Природа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:57, курс лекций

Описание работы

1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Природа менеджмента
1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
4. Элементы процесса управления. Функции управления
5. Кадры управления и их роли
6. Необходимые навыки и качества менеджера
ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли
1. Классическая школа в управлении
2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
3. Количественный подход к управлению
4. Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S
5. Американская, европейская и японская модели управления
6. «Новая философия управления»
ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
1. Содержание понятия «среда организации»
2. Внутренняя среда и ее переменные: менеджеры, работники, культура
3. Организационная культура, ее элементы и типы
4. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды
5. Реакции организации на изменения внешней среды
ЛЕКЦИЯ № 4. Управленческая этика и социальная ответственность организации
1. Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
2. Способы повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников
3. Проблемы этики и социальной ответственности в отечественных организациях
ЛЕКЦИЯ № 5. Принятие управленческих решений
1. Понятие управленческого решения и его местов процессе управления
2. Классификация управленческих решений
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
4. Групповое принятие решений
ЛЕКЦИЯ № 6. Стратегическое управление
1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности
2. Сущность и значение стратегического планирования
3. Стратегия, ее элементы и уровни
4. Формулирование стратегии: основные этапы и инструменты
5. Многообразие стратегий: корпоративная стратегия и ее типы; бизнес-стратегия и ее типы; функциональные стратегии организации
ЛЕКЦИЯ № 7. Структура управления
1. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие
2. Построение вертикальной структуры: разделение труда, цепь команд, делегирование полномочий, норма управляемости, централизация и децентрализация, координирование
3. Департаментализация. Функциональная, дивизиональная и матричная структуры. Структура «команда» и сетевая структура
ЛЕКЦИЯ № 8. Коммуникации в организации
1. Понятие и роль коммуникаций в управлении
2. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
3. Формы межличностных коммуникаций и их барьеры
4. Формы организационных коммуникаций, их барьеры
5. Типы коммуникационных сетей
6. Управление коммуникациями в организации
ЛЕКЦИЯ № 9. Мотивация персонала в организации. Методы управления
1. Понятие и модель мотивации
2. Развитие концепции мотивации разными школами управления
3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера
4. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости, теория ожиданий; модель
5. Понятие и классификация методов управления
6. Основные принципы управления
ЛЕКЦИЯ № 10. Лидерство в организации
1. Природа лидерства и его основа
2. Баланс власти и ее формы
3. Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; поведенческий и ситуационный подходы
4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка
5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона
6. Лидерство женщин
ЛЕКЦИЯ № 11. Управление группами
1. Группы в организации и их типы
2. Неформальные группы и причины их возникновения. Управление неформальной группой
3. Характеристика групп и их эффективность
4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими
5. Преимущества и недостатки работы в командах
ЛЕКЦИЯ № 12. Управление конфликтами и стрессами
1. Природа и типы конфликтов в организации
2. Причины и последствия конфликтов
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
4. Причины стресса и снижение его уровня
ЛЕКЦИЯ № 13. Управление изменениями в организации
1. Природа, модель и этапы процесса управления изменениями
2. Типы организационных изменений
3. Методы разрешения конфликтной ситуации
4. Концепция организационного развития
ЛЕКЦИЯ № 14. Самоменеджмент
1. Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
2. Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей
3. Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра
4. Делегирование: значение, правила, причины сопротивления подчиненных и руководителей
ЛЕКЦИЯ № 15. Управление человеческими ресурсами
1. Изменение места управления человеческими ресурсами в организации
2. Цели и функции управления ЧР
3. Стратегическая и оперативная роли управления ЧР
4. Этапы управления ЧР
5. Привлечение эффективной рабочей силы. Планирование ЧР, источники, методы и критерии набора и отбора персонала
6. Формирование эффективной рабочей силы. Обучение и развитие персонала. Управление карьерой
7. Поддержание высокой эффективности рабочей силы. Определение системы воз

Файлы: 1 файл

Менеджмент. Конспект лекций_Дорофеева Л.И_2007 -192с.doc

— 1,020.50 Кб (Скачать файл)

Любая организация представляет собой  открытую систему, встроенную во внешнюю  среду, с которой организация  находится в состоянии постоянного  обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1) получение ресурсов из внешней среды;

2) преобразование ресурсов в готовый продукт;

3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет  процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации  на осуществление этих процессов.

В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

4. Элементы процесса управления. Функции управления

Управление – это единый процесс, который представлен разными  управленческими работниками или  органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений, именно он несет всю полноту ответственности за результаты работы коллектива.

Менеджер – руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность  и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Специалисты – работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. Трудназванных работников обслуживают технические исполнители: секретари, референты, техники и т. д.

Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую  систему (субъект управления), управляемую  систему (объект управления), управляющее  воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласо-ван-ность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления. Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления. Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

В реальной экономической жизни  функции процесса управления проявляются  в функциях органов управления, а последние в функциях их работников. Поэтому функции управления выступают как целенаправленные виды труда, а само управление – как их совокупность. Труд конкретных управленческих работников – это действия, операции, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. Он воплощает в себе воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Поскольку менеджмент – это специфический  вид труда, особая профессия, должны быть и общие характеристики в  содержании работы менеджеров. Ими являются кратковременность, разнообразие и фрагментарность.

5. Кадры управления и их роли

Управленческая деятельность может  быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и  в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).

Информационные роли состоят в  сборе информации о внутренней и  внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организации.

Межличностные роли подразумевают  взаимодействие менеджера с другими  людьми как внутри организации, так  и вне ее. Они формируют отношения  внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде.

Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки.

6. Необходимые навыки и качества менеджера

Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их необходимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня.

Перечислив необходимые менеджеру навыки, отметим качества эффективного руководителя. Поскольку управление – это наука, профессия, поэтому, чтобы ею овладеть, надо пройти специальное обучение. Но, кроме того, управление – это искусство. Оно требует организаторских способностей, своеобразного таланта руководителя. Управляющий прежде всего должен быть хорошим организатором с трезвым, расчетливым умом, обладать даром предвидения, смелостью, решительностью, способностью пойти на риск, должен быть новатором, восприимчивым к новым идеям, иметь деловую хватку. Должен уметь строить и регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе. Кроме того, он должен обладать и высокими моральными качествами: честностью, порядочностью, справедливостью, трудолюбием, добротой. Назовем и определенные физические характеристики: внушительная внешность, активность, энергия, здоровье.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли

 

1. Классическая школа в управлении

Управленческие знания появились  задолго до нашей эры и задолго  до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке. Вместе с изменением практики менеджмента изменялись и учения об управлении.

Возникновение современной науки  управления относится к началу ХХ века и связывается с именем Фредерика Тэйлора. Его основные теоретические положения изложены в работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.), «Показания перед специальной комиссией конгресса» (1912 г.). Взрыв интереса к управлению вызвала его вторая работа, которая и считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.

Таким образом, Ф. Тэйлор является представителем классической школы управления, которая  в свою очередь имела два направления: школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф. Тэйлор, и школу административного управления, которую возглавил Анри Файоль. Научный менеджмент занимался проблемой повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого. Ф. Тейлор формулировал суть своей теории так: создана «наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности; максимального благосостояния». Можно выделить основные положения его концепции.

1. Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы.

2. Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций.

3. Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм.

4. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.

5. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Ф. Тэйлор выступал за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Он считал, что менеджер должен думать, а рабочий – работать. Главной задачей управления предприятием он считал обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого работника. Ф. Тэйлор подчеркивал, что истинные интересы тех и других не противоположны, а совпадают. Благосостояние одного в долгосрочном периоде не может быть без благосостояния другого.

Основной вклад Ф. Тэйлора в  науку управления заключается в  следующем:

1) он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ;

2) подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций;

3) доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Слабые стороны его теории:

1) Ф. Тэйлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели;

2) он не принимал во внимание социальный контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных;

3) не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;

4) склонен был относиться к рабочим как несведующим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения. Итак, Ф. Тэйлор занимался в основном вопросами управления производством в цехе, рационализацией труда отдельного рабочего. Большой вклад в развитие вопросов организации труда и производства применительно к России внесли Александр Богданов, Алексей Гастев, Осип Ермансий, Платон Керженцев и др.

Но с 20-х годов начинается разработка более общих принципов организации, подходов к управлению предприятием в целом. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль. Его основной труд – «Общее и про-мышлен-ное управление» (1916 г.). В нем А. Файоль разрабатывает общие принципы администрирования. Управлять, утверждал он, значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся ресурсов. По его мнению, администрирование – это составная часть управления, которое охватывает более широкую деятельность предприятия и включает следующие функции: производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетную и административную. Анализируя административную функцию, А. Файоль выделяет 5 ее элементов: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Это была первая попытка представить управление как единый универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций.

А. Файоль разработал принципы управления, которые считал универсальными, применимыми  к любой административной деятельности. Однако на практике применение этих принципов должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Этими принципами являются:

1) разделение труда;

2) власть (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться);

3) дисциплина (следование определенным правилам, принципам в организации);

4) единство распорядительства (единоначалие);

5) единство руководства (один начальник—одна программа);

6) подчинение частных интересов общему;

7) вознаграждение персонала (оно должно стимулировать работу с наивысшей отдачей);

8) централизация;

9) иерархия (построение цепи команд от руководителя к подчиненному);

10) порядок (все должны знать свое место в организации);

11) справедливость (равенство);

Информация о работе Природа менеджмента