Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:48, контрольная работа
Целью контрольной работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента.
Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;
2. провести теоретический анализ системы функций менеджмента
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.2 СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ, МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ 5
2 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Природа и состав функций менеджмента 4
1.1 Функция управления в системе категорий менеджмента 4
1.2 Содержание и элементы функции контроля, основные задачи и виды контроля. Основные этапы процесса контроля, модель процесса контроля 5
2 Охарактеризуйте основные подходы к принятию решения 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Общество состоит из огромного
количества различных организаций,
и большинство людей почти
всю свою сознательную жизнь связаны
с организациями, являясь их членами,
либо же вступая с ними в контакт
(2).
Что же такое организация? Отвлекаясь
от отдельных частных аспектов можно сказать,
что основными составляющими любой организации
являются люди, входящие в данную организацию,
задачи, для решения которых данная организация
существует, и управление, которое формирует,
мобилизует и приводит в движение потенциал
организации для решения стоящих перед
ней задач.
На вопрос, что и как делается в управлении, отвечает его функциональная характеристика. Функции управления являются общими для любых организаций независимо от характера выполняемой деятельности. Анри Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: планирование, функцию организации, распорядительство, координацию и контроль. Современные авторы выделяют следующие общие функции менеджмента: планирование, организация (организовывание), мотивация и контроль, к ним относят также подфункцию координации, обеспечивающую согласование и взаимодействие остальных функции.
Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален.
И целью контрольной работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента.
Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;
2. провести теоретический анализ
системы функций менеджмента.
Управление в широком смысле слова – это целенаправленный перевод любой заданной системы в нужное состояние. Под системами понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные и другие объекты. Системы с участием человека называются социальными. К ним относятся государство, армия, предприятие, церковь и т.д. Каждая из этих систем требует знаний и умений управления ими. Выводя новые сорта растений, породы животных, изобретая новые машины и компьютеры, поднимая людей на революции и войны, люди управляют теми или иными процессами. Сфера нашей будущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана с организацией, под которой мы в дальнейшем будем подразумевать предприятие, учреждение, фирму.
В деятельности организации можно
выделить три области, которые требуют
управления: производство, маркетинг,
деятельность и люди. Управление производством
охватывает его функционально-
Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью – это планирование. Экономическая постановка производственных задач, контроль за выполнением заданий и т.д. Управление людьми как персоналом – это обеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, информирование, мотивация работников и т.д.
Управление деятельностью и
людьми составляет основу менеджмента.
Исторически менеджмент как сфера
деятельности совпадает с выделением
предпринимательской
Таким образом, менеджмент – это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики.
В отечественной управленческой литературе понятие «управление» синонимично понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации.
Как отмечает Сетков В.И., нужно также помнить, что термины «управление», «менеджмент» и «руководство» могут употребляться в смысле реализации функций, а также в смысле определенного института, органа: управление кадров, строительное управление, руководство фирмы или завода, высший и низший уровень менеджмента.
Специфика труда менеджера заключается в том, что руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.
Предметом труда менеджера является
информация, объектом воздействия –
человек, средством труда – оргтехника.
Продуктом труда менеджера
Контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды. Т.е., это процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении.
Сущность контроля заключается в выработке и осуществлении эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения целей деятельности.
Цель контроля, т.о., заключается в выработке и осуществлении управляющего воздействия, которое устранит отклонение от плана.
Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль является неотъемлемым элементом сущности всякой организации. Он же является обязательным условием управления и одной из важнейших его функций.
Функция контроля - процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.
Контроль как функция
управления представляет собой вид
управленческой деятельности, обеспечивающий
возможность удержания
Критерием эффективности
любой системы контроля служит ее
способность обеспечивать возможность
(организационные и
При создании системы контроля используют типовые технологии, которые определяются следующей совокупность работ или этапов:
• определение (выбор) концепции контроля: система контроля, процесс или процессы контроля, частные проверки тех или иных показателей;
• определение области контроля, включая качество продукции, производительность труда, себестоимость продукции и т. д.;
• определение целей и структуры органов контроля;
• определение и учет общих требований и норм контроля (этические, правовые, производственные и т. п.);
• определение объема контроля — полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый и другие возможности;
• методы контроля – качественные, количественные, визуальные, инструментальные, автоматизированные, неавтоматизированные, разрушающие, неразрушающие.
Основные задачи функции контроля включают в себя:
Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.
Т.о., главной целью при создании систем контроля является обеспечение возможности результативно и эффективно достигать целей.
Реализация функции контроля
включает проведение различных видов
контроля деятельности организации
для достижения ее целей:
1) Предварительный
контроль осуществляется до фактического
начала работ. Основными средствами осуществления
предварительного контроля являются определенные
правила, процедуры и линии поведения,
которые вырабатываются для обеспечения
реализации намеченных планов организации.
Строгое выполнение этих правил, процедур
и поведения позволяет убедиться в правильной
организации будущей деятельности.
Предварительный контроль применяется,
как правило, в ключевых областях хозяйственной
деятельности организации. Здесь различают:
- Контроль трудовых
ресурсов обеспечивается путем тщательного
анализа деловых и профессиональных знаний,
навыков персонала, которые требуются
для выполнения конкретных должностных
обязанностей. С учетом этого производится
отбор соответствующих специалистов и
кандидатов на замещение конкретных должностей
для обеспечения реализации намеченных
планов.
- Контроль используемых материальных ресурсов осуществляется в соответствии с действующими стандартами качества. Существуют различные методы предварительного контроля ресурсов: входной контроль поступающих материальных ресурсов на предприятии-потребителе или у поставщика; выбор поставщика, который доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям; установление минимальных нормативов запасов материальных ресурсов на уровне, исключающем дефицит в производстве.
- Контроль финансовых ресурсов сводится к их планированию с учетом имеющихся или доступных источников. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является разработка бюджета, которая осуществляется в рамках функции планирования. Бюджет позволяет оценить и сбалансировать необходимые наличные деньги с источниками их поступления.
2) Текущий
контроль осуществляется непосредственно
в ходе проведения работ. Такой контроль
выполняется как измерение фактических
результатов (показателей результативности)
после завершения конкретных этапов или
элементов работы. Организация текущего
контроля осуществляется в соответствии
с принципом обеспечения обратной связи.
Под обратной связью в системе контроля
понимается получение данных о текущих
результатах.
3) Заключительный
контроль по принципу организации
работ аналогичен текущему контролю. Но
при текущем контроле обратная связь используется
в ходе проведения работ, а соответственно
и измерения результатов производятся
в процессе текущей деятельности. В рамках
же заключительного контроля обратная
связь учитывается после завершения всей
работы. Результаты при этом измеряются
после завершения конкретных работ. Этот
контроль не может повлиять на проблемы
при их возникновении в процессе осуществления
хозяйственной деятельности организации
по достижению ее целей, но он решает две
важные задачи: