Природа и состав функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента.
Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;
2. провести теоретический анализ системы функций менеджмента

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.2 СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ, МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ 5
2 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Файлы: 1 файл

тема 6.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)



 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Природа и состав функций  менеджмента 4

1.1 Функция управления в системе категорий менеджмента 4

1.2 Содержание и элементы функции контроля, основные задачи и виды контроля. Основные этапы процесса контроля, модель процесса контроля 5

2 Охарактеризуйте основные подходы к принятию решения 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество состоит из огромного  количества различных организаций, и большинство людей почти  всю свою сознательную жизнь связаны  с организациями, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт (2).  
Что же такое организация? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

На вопрос, что и как  делается в управлении, отвечает его  функциональная характеристика. Функции  управления являются общими для любых  организаций независимо от характера  выполняемой деятельности. Анри Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: планирование, функцию организации, распорядительство, координацию и контроль. Современные авторы выделяют следующие общие функции менеджмента: планирование, организация (организовывание), мотивация и контроль, к ним относят также  подфункцию координации, обеспечивающую согласование и взаимодействие остальных функции.

Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы  всегда актуален.

И целью контрольной работы является теоретическое изучение природы  и состава функций менеджмента.

Объект работы: теоретические  аспекты функций менеджмента.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1.  рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;

2.  провести теоретический анализ системы функций менеджмента.  

1 природа и состав функций менеджмента

    1. Функция управления в системе категорий  менеджмента

Управление в широком смысле слова – это целенаправленный перевод любой заданной системы  в нужное состояние. Под системами  понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные и другие объекты. Системы с участием человека называются социальными. К ним относятся  государство, армия, предприятие, церковь  и т.д. Каждая из этих систем требует  знаний и умений управления ими. Выводя новые сорта растений, породы животных, изобретая новые машины и компьютеры, поднимая людей на революции и  войны, люди управляют теми или иными  процессами. Сфера нашей будущей  деятельности, наших интересов будет  так или иначе связана с  организацией, под которой мы в  дальнейшем будем подразумевать предприятие, учреждение, фирму.

В деятельности организации можно  выделить три области, которые требуют  управления: производство, маркетинг, деятельность и люди. Управление производством  охватывает его функционально-технологическую  структуру и является предметом  изучения специалистов (технологов, инженеров). Самостоятельной сферой деятельности в организации также является маркетинг.

Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью –  это планирование. Экономическая  постановка производственных задач, контроль за выполнением заданий и т.д. Управление людьми как персоналом –  это обеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, информирование, мотивация работников и т.д.

Управление деятельностью и  людьми составляет основу менеджмента. Исторически менеджмент как сфера  деятельности совпадает с выделением предпринимательской деятельности из всего производства. Менеджмент – это искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными  ресурсами в целях наиболее эффективной  производственной деятельности организации. В этом смысле управление организацией и менеджмент организации совпадают  почти полностью. При всей схожести понятий «управление» и «менеджмент» они имеют отличия и специфичность. Термин «управление», имеет более  обширную смысловую нагрузку. Понятие  «менеджмент» по смысловому содержанию включает в себя в качестве основополагающей составной части принятое в нашей  стране понятие «организация управления».

Таким образом, менеджмент – это  не просто управление организацией, а  управление в условиях рынка, рыночной экономики.

В отечественной управленческой литературе понятие «управление» синонимично  понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации.

Как отмечает Сетков В.И., нужно также  помнить, что термины «управление», «менеджмент» и «руководство» могут  употребляться в смысле реализации функций, а также в смысле определенного  института, органа: управление кадров, строительное управление, руководство  фирмы или завода, высший и низший уровень менеджмента.

Специфика труда менеджера заключается  в том, что руководитель не принимает  непосредственного участия в  процессе производства. Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.

Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия –  человек, средством труда – оргтехника. Продуктом труда менеджера является управленческое решение.

    1. Содержание  и элементы функции контроля, основные задачи и виды контроля. Основные этапы  процесса контроля, модель процесса контроля

Контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды. Т.е., это процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении.

Сущность контроля заключается  в выработке и осуществлении  эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения  заданной эффективности достижения целей деятельности.

Цель контроля, т.о., заключается  в выработке и осуществлении  управляющего воздействия, которое  устранит отклонение от плана.

Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых  результатов и проведение корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль является неотъемлемым элементом сущности всякой организации. Он же является обязательным условием управления и одной из важнейших  его функций.

Функция контроля - процесс, при помощи которого руководство получает информацию о действительном состоянии дел по выполнению плана и о ходе решения задач, направленных на достижение целей организации. Реализация контроля включает также оценку отклонений от плана, определение их причин и принятие управленческих решений.

Контроль как функция  управления представляет собой вид  управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации  на выбранном пути достижения целей  путем периодической оценки, сопоставления  текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых  корректирующих действий.

Критерием эффективности  любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных  управленческих воздействий по достижению целей.

При создании системы контроля используют типовые технологии, которые определяются следующей совокупность работ или этапов:

• определение (выбор) концепции  контроля: система контроля, процесс  или процессы контроля, частные проверки тех или иных показателей;

• определение области  контроля, включая качество продукции, производительность труда, себестоимость  продукции и т. д.;

• определение целей и  структуры органов контроля;

• определение и учет общих требований и норм контроля (этические, правовые, производственные и т. п.);

• определение объема контроля — полный, сплошной, эпизодический, выборочный, финансовый и другие возможности;

• методы контроля – качественные, количественные, визуальные, инструментальные, автоматизированные, неавтоматизированные, разрушающие, неразрушающие.

Основные задачи функции  контроля включают в себя:

  1. Обнаружение и устранение неопределенности. Множество разнообразных обстоятельств может помешать реализации планов и функционированию организационных структур. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции могут сделать планы невыполнимыми. Источником неопределенности также могут являются и люди, работающие в организации. Т.о., изменения факторов внешней и внутренней среды могут привести к необходимости уточнения и корректировки принятых решений.
  2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций предусматривает своевременное выявление проблем, которые могут развиться в кризис, для принятия неотложных мер по его недопущению. Ошибки, возникающие внутри организации, переплетаются, множатся и если их вовремя не исправить, могут привести к катастрофе. Известно, что в большинстве создающихся мелких предприятий не понимают важности функции контроля, допущенные ошибки накладываются и нарастают, пока не происходит банкротство.
  3. Поддержание успеха. Эта задача состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно могут способствовать достижению ее целей. При этом следует учитывать реальные возможности влияния результатов этой деятельности на общий успех организации.
  4. Широта контроля. Каждый руководитель обязан осознать и осуществлять эту функцию как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Контроль должен осуществляться на всех стадиях процесса управления. Ни одну функцию менеджмента (планирование, организация, мотивация) нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

Главный смысл контроля заключается  в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности  управленческого процесса.

Т.о., главной целью при  создании систем контроля является обеспечение  возможности результативно и  эффективно достигать целей.

Реализация функции контроля включает проведение различных видов  контроля деятельности организации  для достижения ее целей:  
1) Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля являются определенные правила, процедуры и линии поведения, которые вырабатываются для обеспечения реализации намеченных планов организации. Строгое выполнение этих правил, процедур и поведения позволяет убедиться в правильной организации будущей деятельности. 
Предварительный контроль применяется, как правило, в ключевых областях хозяйственной деятельности организации. Здесь различают: 
- Контроль трудовых ресурсов обеспечивается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний, навыков персонала, которые требуются для выполнения конкретных должностных обязанностей. С учетом этого производится отбор соответствующих специалистов и кандидатов на замещение конкретных должностей для обеспечения реализации намеченных планов.

- Контроль используемых  материальных ресурсов осуществляется в соответствии с действующими стандартами качества. Существуют различные методы предварительного контроля ресурсов: входной контроль поступающих материальных ресурсов на предприятии-потребителе или у поставщика; выбор поставщика, который доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям; установление минимальных нормативов запасов материальных ресурсов на уровне, исключающем дефицит в производстве.

- Контроль финансовых  ресурсов сводится к их планированию с учетом имеющихся или доступных источников. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является разработка бюджета, которая осуществляется в рамках функции планирования. Бюджет позволяет оценить и сбалансировать необходимые наличные деньги с источниками их поступления.

2) Текущий  контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Такой контроль выполняется как измерение фактических результатов (показателей результативности) после завершения конкретных этапов или элементов работы. Организация текущего контроля осуществляется в соответствии с принципом обеспечения обратной связи. Под обратной связью в системе контроля понимается получение данных о текущих результатах.  
3) Заключительный контроль по принципу организации работ аналогичен текущему контролю. Но при текущем контроле обратная связь используется в ходе проведения работ, а соответственно и измерения результатов производятся в процессе текущей деятельности. В рамках же заключительного контроля обратная связь учитывается после завершения всей работы. Результаты при этом измеряются после завершения конкретных работ. Этот контроль не может повлиять на проблемы при их возникновении в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации по достижению ее целей, но он решает две важные задачи:

Информация о работе Природа и состав функций менеджмента