Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте
Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на её состояние

Содержание работы

1. Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте
2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на её состояние
3. Задача
4. Тест
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 28.40 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финансовый  университет)

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

вариант № 14

 

Студент: Шафер  Мария Ивановна

Курс: 3 ФНО

Личное дело: № 11флд41284

Преподаватель: Брусенцова Лилия Самимовна

 

 

 

 

 

Уфа 2012г.

Содержание

1. Принципы управления  организацией, их содержание и  роль в менеджменте

2. Прямые и косвенные  факторы внешней среды организации,  их влияние на её состояние

3. Задача

4. Тест

Список используемой литературы

 

1. Принципы управления организацией, их содержание и роль в

менеджменте.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент - это  его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению  успешной деятельности организации.

Слово «менеджмент» употребляется  по отношению к людям, коллективам  и организациям: менеджмент организации  означает управление этой организацией.

Предмет науки общего менеджмента - общие закономерности, принципы и  методы управления организациями.

Два основных смысла понятия  «менеджмент»:

1) процесс управления;

2) группа людей, составляющих  орган управления.[3]

Структурные принципы лежат  в основе создания системы взаимосвязанных  задач, прав и ответственности. Организаторские  функции включают дробление задач  на более мелкие подзадачи, перегруппировку  этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения  и передачу ему прав и ответственности  и, наконец, соединение подразделений  цепью целевых команд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.

1. Принцип разделения  труда. Согласно Файолю, разделение и специализация труда - естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается число объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средство использования индивидуумов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены.

2. Принцип единства цели  и руководства. Виды работ,  которые появляются в результате  разделения труда, должны быть  скоординированы и направлены  к единой цели. Процесс группировки  задач по определенным признакам  называется департаментализацией. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности.[2]

3. Принцип соотношения  централизации и децентрализации.  Этот принцип связан с увеличением  или снижением объема власти  руководителя, что позволяет говорить  о той или иной степени централизации  и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует  оптимальный баланс между централизацией  и децентрализацией и что этот  баланс нельзя определить без  учета способностей руководителя, который координирует деятельность  департаментов (отделов).

4. Принцип власти и  ответственности. Этот принцип  утверждает, что должна существовать  связь между ответственностью  руководителя и той властью,  которой он наделен. Желательная  связь состоит в равенстве  этих двух факторов. Оценить эту  связь, особенно при исследовании  задач руководителей высшего  уровня, весьма сложно. Суть дела  в том, что поскольку ответственность  передана руководителю, то ему  должны быть даны и права  отдавать приказы, и власть  требовать их исполнения.

5. Принцип цепи. Естественный  результат применения предыдущих  четырех принципов - создание  соподчиненной цепи руководителей  от высших звеньев управления  до низших уровней. Цепь - это  путь для вертикальных связей  в организации. Соответственно  все связи от низшего уровня  должны пройти через каждого  руководителя в цепи команд. А  связи, идущие сверху, должны пройти  через каждую подчиненную единицу,  прежде чем они достигнут требуемого уровня. Такая цепь будет результативной до того предела, когда: 1) задания однозначно определены; 2) деятельность департаментов основывается на четко установленном базисе и определенных критериях; 3) полномочия специально передаются на нижестоящие уровни управления. В то же время необходимо учитывать возможность существования горизонтальных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с другими сослуживцами на том же уровне организации.

Рассмотренные выше пять принципов  определяют главные вопросы, требующие  решения при создании структуры  задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а  лишь намечают ведущие направления  в деятельности руководителей.[1]

 

2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их

влияние на её состояние.

 

Организация – это открытая система. Она во многом зависит от внешнего мира, а  именно: от ресурсов энергии, кадров, потребителей. Так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей, то необходимо научиться вовремя реагировать на внешние воздействия, умeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию. Так же организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.      

Поэтому в общем смысле под внешней  средой организации мы подразумеваем всю совокупность факторов, которые оказывают то или иное влияние на организацию, например как: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, наука, культура, состояние общества и природные явления.[2]      

Выделяют  два вида факторов внешней среды: прямые и косвенные.      

1) К прямым факторам внешней среды относятся те, которые непосредственно влияют на операционную деятельность организации и испытывают на себе ее влияние. Это поставщики, трудовые ресурсы, законодательные органы, органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.     

Потребитель. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами.     

Всех  потребителей можно разделить на четыре большие группы:

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект.

 

     Конкуренты. Конкуренты являются важной составляющей внешней среды. Отметим, что под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но и компании, которые производят заменители. Таким образом, существует два вида конкурентов. Это прямые конкуренты (производители аналогичных товаров) и косвенные конкуренты (компании, производящие заменители аналогичных товаров).     

Немало важную роль играют и внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. Организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки. Возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, поскольку эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.     

Конечно, сильное воздействие на организации  оказывает и государство в том числе. В основном это происходит через законодательное регулирование деятельности. В настоящее время резко возросли количество и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступают в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение таких требований.[3]     

2) Косвенные факторы внешней среды — факторы, не всегда оказывающие прямое и немедленное воздействие на операционную деятельность организации, но все же влияющие на них. К ним относятся экономические условия, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения.     

Экономические факторы. Деятельность предприятия сильно зависит от экономических факторов. Каждый фактор, такой как быстрый темп роста инфляции, ставки кредитования бизнеса, уровень занятости населения, может дать толчок для дальнейшего процветания, либо может представлять угрозу. Поэтому факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения.     

Политические  факторы. Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций.     

Социокультурные факторы. При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.[4]     

Научно-технический  прогресс. Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.[5]

 

 

3. Задача

 

 

 Необходимо  расположить стадии контроля в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:     

а) фиксирование состояния объектов (мониторинг)      

б) выбор объектов контроля     

в) выявление характера отклонений     

г) оценка возможных последствий отклонений      

д) выявление причин отклонений

 

Решение

Технологическая последовательность стадий контроля:

1. Выбор объекта контроля (б);

2. Фиксирование состояния объектов (мониторинг) (а);

3. Выявление характера  отклонений (в);

4. Выявление причин отклонений (д);

5. Оценка возможных последствий  отклонений (г).

 

4. Тест

 

Наиболее сложный тип  организационной структуры:

  1. линейная
  2. матричная
  3. функциональная
  4. матрично-штабная
  5. линейно-функциональная

 

Организационная структура  управления (ОСУ) организации - часть  ее организационной структуры и  представляет собой упорядоченную  совокупность органов управления, а  также связей между ними и лицами в организации для решения  управленческих задач в организации.

Линейная ОСУ - самая простая  бюрократическая иерархическая  структура управления. В простейшем виде она состоит из руководителя предприятия и нескольких подчиненных  работников, крупные же предприятия  могут иметь до 3-4-х и даже более  уровней иерархии.

Функциональная ОСУ - совокупность подразделений специализированных на выполнение конкретных видов работ, необходимых для принятия решений  в системе линейного управления.

Информация о работе Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте