Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
проанализировать теоретический материал по данной теме;
изучить разновидности управленческих решений, их функции,
регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального
управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
Введение……………………………………………………………………..
1 Структура управленческих решений……………………………………
1.1 Понятие и классификация управленческих решений……………….
1.2 Субъекты и объекты управленческих решений………………………
2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления…………………………………………………………………..
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления………….
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям…….....
2.3 Процесс принятия управленческого решения……………………...
2.4 Практическое применение принятия управленческих решений…..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………… 3
По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.
Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации.
Выделяют также решения:
Функции управленческих решений:
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.
В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.
Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности.
Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица.
К данным субъектам относятся:
муниципальных органов исполнительной власти;
муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители;
управлений, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей исполнительных органов муниципального образования;
муниципального образования и структурных отделов самостоятельных управлений, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.
Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.
Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.
Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:
1)осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
2)необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних, так и внутренних факторов;
3)решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного разрешения;
4)необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;
5) прогнозирование и определение социально – экономического развития;
6)разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.
Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.
Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.
Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.
2 Управленческое решение в системе муниципального управления
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления
Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.
Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.
Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.
Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными органами и должностными лицами.
Основными функциями управления являются:
1) прогнозирование изменений в
развитии каких-либо событий и
процессов на основе
2) планирование – определение направлений, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;
3)выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
4) распорядительство и координаци
5) правовое регулирование
6) контроль с целью выявить
и устранить отклонения в
7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
8) информационное обеспечение и
информационно-аналитическая
9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права.
При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.
Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах:
а) решение как план (способ) решения задачи;
б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения;
в) решение как результат выполнения плана решения.
В отличие от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е. результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные структуры по их реализации – вторичны.
Рассмотрим организационные принципы управления.
1) Принцип плавности в условиях
перехода к рыночной экономике
выражается в разработке
2) Принцип объективности требует
анализа и учёта фактического
состояния и развития
3) Принцип дифференциации (разделения)
и фиксирования функций и
4) Принцип научности заключается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе ЭВМ, выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
5) Принцип рациональности
6) В тесной связи с принципом
рациональности находится
7) Принцип единоначалия
8) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты. Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учётом местных условий.
Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации.
Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют на несколько типов:
1. Если осуществление этапов
происходит в строгой
Информация о работе Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления