Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:38, контрольная работа
Если оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что «классическая школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в первой четверти XX века переживали очень важный период. Он характеризовался превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их систематизации и обобщения.
Введение 2
1. Теоретические аспекты основных школ менеджмента 4
2. Положительные стороны управленческих идеи в работах Л. Гьюлика и Л.Урвика 11
3. Принципы управления и «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика их значимость в современном менеджменте 16
Заключение 22
Список литературы 24
Содержание
Введение 2
1. Теоретические
аспекты основных школ
2. Положительные
стороны управленческих идеи
в работах Л. Гьюлика и Л.
3. Принципы
управления и «Синтетический
подход» Урвика и Гьюлика их
значимость в современном
Заключение 22
Список литературы 24
Если оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что «классическая школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в первой четверти XX века переживали очень важный период. Он характеризовался превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их систематизации и обобщения. Выдвигаются новые идеалы и ценности рационального переустройства капиталистического общества, формируются исходные принципы и концепции, образовавшие ядро первой парадигмы в зарубежной социологии менеджмента.
Поначалу «классическая школа» представляла собой довольно аморфное образование. Каждый мыслитель придерживался собственного подхода, никто не думал согласовывать его с другими или следовать единым нормам. Файоль, Урвик и Вебер по-разному оценивали одни и те же события, интерпретировали ключевые понятия и принципы организации. Тем не менее между ними существовало нечто общее, что и позволило историкам судить о них как о единой научной школе, имеющей собственную теоретическую платформу и даже свою философию управления. Ведь все они были порождением одной исторической эпохи. Отсюда общность мировоззрения и концептуального взгляда на мир у Тейлора, Файоля и Вебера.
Благодаря усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория «классической» школы приобрела наконец-то целостность и единство. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда иерархическая модель организации стала называться формальной: деятельность по достижению поставленных целей регулировалась формальной процедурой. Задачи распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации сосредотачивалось на поддержании функционирования организации.
Без малого полвека длился процесс изобретения, опытной проверки и шлифовки управленческих принципов «классической школы». Занимались грандиозной работой представители нескольких поколений. Однако здание классической теории управления еще не было достроено, когда ему уже пришлось выдержать мощные удары критиков.
Уже в 30-е годы бюрократическая модель, как рациональный тип организации, подвергается принципиальному пересмотру. Обнаружились противоречия (по терминологии А.Гоулднера — дисфункции) в святая святых управления — формальной структуре. Неплодотворной показалась и попытка преувеличить роль самого функционирования организации (управленческого аспекта) в ущерб усилиям по достижению реальных задач (собственно производства). В частности, Ч. Барнард и Г. Саймон доказали методологическую противоречивость исходных принципов «классической школы». Как оказалось, на практике они использовались во взаимно исключающихся ситуациях.
Школа научного управления (1885-1920гг.; Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантт)
Рациональная организация труда. Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа в управлении трудом рабочих:
– научный подход к выполнению элементов работы;
- научный подход
к подбору, обучению и
– кооперация с рабочим;
– деление ответственности между рабочими и менеджерами.
- отделение управленческих
функций от фактического
- разработка функциональной структуры управления.
Целью административной школы (1920-1930гг.; А. Файоль, Л. Урвик) была попытка выработки универсальных правил управления, следование которым обеспечивало бы успех.
Сформулирована концепция административного управления. Пять элементов административной функции на любом уровне управления:
а) планирование;
б) организация;
в) руководство;
г) координация;
д) контроль.
Практически отработана линейно-штабная структура управления
Сформулированы принципы управления (общие правила, отражающие требования к управлению в определённых условиях общественного развития):
- разделение труда;
- полномочия и ответственность;
- дисциплина;
- единоначалие;
- единство направления;
- подчиненность личных интересов общим;
- вознаграждение персонала;
- централизация;
- скалярная цепь;
- порядок;
- справедливость;
- стабильность рабочего места для персонала;
- инициатива;
- корпоративный дух.
Школа человеческих отношений (1930-1950гг.; Э. Мейо, М. Фоллет, А. Маслоу) исследовала психологические мотивы поведения людей.
Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя.
На производительность труда влияют:
а) межличностные отношения;
б) удовлетворенность работой;
в) забота о работниках.
Из школы человеческих отношений и поведенческих наук современный менеджмент использует:
- рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
- использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;
- исследование поведения
людей в организациях в
- отношение к членам коллектива как к активному человеческому ресурсу.
Процессный подход (1950г. – настоящее время) предполагает рассмотрение управления как процесса непрерывных, взаимосвязанных действий по планированию, организации, мотивации и контролю.
Системный подход (1950 – настоящее время: П. Дракер, Т. Питерсон, У. Оучи и др.) основан на применении теории систем в управлении, предполагает подход к организации как к сложному, многоплановому явлению.
В рамках этого подхода разработаны:
концепция управления по целям;
теория «7S», согласно которой залогом успешной деятельности организации является гармоничное сочетание следующих элементов:
стратегии;
структуры;
технологии;
персонала;
квалификации работающих;
стиля управления;
организационной структуры.
Ситуационный подход (1980 г. – настоящее время) требует, чтобы методы, формы, стили управления варьировались в зависимости от сложившейся ситуации (внутренняя среда организации есть нечто иное, как ответ на различные воздействия извне).
Ключевыми положениями концепции системного и ситуационного подхода, используемыми в современных условиях, являются:
- рассмотрение организации
как системы, состоящей из
- большое значение влияния окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации;
- выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды и их динамики;
- принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов.
Школа количественного подхода (1960г. – настоящее время) положила начало используемых в современном менеджменте:
- методов количественных исследований и моделирования при принятии решений;
- использованию информационных
систем управления и
В результате развития теории и практики менеджмента сложились три основных типа управления.
Парадигма управления 90-х годов:
- управление на основе
обучения персонала,
- демократизация управления, слияние интересов партнеров, гармония интересов разных уровней внутри организации;
- полное использование возможностей оборудования и технологий;
- смена материального стимулирования метамотивацией (возможность самореализации, творческий характер труда, заинтересованность в самом процессе труда);
- развитие горизонтальных
связей внутри организации,
- повышенные требования
к менеджерам в части
- использование органических структур;
- четкое представление о месте организации в будущем.
Поведенческая школа управления. Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Э. Мейо, который исследовал психологические мотивы поведения людей.
Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя.
На производительность труда влияют:
а) межличностные отношения;
б) удовлетворенность работой;
в) забота о работниках.
Политика человеческих отношений должна включать мероприятия, ведущие к удовлетворению текущих нужд работника. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведение свободного времени. Руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
Р. Лайкерт, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, А. Маслоу и др. изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни в целях повышения эффективности организации.
Важнейшее достижение школы – разработка теорий «Х» и «Y»:
- теория «Х» – средний
индивидуум не любит работать,
поэтому его необходимо
- теория «Y» – люди не являются от природы пассивными. Затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле, так как способен сам себя контролировать.
Работы М. Фоллет затрагивали такие категории, как «власть, «авторитет», их разграничение, ответственность, делегирование полномочий и ответственности и др. Рассматривались проблемы конфликтов и их разрешения.
Большой вклад в изучение поведения людей внесли представители бихевиоризма. Его представители считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как ответ (реакция) на воздействие среды. Эти исследователи изучали мотивацию (А. Маслоу), организационные структуры, коммуникации, лидерство.
Из школы человеческих отношений и поведенческих наук современный менеджмент использует:
- рассмотрение коллектива как особой социальной группы;
- использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;
- исследование поведения
людей в организациях в
отношение к членам коллектива как к активному человеческому ресурсу.
Дальнейшим развитием классической теории управления занимались Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. За основу они приняли файолевские функции управления, и в конечном итоге административная деятельность включила в себя следующие функции:
планирование;
организация (создание формальных структур) ;
укомплектование штата;
руководство;
координация;
отчетность;
составление бюджета.
Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами.
Английский исследователь Л.Ф. Урвик является автором примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам организации управления производством. Ряд лет Урвик был директором Международного института по управлению в Женеве, а затем вице-президентом Британского института управления. Под его редакцией в 1956 г. вышла «Золотая книга менеджмента», в которой содержится много сведений по истории научного управления в разных странах.