Природа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента
1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
4. Элементы процесса управления. Функции управления
5. Кадры управления и их роли
6. Необходимые навыки и качества менеджера
ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли
1. Классическая школа в управлении
2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
3. Количественный подход к управлению
4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S
5. Американская, европейская и японская модели управления
6. «Новая философия управления»
ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
1. Содержание понятия «среда организации»
2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
3. Организационная культура, ее элементы и типы
4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
5. Реакции организации на изменения внешней среды
ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации
1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников
3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях
ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений
1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления
2. Классификация управленческих решений
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
4. Групповое принятие решений
ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление
1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности
2. Сущность и значение стратегического планирования
3. Стратегия, ее элементы и уровни
4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты
5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления
1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие
2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование
3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура
ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации
1. Понятие и роль коммуникаций в управлении
2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
5. Типы коммуникационных сетей
6. Управление коммуникациями в организации
ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления
1. Понятие и модель мотивации
2. Развитие концепции мотивации разными школами управления
3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера
4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель
5. Понятие и классификация методов управления
6. Основные принципы управления
ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации
1. Природа лидерства и его основа
2. Баланс власти и ее формы
3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка
5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона
6. Лидерство женщин
ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами
1. Группы в организации и их типы
2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой
3. Характеристика групп и их эффективность
4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими
5. Преимущества и недостатки работы в командах
ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами
1. Природа и типы конфликтов в организации
2. Причины и последствия конфликтов
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
4. Причины стресса и снижение его уровня
ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации
1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями
2. Типы организационных изменений
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
4. Концепция организационного развития
ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент
1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей
3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра
4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей
ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами
1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации
2. Цели и функции управления ЧР
3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР
4. Этапы управления ЧР
5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала
6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой
7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы воз

Файлы: 1 файл

Менеджмент. Конспект лекций_Дорофеева Л.И_2007 -192с.doc

— 1,020.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Л. И. Дорофеева

 

Менеджмент.

 

Конспект лекций

 

 

 

Издательство: Эксмо, 2007 г.; 192 стр.

 

 

 

Конспект лекций соответствует  требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального  образования и предназначен для  освоения студентами вузов специальной дисциплины "Менеджмент".

Лаконичное и четкое изложение  материала, продуманный отбор необходимых  тем позволяют быстро и качественно  подготовиться к семинарам, зачетам  и экзаменам по данному предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента

  1. Понятие менеджмента, его  необходимость. Определения управления 

  2. Управление как особый  вид деятельности, его специфика 

  3. Организация как объект  управления: составные части, уровни, основные процессы 

  4. Элементы процесса управления. Функции управления

  5. Кадры управления и их  роли 

  6. Необходимые навыки и качества  менеджера 

ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли 

  1. Классическая школа в управлении 

  2. Школы человеческих отношений  и поведенческих наук 

  3. Количественный подход к управлению

  4. Системный и ситуационный  подходы. Теория 7-S

  5. Американская, европейская и  японская модели управления 

  6. «Новая философия управления» 

ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя  среда организации 

  1. Содержание понятия «среда организации»

  2. Внутренняя среда и ее  переменные: менеджеры, работники,  культура 

  3. Организационная культура, ее  элементы и типы 

  4. Внешняя среда прямого  и косвенного воздействия. Характеристики  внешней среды 

  5. Реакции организации на изменения внешней среды

ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика  и социальная ответственность организации 

  1. Понятие управленческой этики.  Критериальные подходы к принятию  этических решений 

  2. Способы повышения этичности  поведения руководителей и рядовых  работников

  3. Проблемы этики и социальной  ответственности в отечественных  организациях 

ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений 

  1. Понятие управленческого  решения и его местов процессе  управления 

  2. Классификация управленческих  решений 

  3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

  4. Групповое принятие решений 

ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление

  1. Понятие стратегического  управления, его необходимость и  особенности 

  2. Сущность и значение стратегического  планирования 

  3. Стратегия, ее элементы и уровни

  4. Формулирование стратегии:  основные этапы и инструменты 

  5. Многообразие стратегий: корпоративная  стратегия и ее типы; бизнес-стратегия  и ее типы; функциональные стратегии  организации 

ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления

  1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие

  2. Построение вертикальной  структуры: разделение труда,  цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация  и децентрализация, координирование 

  3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура

ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации 

  1. Понятие и роль коммуникаций  в управлении 

  2. Процесс коммуникаций, его  элементы и этапы 

  3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры

  4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры 

  5. Типы коммуникационных сетей 

  6. Управление коммуникациями  в организации 

ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала  в организации. Методы управления

  1. Понятие и модель  мотивации 

  2. Развитие концепции  мотивации разными школами управления 

  3. Содержательные теории  мотивации: теория иерархии потребностей  А. Маслоу; двухфакторная теория  Ф. Герцберга; теория приобретенных  потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера 

  4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель

  5. Понятие и классификация  методов управления 

  6. Основные принципы  управления 

ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство  в организации 

  1. Природа лидерства  и его основа 

  2. Баланс власти и ее формы

  3. Эффективный стиль  лидерства: подход с позиций  личных качеств; поведенческий  и ситуационный подходы 

  4. Классификация стилей  руководства в поведенческом  подходе. Управленческая решетка  Р. Блэйка 

  5. Ситуационные теории  лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона

  6. Лидерство женщин 

ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами

  1. Группы в организации  и их типы 

  2. Неформальные группы  и причины их возникновения.  Управление неформальной группой 

  3. Характеристика групп  и их эффективность

  4. Групповые процессы. Создание команд и управление  ими 

  5. Преимущества и  недостатки работы в командах 

ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами 

  1. Природа и типы  конфликтов в организации 

  2. Причины и последствия  конфликтов

  3. Методы разрешения конфликтной  ситуации 

  4. Причины стресса и снижение  его уровня 

ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями  в организации 

  1. Природа, модель и этапы  процесса управления изменениями 

  2. Типы организационных изменений 

  3. Методы разрешения конфликтной ситуации

  4. Концепция организационного  развития 

ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент

  1. Необходимость, природа  и преимущества самоменеджмента 

  2. Симптомы и причины  нерациональной организации труда  руководителей 

  3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра

  4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления  подчиненных и руководителей

ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами 

  1. Изменение места  управления человеческими ресурсами  в организации 

  2. Цели и функции  управления ЧР 

  3. Стратегическая и  оперативная роли управления  ЧР 

  4. Этапы управления  ЧР 

  5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала

  6. Формирование эффективной  рабочей силы. Обучение и развитие  персонала. Управление карьерой 

  7. Поддержание высокой  эффективности рабочей силы. Определение системы вознаграждения персонала. Увольнение

ЛЕКЦИЯ № 16. Природа  контроля в организации 

  1. Понятие контроля, его цели и области 

  2. Этапы процесса  контроля 

  3. Формы оперативного  контроля 

  4. Формы организационного  контроля

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента

 

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Основными составляющими  успеха являются:

1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

2) результативность;

3) эффективность.

С этих позиций  менеджмент предстает как сложная  система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.

Как система  научных данных менеджмент – это  совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности  и роста прибыли.

2. Управление как особый вид деятельности, его специфика

Управление представляет собой  специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность  труда вместе с кооперацией и  разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.

Дать полное определение управлению трудно, так  как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений  управления. Ли Якокка считает, что  управление – не что иное, как  «настраивание людей на труд».

Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.

Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.

Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять –  значит приводить к успехам других.

Майкл Мескон считает, что управление – это  процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.

Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и  реализация решений во всех областях деятельности организации, направ-ленных на достижение запланированных целей.

Все приведенные  определения управления имеют нечто  общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с  определенной целью.

Управление  как особая разновидность труда  отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.

Специфику управления составляют:

1) предмет труда, которым является труд других людей;

2) средства труда – организационная и вычислительная техника, информация, система ее сбора, обработки и передачи;

3) объект труда, в качестве которого выступает коллектив людей в рамках определенной кооперации;

4) продукт труда, которым является управленческое решение;

5) результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деятельности коллектива.

3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы

Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.

Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

Информация о работе Природа менеджмента