Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
 проанализировать теоретический материал по данной теме;
 изучить разновидности управленческих решений, их функции,
регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
 выявить сущность муниципального управления;
 показать роль и место управленческих решений для муниципального
управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1 Структура управленческих решений……………………………………
1.1 Понятие и классификация управленческих решений……………….
1.2 Субъекты и объекты управленческих решений………………………
2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления…………………………………………………………………..
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления………….
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям…….....
2.3 Процесс принятия управленческого решения……………………...
2.4 Практическое применение принятия управленческих решений…..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………… 3

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.

Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации.

Выделяют также решения:

    1. Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
    2. Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

Функции управленческих решений:

  1. Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
  2. Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
  3. Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.

 

    1. Субъекты и объекты управленческих решений

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности.

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица.

К данным субъектам относятся:

  1. Глава муниципального образования;
  2. Руководители муниципальных органов исполнительной власти;
  3. Первые заместители и заместители главы муниципального образования,

муниципальных органов исполнительной власти;

  1. Заместители глав муниципальных образований и руководителей

муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители;

  1. Руководители, заместители руководителей самостоятельных

управлений, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей исполнительных органов муниципального образования;

  1. Начальники структурных отделов исполнительного органа

муниципального образования и структурных отделов самостоятельных управлений, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.

 

Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.

Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.

Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:

1)осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;

2)необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов;

3)решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного разрешения;

4)необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;

5) прогнозирование и определение социально – экономического развития;

6)разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.

Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

 

Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.

Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.

 

 

 2 Управленческое решение в системе муниципального управления

 

2.1 Понятие, функции и  задачи муниципального управления

Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.

Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.

Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.

Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.

Основными функциями управления являются:

1) прогнозирование изменений в  развитии каких-либо событий и  процессов на основе полученной  информации о прошлом и настоящем  с учётом всех условий и  факторов влияния;

2) планирование – определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;

3)выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;

4) распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих деятельность по реализации управленческого решения;

5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной  деятельности;

6) контроль с целью выявить  и устранить отклонения в реализации  решений и принятие мер к  нарушителям;

7) учёт людских, материальных и  финансовых ресурсов;

8) информационное обеспечение и  информационно-аналитическая работа;

9) кадровое, материально-техническое  обеспечение, финансирование и т.п.

Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права.

При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.

Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах:

а) решение как план (способ) решения задачи;

б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения;

в) решение как результат выполнения плана решения.

В отличие от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации – вторичны.

 

Рассмотрим организационные принципы управления.

1) Принцип плавности в условиях  перехода к рыночной экономике  выражается в разработке различных  программ развития хозяйства, прогнозировании  результатов региональных программ, расчётах по наиболее эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении приоритетных целей и задач.

2) Принцип объективности требует  анализа и учёта фактического  состояния и развития процессов  и явлений, условий, существующих в социальной среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального управления.

3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.

4) Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ, выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

5) Принцип рациональности заключается  в том, что цели и задачи  управления должны достигаться  при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.

6) В тесной связи с принципом  рациональности находится принцип  ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, структуры, форм и методов работы.

7) Принцип единоначалия заключается  в том, что вопросы текущего  оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например, принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.

8) Особую роль в муниципальном  управлении отводится принципу  отраслевого управления. В соответствии  с ним для решения определённой группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.

9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий.

Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации.

Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.

По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:

1. Если осуществление этапов  происходит в строгой последовательности  и есть достаточная определенность  по всем этапам процесса управления и уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.

Информация о работе Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления