Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных отношений.
Задачи исследования:
проанализировать теоретический материал по данной теме;
изучить разновидности управленческих решений, их функции,
регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального
управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
Введение……………………………………………………………………..
1 Структура управленческих решений……………………………………
1.1 Понятие и классификация управленческих решений……………….
1.2 Субъекты и объекты управленческих решений………………………
2 Управленческие решения как главный компонент муниципального
управления…………………………………………………………………..
2.1 Понятие, функции и задачи муниципального управления………….
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям…….....
2.3 Процесс принятия управленческого решения……………………...
2.4 Практическое применение принятия управленческих решений…..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………… 3
2.Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в корректировке, и она вносится, то процесс управления называется корректирующим.
3.Когда нет возможности выделить главную проблему и принять единственное решение, тип процесса управления характеризуется как разветвленный.
4.Если цель формируется в условиях неопределенности как предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в этом случае носит название ситуационного.
5. Если приходится непрерывно
уточнять ситуацию и
Особенности принятия решения в органах муниципального управления:
1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
2. Наличие у управленцев умения
выявить зарождение
3. Необходимость уметь выделить
из огромного числа вопросов
узловые. Для специалистов
4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Итак, мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность, эффективность управленческой деятельности, применение новых методов управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического управления, которая облегчает управленческую деятельность.
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Руководитель любого уровня управления осуществляет возложенные на него экономические, социальные и политические функции путем подготовки, принятия и организации выполнения решений.
Действенность управленческого решения зависит от его качества, которое в свою очередь должно соответствовать ряду требований.
Решения (планы, задания, приказы, распоряжения, инструкции мероприятия, постановления) принимаются на всех уровнях и во всех звеньях руководства. Решение является фундаментом, на котором строится все здание управления.
Одним из обязательных требований, предъявляемых к управленческим решениям, является их научная обоснованность. При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные. Для того чтобы понять суть проблемы, необходимо привлечь всех причастных к ней людей, задавая им как можно больше вопросов. В сложных случаях целесообразно построить модель проблемы и на ней рассматривать все варианты. Решение должно приниматься на основе достаточно полной и достоверной информации о состоянии объекта, внешней среды с учетом действия экономических законов и конкретной производственной обстановки.
В соответствии с требованием научной обоснованности управленческие решения должны быть реальными и политически направленными, выработанными с учетом анализа возможных вариантов использования достижений науки и техники, передового опыта, основываться на итогах научно-исследовательских разработок, выявленных закономерностях и тенденциях, нормативах, прогрессивном опыте решения задач управления.
Реальность управленческих решений обеспечивается наличием возможностей для их управления (подготовленность, качество обслуживания потребителей, оснащенность необходимым торгово-технологическим оборудованием). Реальность управленческих решений гарантируется глубоким и всесторонним изучением состояния возможностей не только объектов управления, но и внешней среды.
Управленческие решения должны иметь целевую направленность, то есть соответствовать целям, поставленным перед подразделением управляемого объекта, деятельности которого касается данное решение, или объектом в целом. В процессе деятельности перед руководителями предприятий возникают задачи разной важности: главные задачи, связанные с более полным удовлетворением потребностей населения, повышением качества продукции и обслуживания; второстепенные, относящиеся к организации различных сторон деятельности предприятий, каким-либо частным процессам и явлениям. Целевая направленность управленческого воздействия на объект управления предусматривает необходимость решения частных, второстепенных задач, исходя из решения главных.
Управленческое решение должно иметь количественную и качественную определенность в зависимости от поставленной задачи.
Эффективность управленческого решения предполагает в каждом конкретном случае его принятия выбор оптимального варианта с учетом критерия оценки эффективности. Во многих случаях критерии оценки выбирают из ряда количественных показателей – наименьшие затраты, наивысшая производительность, эффективное использование основных фондов и т.п. Кроме того, используются качественные показатели: качество труда, продукции, обслуживания, условия труда, влияние принимаемого решения на авторитет руководителя, оценка вариантов решений подчиненными, а также вышестоящими руководителями и т.д. Критерии оценки эффективности решений должны наиболее полно отражать результаты, быть достаточно простыми и конкретными.
Управленческое решение должно удовлетворить требованию правомочности. Правомочности каждого руководителя в пределах его служебных обязанностей заключаются, как правило, в возможности распоряжаться трудовыми, материальными, денежными и другими ресурсами в целях достижения заданных результатов. Нарушение этой правомочности, т.е. принятие решений, не соответствующих правам, обычно ведет к невыполнению этих решений. Управленческие решения вырабатываются в соответствии с полномочиями линейных руководителей, коллегиальных органов, принимающих эти решения. Выполнение данного требования обеспечивается разработкой положений об органах управления, отделах, должностных инструкций.
Требование законности управленческого решения состоит в том, чтобы решение не противоречило действующим государственным и ведомственным законоположениям, приказам, нормативам, стандартам, инструкциям и другим документам. Работники аппарата управления предприятий и организаций общественного питания, деятельность которых связана с выработкой управленческих решений, обязаны хорошо знать постановления и законы, хозяйственные нормативные акты, постановления и приказы руководителей вышестоящих организаций, применительно к специфике решаемых вопросов.
Решение должно быть экономичным, т.е. иметь высокие конечные результаты при наименьших затратах.
Каждое управленческое решение имеет не только экономические, но и социальные, политические последствия, пренебрежение к которым может привести к значительному снижению ожидаемого от его принятия эффекта.
Управленческие решения должны носить комплексный характер. Важное значение в процессе принятия решений имеют условия их принятия: право принятия решений, полномочия, обязанность принимать решения, ответственность за принятые решения, компетентность в решаемых вопросах.
Право принятия решений обуславливает обязательность их выполнения. С правом принятия решений взаимосвязаны вопросы полномочий, под которым понимаются границы, в пределах которых тот или иной руководитель имеет право принимать решения. Руководитель, наделенный правом и полномочием принятия решений, в ситуации, требующей решений, обязан его принимать.
Ответственность за выполнение решений должна быть строго регламентирована. Нести ее должен тот, кому принадлежит право полномочия, и кто обязан принимать решения. За все решения коллегиальных органов ответственность несет их руководитель организации, предприятия или соответствующего подразделения. В связи с этим все решения коллегиальных органов (производственных совещаний) вступают в силу лишь после утверждения руководителем.
Одним из необходимых условий принятия решений является компетентность руководителя в рассматриваемых вопросах. Привлечение руководителем специалистов для подготовки решений по вопросам, требующим глубоких знаний по отдельным частным проблемам, называется заимствованием компетенции, а разделение и передача подчиненным части своих полномочий по принятию решений.
Управленческое решение должно быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений. Управленческое решение должно быть всесторонне обоснованным, При поиске решения нужно просматривать все возможные варианты, анализируя ситуацию с разных сторон, учитывая последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные.
Основные требования к управленческим решениям и условия их достижения рассмотрены в таблице.
Таблица 1- Основные требования к управленческим решениям и условия их достижения
Наименование требования |
Условия достижения |
1. Соответствие действующему |
Контроль со стороны юриста, референта |
2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать). |
Знания и интуиция руководителя |
3. Наличие четкой целевой направленности и адресности |
Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника |
4. Отсутствие в тексте |
Контроль со стороны юриста, референта. |
5. Возможность организационной выполнимости |
Заключение специалистов или экспертов. |
6. Наличие параметров для |
Составление рабочих документов. |
7. Учет возможных отрицательных
последствий при реализации |
Заключение внешних экспертов. |
8. Наличие у руководителей |
Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах. |
9. Наличие возможности |
Набор расчетов и предложений. |
Таким образом, из вышеизложенного следует, что управленческие решения должны соответствовать ряду требований, таких как:
- научная обоснованность;
- реальность управленческого решения;
- политическая направленность;
- целевая направленность;
- количественная и качественная определенность;
- правомочность;
- законность;
- своевременность;
- обязательность выполнения;
- компетентность руководителя;
- всесторонняя обоснованность;
- экономичность;
- гибкость;
- понятность;
2.3 Процесс принятия
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:
1) Необходимость исполнения
2)Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения[18]. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.
Сущность управленческих решений:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.
2. Технологическая - проявляется в
возможности обеспечения
Информация о работе Принятие управленческих решений в сфере муниципального управления