Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:11, реферат
Конкретные виды и ставки платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ). Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ). При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…………….…………..………3
Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды ……………………….…..5
Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами …………………………………………………………………………………..….……….…6
Принцип платности пользования природными ресурсами…………………………………..………...8
Проблемы и перспективы………………………………………………………………………….…..….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. …………….……………….….…………12
ФГБОУ « ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»
Факультет естествознания и дизайна среды
Кафедра биоэкологии и географии
Реферат по экологическому менеджменту на тему:
«Проблема
платности природопользования в
современных экономических
Работу выполнила:
Студентка 4 курса
Группы БГ-2
Тивикова М.А.
Работу проверила:
Репина Н.В.
Чебоксары,2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Понятие и роль экономического
механизма охраны окружающей среды ……………………….…..5
Платность природопользования.
Понятие и виды платежей: плата за пользование
природными ресурсами ………………………………………………………………………………
Принцип платности пользования природными
ресурсами…………………………………..………...
Проблемы и перспективы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. ……………
ВВЕДЕНИЕ
В подавляющем большинстве
случаев право
Плата вносится единовременно
(при получении данного
Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в сфере природопользования применяются два вида платы:
1) плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).
Она подразделяется в свою очередь на плату:
- за право пользования
природными ресурсами в
- за сверхлимитное и
нерациональное использование
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
2) плата за загрязнение
окружающей природной среды и
другие виды вредных
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;
- за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
- за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Конкретные виды и ставки платежей установлены в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ). Система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодекса РФ). При пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).
Ставки платы устанавливаются специальными нормативными актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., постановлениями Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 № 1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна», утвержденным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 № 828 и др.
Понятие и роль экономического
механизма охраны окружающей среды
Противостояние экономики и
экологии - одна из узловых проблем охраны
окружающей природной среды. До сих пор
ее пытались решить в основном путем применения
административно-правовых методов воздействия
на основе запретов, ограничений, мер уголовного
и административного наказания.
Если метод административно-правового
воздействия исходит из отношений власти
и подчинения, то экономический механизм
опирается на материальную заинтересованность
исполнителя в достижении реальной цели.
В состав экономического механизма входят
как постоянно действующие институты,
без которых он не может нормально функционировать,
так и новые, возникшие на базе переходных
отношений к рыночным отношениям.
К институтам первой группы относятся
природные кадастры, меры материально-
технического и финансового обеспечения,
платность за использование природных
ресурсов, платежи за загрязнение окружающей
среды; льготы по кредитованию, налогообложению,
освобождению от обложения налогами. Появляются
новые экономические стимулы:
экологическое страхование, установление
повышенных норм амортизации основных
природоохрани-тельных производственных
фондов; введение поощрительных цен на
экологически чистую продукцию и, наоборот,
снижение цен на экологически неблагоприятную
продукцию; формируется банк экологических
услуг; совершенствование договорные
отношения, где видное место занимает
экономический механизм регулирования
- договоры на комплексные природопользование,
аренды, передачи в постоянное пользование
объектов, охрана памятников природы.
Раздел III Закона об охране окр. прир. среды.
Экономический механизм охраны окружающей
природной среды
Статья 15. Задачи экономического механизма
охраны окружающей природной среды
Экономический механизм охраны окружающей
природной среды имеет своими задачами:
–планирование и финансирование природоохранных
мероприятий;
установление лимитов использования природных
ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую –природную среду
и размещение отходов;
–установление нормативов платы и размеров
платежей за использование природных
ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих
веществ в окружающую природную среду,
размещение отходов и другие виды вредного
воздействия;
–предоставление предприятиям, учреждениям
и организациям, а также гражданам налоговых,
кредитных и иных льгот при внедрении
ими малоотходных и ресурсосберегающих
технологий и нетрадиционных видов энергии,
осуществлении других эффективных мер
по охране окружающей природной среды;
–возмещение в установленном порядке
вреда, причиненного окружающей природной
среде и здоровью человека.
Статья 16. Учет и социально-экономическая
оценка природных ресурсов
1. Государственные природоохранительные
органы Российской Федерации совместно
с органами государственной статистики,
природопользователями ведут количественный
и качественный учет природных ресурсов
и вторичного
сырья, определяют их социально-экономическую
оценку.
2. На государственные природоохранительные
органы возлагается ведение государственного
земельного, водного, лесного кадастров,
государственных кадастров недр, животного
мира, особо охраняемых природных территорий
и
объектов.
Платность природопользования.
Понятие и виды платежей: плата за пользование
природными ресурсами
Понятие «платность природопользования»
означает взимание установленных в законодательном
порядке платежей за пользование природными
ресурсами, включая изъятие природных
ресурсов (добыча полезных ископаемых,
рыболовство) и пользование природными
ресурсами без их изъятия из окружающей
среды (использование сельскохозяйственных
угодий, лечебно-оздоровительных территорий),
а также взимание платежей за выбросы
(сбросы) загрязняющих веществ в ОПС, размещение
твердых отходов и другие виды негативного
воздействия, если указанные действия
не квалифицируются как правонарушения.
Одной из составляющих платности природопользования
- плата за природные ресурсы. Ее правовой
базой служат законы «Об охране окружающей
природной среды», «О плате за землю»,
«О недрах» и др.
Взимание платы за природные ресурсы,
загрязнение окружающей среды, включая
платежи за сверхлимитное загрязнение
и нерациональное использование природных
ресурсов, не освобождает от выполнения
мероприятий по возмещению вреда, причиненного
экологическим правонарушением, и выполнению
мероприятий по охране и воспроизводству
природных ресурсов.
Большая часть средств, взимаемых в рамках
системы платного природопользования,
- платежи за загрязнение окружающей среды
и часть платы за природные ресурсы - в
соответствии с действующим законодательством
направляется в государственные экологические
фонды и фонды по сохранению и воспроизводству
конкретных видов
природных ресурсов.
Правовое регулирование системы платежей
за пользование природными ресурсами
устанавливает не только методы определения
размеров платы, но и механизмы взимания
и использования.
В законе об ООПС плата за природные ресурсы
подразделяется на 2 основных виды - плату
за право пользования и плату за воспроизводство
и охрану природных ресурсов. В первом
виде реализуется право собственника
на получение определенной части прибыли
за предоставление в пользование субъектами
хозяйственной деятельности природных
ресурсов, включая отдельные природные
объекты и целые природные комплексы.
Размеры платы не должны зависеть от результатов
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий. Средства, полученные в виде
платы за право пользования природными
ресурсами, поступают в федеральный бюджет,
бюджеты субъектов федерации и местные
бюджеты.
Второй составляющей платы за природные
ресурсы является плата не их охрану и
воспроизводство. Этот вид платы должен
компенсировать обществу затраты на восстановление
и сохранение земель, лесов и воспроизводство
минерально-сырьевой базы. Нормативы платы
на охрану и воспроизводство водных и
биологических ресурсов, восстановление
нарушенных земель до настоящего времени
не выделены из общих нормативов платежей
за пользование природными ресурсами.
Это связано с тем, что министерства и
ведомства, которые представлены полномочия
по управлению этими видами, не разрабатывают
подзаконных актов. Платежи на воспроизводство
и охрану природных ресурсов должны отчисляться
во внебюджетные фонды, которые в соответствии
с действующим законодательством создаются
по решению Правительства РФ.
Статья 20. Платность использования природных
ресурсов
1. Платность природопользования включает
плату за природные ресурсы, за загрязнение
окружающей природной среды и за другие
виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра,
вода, лес и иная растительность, животный
мир, рекреационные и другие природные
ресурсы) взимается:
–за право пользования природными ресурсами
в пределах установленных лимитов;
–за сверхлимитное и нерациональное использование
природных ресурсов; на воспроизводство
и охрану природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение окружающей природной
среды и другие виды воздействия взимается
за:
–выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов и другие виды загрязнения
в пределах установленных лимитов;
–выбросы, сбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов и другие виды загрязнения
сверх установленных лимитов.
4. Плата за нормативные и сверхнормативные
выбросы, сбросы вредных веществ, размещение
отходов перечисляется предприятиями,
учреждениями, организациями в бесспорном
порядке: 90 процентов - на специальные
счета внебюджетных государственных экологических
фондов, 10 процентов - в доход республиканского
бюджета Российской Федерации для финансирования
деятельности территориальньк органов
государственного управления в области
охраны окружающей природной среды.
5. Порядок исчисления и применения нормативов
платы за использование природных ресурсов
определяется Правительством Российской
Федерации.
6. Внесение платы за использование природных
ресурсов не освобождает природопользователя
от выполнения мероприятий по охране окружающей
природной среды и возмещения вреда, причиненного
экологическим правонарушением.
Закон РФ от II октября 1991 г. М 1738-1 "О плате
за землю"
(с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г.,
14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа 1995
г.)
Основные положения
Статья 1. Использование земли в РФ является
платным. Формами платы являются: земельный
налог, арендная плата, нормативная цена
земли.
Собственники земли, землевладельцы и
землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков
в случаях, предусмотренных Земельным
кодексом РСФСР, а также для получения
под залог земли банковского кредита устанавливается
нормативная цена земли.
Статья 2. Целью введения платы за землю
является стимулирование рационального
использования охраны и освоения земель,
повышения плодородия почв, выравнивание
социально-экономических условий хозяйствования
на землях разного качества, обеспечение
развития инфраструктуры в населенных
пунктах, формирование специальных фондов
финансирования этих мероприятий.
Статья 3. Размер земельного налога не
зависит от результатов хозяйственной
деятельности собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и устанавливается
в виде стабильных платежей за единицу
земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются
в связи с изменением не зависящих от пользователя
земли условий хозяйствования. Ставки
земельного налога за земли всех категорий
основного целевого назначения в районах
проживания малочисленных народов Севера,
а также за земли, используемые в качестве
оленьих пастбищ в других регионах Российской
Федерации, устанавливаются органами
законодательной (представительной) власти
субъектов
Российской Федерации, а средства, поступающие
в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются
в федеральный бюджет.
Виды платежей: плата за пользование природными
ресурсами в России взимается с природопользо-вателей
независимо от того, являются ли они активными
природопользователями или пассивными,
так как плата за землю взимается в виде
налога с организаций, юридических и физических
лиц, также с хозяйствующих субъектов.
Принцип платности пользования природными ресурсами
Основным принципом
Принцип платности пользования
природными ресурсами применялся не
всегда. Как известно, в 1917 г Декретом
о земле в России была отменена
частная собственность на землю
и другие природные ресурсы. В
стране законодательно был закреплен
принцип бесплатного использова
Бесплатность пользования природными ресурсами способствовала развитию отношения к ним как кдаровому благу. Ущерб, причиняемый земле, не учитывался при технико-экономических обоснованиях экологических проектов. Например, при строительстве каскада равнинных гидроэлектростанций на Волге было создано множество водохранилищ. При их строительстве затопили, т. е. вывели из сельскохозяйственного оборота, миллионы гектаров ценных сельскохозяйственных угодий, в том числе и пойменных земель, наиболее плодородных. Эти потери земель сельскохозяйственного назначения не имели экономичесской оценки (в денежных единицах) и фактически не учитывались при принятии решении о строительстве касауада ГЭС.
Бесплатность пользования ресурсами не воспитывала бережного отношения к природе. Она надолго задержала проведение экономических исследований по определению стоимостной оценки природных ресурсов. Разумеется, она не привела и к улучшению экологической ситуации в стране.
Земля, являясь основным средством
производства в сельском хозяйстве,
до сих пор зачастую учитывается
на балансах сельскохозяйственных предприятий
только в гектарах, без стоимостной
оценки. Следовательно, имеет место
неполный учет основных средств, участвующих
в производстве, а поэтому, например,
недостоверно исчисляется показатель
рентабельности. Нет возможности
производить амортизационные
В основе принципа платности лежит экономическая (стоимостная) оценка природных ресурсов. Более пятнадцати лет назад появились предложения оценивать земельные угодия в денежной (стоимостной) форме. Природные земельные фонды участвуют в процессе производства наряду с другими средствами производства - материально-техническими и трудовыми. Денежная оценка земли позволяет сопоставить ее роль в производстве с ролью других видов ресурсов. Как следствие, удается препятствовать необоснованному отводу ценных земель для несельскохозяйственных целей, а также более точно определять ущерб, причиняемый земельным угодьям при их нерациональном использовании.
Установление платы за пользование землей и другими природными ресурсами, т.е. утверждение принципа платности, последовало за отменой исключительной государственной собственности на землю. Земля стала рассматриваться как один из видов имущества. Некоторые ее категории были превращена в объект аренды, купли-продажи и других гражданско-правовых сделок. В частности, с 1 января 1992 г. введен в действие Закон «О плате за землю». Очередной шаг сделан в новом варианте Земельного кодекса, принятом в 2001 г.
Из документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенной в Рио-де-Жанейро в 1992 г., видно, что мировое сообщество, как и наша страна, идет к введению системы цен за право пользования всеми видами природных ресурсов с учетом ущерба, наносимого окружающей природной среде с учетом интересов будущих поколений.
Установление платности
пользования природными ресурсами
направлено на решение важных социальных,
экономических и экологических
задач повышения
Проблемы и перспективы
Среди доходных источников бюджетов
в Российской Федерации особое место
занимает категория платежей, связанных
с возмещением государству
Внесение в бюджет или
внебюджетные фонды платежей за пользование
природными ресурсами происходит после
получения государственного разрешения
(лицензии, квоты) на осуществление
природопользования (изъятие части
природных объектов). Административно-командный
подход предоставляет государству
право закреплять пределы полномочий
хозяйствующего субъекта при использовании
природных объектов и возлагать
на него определенные обязанности и
таким образом контролировать природопользование.
Изъятие и иное другое использование любого
природного объекта ведет к нарушению
экологического баланса, поскольку происходит
не естественным (природным) путем, и поэтому
основной проблемой платности природопользования
является соизмерение степени потерь
количественного и качественного состава
ресурсов, реальных затрат на восполнение
природных богатств и величины платы за
их использование.
Проблема платности
Информация о работе Проблема платности природопользования в современных экономических условиях