Принципы управления и «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика их значимость в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Если оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что «классическая школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в первой четверти XX века переживали очень важный период. Он характеризовался превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их систематизации и обобщения.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты основных школ менеджмента 4
2. Положительные стороны управленческих идеи в работах Л. Гьюлика и Л.Урвика 11
3. Принципы управления и «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика их значимость в современном менеджменте 16
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

ритм.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 2

1. Теоретические  аспекты основных школ менеджмента 4

2. Положительные  стороны управленческих  идеи  в работах Л. Гьюлика и Л.Урвика 11

3.  Принципы  управления и   «Синтетический  подход» Урвика и Гьюлика их  значимость в современном менеджменте 16

Заключение 22

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

Если оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что «классическая  школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в  первой четверти XX века переживали очень  важный период. Он характеризовался превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их систематизации и обобщения. Выдвигаются новые идеалы и ценности рационального переустройства капиталистического общества, формируются исходные принципы и концепции, образовавшие ядро первой парадигмы в зарубежной социологии менеджмента.

Поначалу «классическая  школа» представляла собой довольно аморфное образование. Каждый мыслитель придерживался собственного подхода, никто не думал согласовывать его с другими или следовать единым нормам. Файоль, Урвик и Вебер по-разному оценивали одни и те же события, интерпретировали ключевые понятия и принципы организации. Тем не менее между ними существовало нечто общее, что и позволило историкам судить о них как о единой научной школе, имеющей собственную теоретическую платформу и даже свою философию управления. Ведь все они были порождением одной исторической эпохи. Отсюда общность мировоззрения и концептуального взгляда на мир у Тейлора, Файоля и Вебера.

Благодаря усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория «классической» школы приобрела наконец-то целостность и единство. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда иерархическая модель организации стала называться формальной: деятельность по достижению поставленных целей регулировалась формальной процедурой. Задачи распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации сосредотачивалось на поддержании функционирования организации.

Без малого полвека длился процесс изобретения, опытной проверки и шлифовки управленческих принципов «классической школы». Занимались грандиозной работой представители нескольких поколений. Однако здание классической теории управления еще не было достроено, когда ему уже пришлось выдержать мощные удары критиков.

Уже в 30-е годы бюрократическая  модель, как рациональный тип организации, подвергается принципиальному пересмотру. Обнаружились противоречия (по терминологии А.Гоулднера — дисфункции) в святая святых управления — формальной структуре. Неплодотворной показалась и попытка преувеличить роль самого функционирования организации (управленческого аспекта) в ущерб усилиям по достижению реальных задач (собственно производства). В частности, Ч. Барнард и Г. Саймон доказали методологическую противоречивость исходных принципов «классической школы». Как оказалось, на практике они использовались во взаимно исключающихся ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты основных школ менеджмента

 

Школа научного управления (1885-1920гг.; Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантт)

Рациональная организация  труда. Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа в управлении трудом рабочих:

– научный подход к выполнению элементов работы;

-   научный подход  к подбору, обучению и развитию  рабочего;

– кооперация с рабочим;

– деление ответственности  между рабочими и менеджерами.

- отделение управленческих  функций от фактического выполнения работ.

- разработка функциональной  структуры управления.

Целью административной школы (1920-1930гг.; А. Файоль, Л. Урвик) была попытка выработки универсальных правил управления, следование которым обеспечивало бы успех.

Сформулирована концепция  административного управления. Пять элементов административной функции  на любом уровне управления:

а) планирование;

б) организация;

в) руководство;

г) координация;

д) контроль.

Практически отработана линейно-штабная  структура управления

Сформулированы принципы управления (общие правила, отражающие требования к управлению в определённых условиях общественного развития):

- разделение труда;

- полномочия и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие;

- единство направления;

- подчиненность личных  интересов общим;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- скалярная цепь;

- порядок;

- справедливость;

- стабильность рабочего  места для персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух. 

Школа человеческих отношений (1930-1950гг.; Э. Мейо, М. Фоллет, А. Маслоу) исследовала психологические мотивы поведения людей.

Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя.

На производительность труда  влияют:

а) межличностные отношения;

б) удовлетворенность работой;

в) забота о работниках.

Из школы человеческих отношений и поведенческих наук современный менеджмент использует:

- рассмотрение коллектива  как особой социальной группы;

- использование в менеджменте  факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;

- исследование поведения  людей в организациях в процессе  совместного труда;

- отношение к членам  коллектива как к активному  человеческому ресурсу.

Процессный подход (1950г. –  настоящее время) предполагает рассмотрение управления как процесса непрерывных, взаимосвязанных действий по планированию, организации, мотивации и контролю.

Системный подход (1950 – настоящее  время: П. Дракер, Т. Питерсон, У. Оучи и др.) основан на применении теории систем в управлении, предполагает подход к организации как к сложному, многоплановому явлению.

В рамках этого подхода  разработаны:

концепция управления по целям;

теория «7S», согласно которой залогом успешной деятельности организации является гармоничное сочетание следующих элементов:

стратегии;

структуры;

технологии;

персонала;

квалификации работающих;

стиля управления;

организационной структуры.

Ситуационный подход (1980 г. – настоящее время) требует, чтобы методы, формы, стили управления варьировались в зависимости от сложившейся ситуации (внутренняя среда организации есть нечто иное, как ответ на различные воздействия извне).

Ключевыми положениями концепции  системного и ситуационного подхода, используемыми в современных условиях, являются:

- рассмотрение организации  как системы, состоящей из взаимосвязанных  и взаимозависимых частей;

- большое значение влияния  окружающей среды и обратной  связи для достижения успеха организации;

- выявление и учет ситуационных  переменных окружающей среды  и их динамики;

- принятие управленческих  решений на основе изучения  всей совокупности ситуационных факторов.

Школа количественного подхода (1960г. – настоящее время) положила начало используемых в современном менеджменте:

- методов количественных  исследований и моделирования  при принятии решений;

- использованию информационных  систем управления и вычислительной  техники.

В результате развития теории и практики менеджмента сложились три основных типа управления. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парадигма управления 90-х годов:

- управление на основе  обучения персонала, значительные  инвестиции в обучение людей и развитие систем управления, отношение к персоналу как к основному ресурсу;

- демократизация управления, слияние интересов партнеров,  гармония интересов разных уровней внутри организации;

- полное использование  возможностей оборудования и  технологий;

- смена материального  стимулирования метамотивацией (возможность самореализации, творческий характер труда, заинтересованность в самом процессе труда);

- развитие горизонтальных  связей внутри организации, делегирование  полномочий; распределенное формирование решений;

- повышенные требования  к менеджерам в части профессиональной  компетенции, постоянного самосовершенствования,  умения решать проблемы, брать  на себя ответственность, участвовать  в групповой работе;

- использование органических  структур;

- четкое представление  о месте организации в будущем.

 

 Поведенческая школа  управления. Начало этому направлению  положил американский социолог  и психолог Э. Мейо, который исследовал психологические мотивы поведения людей.

Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто  превосходят усилия руководителя.

На производительность труда  влияют:

а) межличностные отношения;

б) удовлетворенность работой;

в) забота о работниках.

Политика человеческих отношений должна включать мероприятия, ведущие к удовлетворению текущих нужд работника. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведение свободного времени. Руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

Р. Лайкерт, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, А. Маслоу и др. изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни в целях повышения эффективности организации.

Важнейшее достижение школы  – разработка теорий «Х» и «Y»:

- теория «Х» – средний  индивидуум не любит работать, поэтому его необходимо постоянно  принуждать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности;

- теория «Y» – люди не являются от природы пассивными. Затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле, так как способен сам себя контролировать.

Работы М. Фоллет затрагивали такие категории,  как «власть,  «авторитет», их разграничение, ответственность,  делегирование полномочий и ответственности и др. Рассматривались проблемы конфликтов и их разрешения.

Большой вклад в изучение поведения людей внесли представители  бихевиоризма. Его представители считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как ответ (реакция) на воздействие среды. Эти исследователи изучали мотивацию (А. Маслоу), организационные структуры, коммуникации,  лидерство.

Из школы человеческих отношений и поведенческих наук современный менеджмент использует:

- рассмотрение коллектива  как особой социальной группы;

- использование в менеджменте  факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;

- исследование поведения  людей в организациях в процессе  совместного труда;

отношение к членам коллектива как к активному человеческому  ресурсу.

 

 

2. Положительные стороны управленческих  идеи в работах Л. Гьюлика и Л.Урвика

     

 Дальнейшим развитием классической теории управления занимались Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. За основу они приняли файолевские функции управления, и в конечном итоге административная деятельность включила в себя следующие функции:

планирование;

организация (создание формальных структур) ;

укомплектование штата;

руководство;

координация;

отчетность;

составление бюджета.

 Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особое внимание работе с кадрами.

Английский исследователь  Л.Ф. Урвик является автором примерно 40 работ и многочисленных статей по вопросам организации управления производством. Ряд лет Урвик был директором Международного института по управлению в Женеве, а затем вице-президентом Британского института управления. Под его редакцией в 1956 г. вышла «Золотая книга менеджмента», в которой содержится много сведений по истории научного управления в разных странах.

Информация о работе Принципы управления и «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика их значимость в современном менеджменте