Проблема мотивации в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы мотивации в деятельности менеджера.
Задачи исследования:
1. Определить значение мотивации персонала, как основной функции управления.
2. Изучить сущность профессиональной мотивации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации.
1.1. Значение мотивации персонала, как основной функции управления.
1.2. Сущность профессиональной мотивации.
1.3. Использование различных теорий мотивации в практике управления персоналом.
Глава 2. Практические методы мотивации в трудовом коллективе.
2.1. Мотивация трудового коллектива на основе наблюдения.
2.2. Практические рекомендации для менеджеров.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Shapovalov.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Проблема мотивации в деятельности менеджера»

 

 Введение

 Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации. 

 1.1. Значение мотивации персонала, как основной функции управления.

 1.2. Сущность профессиональной мотивации.

 1.3. Использование различных теорий мотивации в практике управления персоналом.

 Глава 2. Практические методы мотивации в трудовом коллективе.

 2.1. Мотивация трудового коллектива на основе наблюдения.

 2.2. Практические рекомендации для менеджеров.

           Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
В современном менеджменте все  большее значение приобретают мотивационные  аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. 
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. 
Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности. 
В России существует множество проблем, связанных с мотивационной политикой: проблема взаимоотношений с руководством, неудовлетворенность размером заработной платы, условиями быта и труда в целом на предприятии. Главным препятствием на пути решения этих вопросов является нежелание управленческого персонала задумываться об условиях жизни и труда людей, непосредственно создающих прибыль. В рыночных условиях следует уделять особое внимание нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работника. 
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности. 
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.

Цель исследования: изучить проблемы мотивации в деятельности менеджера.

Задачи исследования:

1. Определить значение мотивации персонала, как основной функции управления.

2. Изучить сущность профессиональной мотивации.

3. Проанализировать использование различных теорий мотивации в практике управления персоналом.          

4. Рассмотреть мотивацию трудового коллектива на основе наблюдения.

5. Составить практические рекомендации для менеджеров.

Объект исследования: мотивационная сфера личности.

Предмет исследования: мотивация  персонала менеджером.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации в деятельности менеджера. 

1.1. Значение мотивации персонала, как основной функции управления.

Мотивация в менеджменте - это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых  является продуктивное выполнение сотрудником  своих обязанностей.

Современными экономистами выявлено, что поведение человека в процессе труда, его отношение  к производству независимо от общественно-экономического строя всегда находится под воздействием объективных и субъективных причин и факторов. В процессе развития производственно-экономических отношений трансформируются инструменты влияния на человека, побуждающие его более или менее активно и эффективно трудиться. В системе мотивации главными являются: потребность и интерес к труду. В целях рассмотрения вопроса мотивации труда необходимо раскрыть сущность таких экономических категорий, как потребность и интерес.

Потребность человека обуславливается  его взаимодействием с окружающей средой. Человек, как и любая система, обладает свойством стремиться к  состоянию равновесия. Человек как бы находится в равновесном положении с определенными свойствами, и в случае нарушения равновесного состояния возникает потребность реакции на изменившуюся ситуацию.

В литературе дается следующее  определение понятия "потребность": "Это внутренняя движущая сила человека, его необходимость в чем-либо, появление которой обусловлено взаимодействием человека с внешней средой".

Потребности невозможно осязать, об их наличии можно говорить только при анализе поведения  людей, так как потребности "подталкивают" людей к действиям, нацеленным на их удовлетворение. Результатом таких действий может быть полное или частичное удовлетворение потребностей, либо отсутствие удовлетворения.

Факт удовлетворения одних потребностей стимулирует  работников к увеличению своего трудового вклада в производство с целью удовлетворения других потребностей. Если разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения становится большим и работник не получает от своего труда соответствующую долю благ - эффективность труда уменьшается.

Исследования, проведённые  экономистами и социологами показали, что потребности могут быть различных  видов: индивидуальные, групповые, отраслевые, общенародные и т.д. Все существующие варианты классификации потребностей людей, сделанные различными учеными, в разные исторические периоды обладают схожими принципами. Так, большинство ученых признают существование иерархии в структуре потребностей, отдавая предпочтение физиологическим потребностям, как элементарным и первичным, без удовлетворения которых невозможно существование человека, а значит, и невозможно наступление необходимости в удовлетворении более высоких (вторичных) потребностей.

В конце 60-х годов американский профессор У. Херсберг провел исследования, в результате которых разделил мотивационные механизмы на две группы.

К базовым он отнес  те механизмы, которые чаще всего  вызывают неудовлетворённость персонала (их отрицательного влияния надо избегать):

- оплата труда (система  вознаграждений);

- компенсационные, социальные  выплаты;

- вопросы, связанные с организацией рабочего и информационного пространства.

 

 

 

1.2. Сущность профессиональной мотивации

Мотивация сотрудников  занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку  она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников - задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение?

Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут  такие понятия, как "желания", "потребности", "стремления", "мотивы", "цели", "задачи" или "стимулы". Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

1. Нормативная мотивация  - побуждение человека к определенному  поведению посредством идейно-психологического  воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического  заражения и т.п.;

2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

3. Стимулирование - воздействие  не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа  мотивации являются прямыми, ибо  предполагают непосредственное воздействие  на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.

Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями  человека. Человек стремится снизить  напряжение, выражающееся в состоянии  беспокойства и тревоги, которое  возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

Потребность - это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания  нормальной жизнедеятельности.

Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью которых могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.). Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Мотивация делает поведение  человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнению дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получение признания от других людей.

Основными функциями  мотивации являются:

Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения  о том, как они будут достигать  своих целей. Например, голодный человек  может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

Контроль и поддержание  поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости  в достижении этой цели. Мотивация  делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.

Центральное место в  теории мотивации занимает понятие  «мотив». Мотив - это преимущественно  осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива? [5, С.247]

Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей  человека. Можно сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантой поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он - феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может, и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них .

Информация о работе Проблема мотивации в деятельности менеджера