Принципы осуществления функции планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы - изучение принципов осуществления функции планирования.
Задачи работы:
Раскрыть сущность функции планирования;
Изучить принципы и виды планирования;
Определить значение информации в планировании.

Содержание работы

Введение
Глава I Планирование как функция менеджмента
1.1 Сущность функции планирования
1.2 Виды планирования
Глава II Принципы и виды планирования
2.1 Принципы планирования
2.2 Этапы планирования
Глава III Роль информации в планировании
3.1 Вторичная информация, внутренняя и внешняя
3.2 Анализ информации и прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Кафедра «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория управления»

На тему: Принципы осуществления функции планирования

Выполнил студент 1 курса

заочного отделения

специальности ГМУ

Проверил

Рязань 2011 год


 

Содержание

Введение

Глава I Планирование как функция менеджмента

1.1  Сущность функции планирования

1.2  Виды планирования

Глава II Принципы и виды планирования

2.1 Принципы планирования

2.2 Этапы планирования

Глава III Роль информации в планировании

3.1 Вторичная информация, внутренняя и внешняя

3.2 Анализ информации и прогнозирования

Заключение

Список использованной литературы

3

5

5

9

12

12

16

21

21

24

26

28


 

Введение

 

Менеджмент – это  система методов управления в  условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Роль людей- управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.

Известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием  будущего и желаемых путей его  достижения, одним из самых сложных  видов умственной деятельности, доступных  человеку (Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1999. С.304.).

Планирование – это  одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.

В узком смысле – это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности.

Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько  возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня  считается участие максимального  числа сотрудников организации  в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Причина состоит в том, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, как более близкие и понятные.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном  этапе руководителям российских предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Тема организации управления на предприятии, а также выполнение функции планирования чрезвычайно насущна на сегодняшний день.

Цель написания курсовой работы - изучение принципов осуществления функции планирования.

Задачи работы:

  1. Раскрыть сущность функции планирования;
  2. Изучить принципы и виды планирования;
  3. Определить значение информации в планировании; 
    I. Планирование как функция менеджмента

1.1 Сущность  функции планирования

 

Планирование – одна из функций менеджмента, которая  представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из основателей  современного менеджмента А. Файоль следующим образом разъяснил значение планирования как функции управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире1. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени"2.

Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.3

План – это намеченная на определенный период работа с указанием  ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:

  • не понимают поставленных целей, будущих задач;
  • хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
  • теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
  • оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования:

  • улучшает координацию действий в организации;
  • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  • улучшает информационный обмен в организации;
  • способствует оптимальному распределению ресурсов;
  • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  • симулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров – к большей обоснованности и реализации своих решений;
  • улучшает контроль в организации [24, с. 160].

По сути своей, функция  планирования отвечает на три следующих  вопроса:

1. Где мы  находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы  хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы  собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений (рис. 1).

 

 

 Рис. 1. Классификация решений, вырабатываемых и принимаемых при планировании


Планирование - один из экономических  методов управления, выступающий  как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

Планированию можно  дать следующее определение.

Планирование - это систематическая  подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях4.

Противоположностью планирования является импровизация.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия - это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.

1.2 Виды планирования

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий  и их исполнителей. План является результатом  процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

  • корпоративное планирование (для всей компании в целом);
  • планирование по видам деятельности (планирование производства какого либо товара);
  • планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

      • производственное;
      • финансовое;
      • кадровое;
      • маркетинговое.

 По подфункции (например, для маркетинга):

      • планирование ассортимента;
      • планирование рекламы;
      • планирование продаж.

По временному периоду:

    • долгосрочное планирование осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
    • среднесрочное планирование среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
    • краткосрочное планирование краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.)5.

 

Планирование можно  классифицировать по содержанию в аспекте  предпринимательской деятельности

  1. стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов
  2. тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов
  3. оперативное – реализация данной возможности6.

Подход менеджмента  к планированию может быть осуществлен  постановкой критериев и задач  планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

  1. объект планирования (что планируется),
  2. субъект планирования (кто планирует),
  3. период (горизонт) планирования (на какой срок),
  4. средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
  5. методику планирования (как планировать),
  6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Основными признаками стратегического  планирования являются:

  1. Цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;
  2. Носитель идеи планирования – высший менеджмент;
  3. Проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования;
  4. Горизонт планирования – долгосрочное
  5. Охват – глобальный, широкий спектр альтернатив;
  6. Принципы – изменение окружающей обстановки;

Информация о работе Принципы осуществления функции планирования