественных показателей  на достижение качества.

Некоторые работодатели приравнивают мотивацию к системе мер, направленных на то, чтобы работник гордился своей причастностью к бренду компании и, опасаясь потерять престижное место, трудился, не покладая рук.

 

13. Поощряйте стремление  к образованию н самосовершенствованию. Учредите энергичную программу  образования и поддержки самосовершенствования  для всех работников. Организации  нужны не просто люди, ей нужны  работники, совершенствующиеся благодаря  образованию. Источником успешного  продвижения в достижении конкурентоспособности  являются знания.

Желание учиться у сенеджеров наблюдается крайне редко, в связи с этим поощрение стремления служащих н рабочих к самообразованию лицемерно и опасно для самих менеджеров.

 

14. Приверженность к делу  повышения качества и действенность  высшего руководства. Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности и их обязательство проводить в жизнь все рассмотренные выше принципы. Образуйте структуру в высшем руководстве, которая будет каждодневно давать импульс для продвижения к рассмотренным выше 13 принципам, и действуйте, чтобы осуществить преобразования. Поддержки здесь недостаточно, нужны конкретные дела.

Администрация многих российских компаний, вставая на путь качества, считает достаточным публично заявить о приверженности качеству, подписать политику качества, а затем поручить создание системы качества инженерам из отдела качества или отделу стандартизации, хотя система качества почти никакого отношения к последнему отделу не имеет. В главном нужно присоединиться к принципу Демннга. Российские руководители компаний должны гонять важную мысль: выше денег - источник денег. А источник денег - это потребители, их интересует высокое качество продукции при доступных ценах.

 

 

  1. Эффективность применения принципов менеджмента на предприятии

Еще один немаловажный вопрос, которому, сейчас, на современных предприятиях, уделяется много внимания, - это вопрос правильного подбора и обучения персонала. Это процесс должен осуществляться на основании одного из научных принципов, названных Тейлором законами управления, принципа отбора рабочих и менеджеров и их обучение на основе научных критериев. Сейчас эту процедуру называют профотбор, профконсультирование и профориентация.

Применение этого принципа можно отследить на примере ОАО "Комитекс" На данном предприятии большое внимание уделяют тому, чтобы работник занимал должность соответствующую его профессиональным навыкам и личностным качествам. В целях повышения эффективности отбора практикуются многоуровневые собеседования. На первом уровне кандидат на вакантную должность проходит собеседование с начальником отдела по работе с персоналом, затем, если кандидат по определенным параметрам устраивает начальника ОРП, то он отправляется на собеседование с руководителем подразделения нуждающимся в сотруднике, который при согласовании с Директором по персоналу принимает решение о приеме кандидата на работу. При поступлении на работу для новых рядовых сотрудников устанавливается испытательный срок, не более 3 месяцев; для руководителей компании и их заместителей - срок до 6 месяцев. Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Процедура процесса адаптации включает следующие этапы:

1 этап. Руководитель подразделения оценивает итоги первой ознакомительной недели работы и доводит информацию до нового сотрудника.

2 этап. В конце недели руководитель подразделения дает первичную оценку соответствия заявленных знаний, умений и навыков реальным и дает рекомендации новому сотруднику.

3 этап. Руководитель подразделения оценивает результаты работы, акцентируя внимание на социально-психологических аспектах: вхождение в коллектив, выстраивание отношений с коллегами, восприятие новой информации, не совпадающей с предыдущим опытом, реакция на критические замечания и т.п., при необходимости оказывает помощь новому сотруднику в создании нормальных межличностных отношений.

4 этап. Новый сотрудник осуществляет действия согласно плану на неделю в пределах своей компетенции. В конце недели руководитель подразделения подводит итоги периода адаптации и доводит информацию до нового сотрудника и службы персонала.

Информация о работе Принципы менеджмента в российских организациях