Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:38, контрольная работа
Если оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что «классическая школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в первой четверти XX века переживали очень важный период. Он характеризовался превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их систематизации и обобщения.
Введение 2
1. Теоретические аспекты основных школ менеджмента 4
2. Положительные стороны управленческих идеи в работах Л. Гьюлика и Л.Урвика 11
3. Принципы управления и «Синтетический подход» Урвика и Гьюлика их значимость в современном менеджменте 16
Заключение 22
Список литературы 24
Наиболее видные систематизаторы и популяризаторы «классической» теории организационного управления являются Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик. В 1937 г. Гьюлик и Урвик совместно редактировали «Доклады по вопросам науки администрации». Из II разделов в этом сборнике два—«Заметки о теории организации» и «Наука, ценности и общественная администрация» — принадлежат перу Гьюлика и два — «Организация как техническая проблема» и «функция администрации в аспекте работ Анрн Файоля»—написаны Урвиком. Из других произведений этих авторов заслуживают особого упоминания «Административные размышления о второй мировой войне» Гьюлика и урвиковские «Элементы администрации». Гьюлик, кроме того, участвовал в работе Комиссии по административному управлению, созданной президентом Франклином Д. Рузвельтом в середине 30-х годов.
Подробное изложение
«классических», или «универсальных»,
принципов организации
1) разделение труда или специализация;
2)департаментализация на основе цели, процесса, клиентуры или места;
3) координация посредством иерархии;
4) координация посредством идей;
5) координация посредством комиссий;
6)децентрализация:
7) единство командования;
8) штаб и линия;
9) делегирование;
10) диапазон управления.
Из этих семи элементов
административной деятельности
три - планирование, организация
и координация —
В ряду принципов Гьюлика - Урвика разработаны следующие принципы построения формальной организации:
1. соответствие
людей структуре (сначала
2. создание
специального и «генерального»
штаба. В организации следует
иметь два вида штабов: специальных
(разработка рекомендаций для
руководителя организации) и «
3. сопоставимость прав и ответственности (любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности);
4. диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю)
5. специализация
(возможны три типа
6. определенность.
Определенности в деятельности
организации можно добиться, если
для каждой должности
Именно благодаря Линделлу Урвику была распространена и сохранена значительная часть работ Файоля.
Урвик предложил идею логических квадратов как способ сравнения и систематизации концепций менеджмента. Л. Урвик подчеркивал необходимость подкрепления обязанностей соответствующими правами, в то время как Файоль ответственность рассматривал изолированно. Урвик четко сформулировал проблему «диапазона контроля», т. е. необходимости ограничения числа лиц в непосредственном подчинении руководителя (по его мнению, их должно быть не более 5—6). Следует отметить, что Гьюлик менее категоричен относительно максимального числа подчиненных у руководителя. Он делает попытку определить различные факторы, которые оказывают влияние на оптимальный диапазон, в частности выделяет личные способности самого руководителя, его территориальную близость к контролируемым подчиненным, характер выполняемой работы, устойчивость организации и др. Однако Гьюлик твердо придерживается необходимости учета этого принципа при организации управления. Здесь следует заметить, что вообще проблема контроля остается, и по сей день одним из наиболее крупных пробелов в теории организации. Грайкунас ввел даже особую математическую формулу для определения факторов, детерминирующих объем области контроля.
Согласно его расчетам,
введение каждого нового сотрудника
в сферу подчинения данному начальнику
примерно удваивает число потенциальных
отношений. Если начальник имеет
четырех подчиненных, то введение пятого
увеличивает число
Как считают некоторые специалисты, использование формулы Грайкунаса эффективно тогда, когда предполагается, что:
1) начальник уделяет внимание
потенциальным
2) отношения двух сотрудников
в присутствии третьего
3) рассматриваются равноценные
отношения без учета их
Урвик опубликовал работу «Основы администрирования», в которой показал, что множество «принципов администрирования», сформулированных разными авторами, связаны некой общей для всех логической структурой. Он считал, что техника администрирования находилась тогда в процессе развития, и менеджеры, которые пытались руководить, не опираясь на административные принципы, рисковали все в большей мере оставаться просто любителями.
Большая часть книги "Основы
администрирования" посвящена формированию
административной структуры и модели
для элементов
По формулировке Урвика, организация представляет собой определение видов деятельности, необходимых для достижения какой-либо цели (или «плана»), и их группирования с целью закрепления их за индивидуумами. Урвик предупреждает, что разработка организационной структуры должна осуществляться столь же «хладнокровно и отрешенно», как подготавливается какой-либо проект. При этом ни в коем случае не следует исходить из наличия тех или иных лиц, которые в данное время могут уже работать в организации: следует совершенно непредвзято сначала разработать соответствующую организационную структуру, а затем уже предпринять все необходимые меры, чтобы найти подходящих людей или «добиться их соответствия структуре».
Урвик рассматривал понятие "научный менеджмент" как подтверждение того факта, что методология и общие принципы естественных наук, благодаря которым возникли химические и технические науки, могут и должны быть применены к сфере управления.
Лютер Гьюлик (1892-1993), известный как изобретатель акронима POSDCORB, был директором Института государственного управления, профессором Колумбийского университета и одним из сотрудников администрации президента Рузвельта.
Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой.
Он формулируется следующим
образом:
1. Планирование - определение целей, которые
должны быть достигнуты, и средств, которые
могут при этом использоваться.
2. Организация - создание формальной структуры,
в рамках которой происходит распределение
обязанностей и полномочий.
3. Подбор персонала - набор и подготовка
групп людей, которые исполняют работу,
и обеспечение благоприятных условий
их труда.
4. Командование - принятие решений и непосредственное
руководство подчиненными, а также исполнение
прочих обязанностей лидера.
5. Координация - поддержание связи между
подразделениями организации.
6. Отчетность - информирование тех, кому
управленец подотчетен, а также его подчиненных,
о ходе работ. Реализация этой функции
невозможна без ведения записей, проведения
исследований и осуществления проверок.
7. Бюджетирование - разработка фискальных
мер и ведение финансовых документов.
Помимо POSDCORB, Гьюлик разработал
4 варианта выделения структурных подразделений
внутри организации. Он утверждал, что
в зависимости от конкретных условий,
службы внутри учреждения могут создаваться
в соответствии с:
1) основной целью подразделения (например,
службы безопасности);
2) спецификой работы (инженерные службы
или бухгалтерские отделы);
3) теми, с кем, или тем, с чем данное подразделение
работает (группы внутри фирмы, занимающиеся
работой со студентами или производством
автомобилей);
4) географическим местоположением подразделения.
Гьюлик поддерживал требование единоначалия, сформулированное Файолем, и исключал всякую возможность того, что один служащий будет получать распоряжения из двух источников. Он также настаивал на том, что специализированным подразделением может руководить только человек, имеющий профессиональные познания в данной области. Гьюлик подчеркивал, что руководитель может иметь лишь нескольких подчиненных, каждый из которых, в свою очередь, еще нескольких, но это количество ни в каком случае не должно превышать 6.
В более поздних работах Гьюлик изменил акроним POSDCORB на POSDECORB, вставив в него букву Е - от английского "evaluation", "оценка". Он также пришел к признанию важности децентрализации, делегирования полномочий служащим низшего звена и их участия в принятии решений.
Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций, а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Но благодаря такому расширению система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела более законченный вид. В ней не было пропущено ничего важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций.
Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает Урвик.
К сожалению, именно этот принцип чаще всего нарушают на практике, особенно в научной сфере: раз имеется авторитетный специалист, то под него создается специальный отдел или лаборатория, независимо от того, нужен такой сектор для пользы дела или нет. Такая технология называется «пристраивать нужных людей».
Рациональный метод построения
организации требует как раз
иной логики: сначала создается продуманная
структура, в которой нет лишних
подразделений или уровней
Второй важный элемент эффективной администрации — принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что один работник не может подчиняться сразу двум руководителям. Если он получает непротиворечивые, т. е. совпадающие приказы сразу от двух руководителей, то в этом ничего страшного нет. Налицо лишь ненужное дублирование, показывающее неэффективность управления. Но если приказы разные или даже противоречивые, то неэффективным становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность административных лиц, неясно, кто должен отвечать за неправильный приказ.
Классическая школа первой выдвинула так называемый принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу, предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений. Чтобы решить вопрос, нужны они или нет, надо было действовать в соответствии со следующей схемой: