Проблемы безопасности банка и задачи кадрового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Существующее состояние экономической безопасности банковской деятельности далеко от требований, предъявляемых современным политико-экономическим этапом развития общества и его банковской сферы. Не смотря на усилия, предпринимаемые законодательными и исполнительными органами, а также самими субъектами банковской деятельности, в отечественной кредитно-финансовой системе периодически возникают кризисы с широким диапазоном последствий: от локальных до мировых. Кроме этого, общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в банковской сфере.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….
Управление безопасностью банка…………………………………
Функции и механизм управления безопасностью банка…………
Системы и методы анализа безопасности банка…………………..
Персонал банка как объект защиты………………………………..
Организация защиты персонала от возможных угроз……………
Защита от переманивания сотрудников конкурентами…………..
Защита от вербовки сотрудников конкурентами…………………
Защита от шантажа и угроз в адрес сотрудников банка………….
Защита от покушений на сотрудников банка и членов их семей…
Заключение…………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 154.40 Кб (Скачать файл)

Примечание: собственная  разработка

Под внешними понимаются регуляторы, формирующиеся за пределами банка  и воздействующие на его деятельность извне, предупреждающие рискованную  кредитную политику, слабый контроль за заемщиками и, наконец, банкротство  и ликвидацию. Основными инструментами этого предупреждения являются: лицензирование коммерческих банков, организация банковского аудита, организация банковского надзора, выявление проблемных банков и работа по предупреждению их банкротств. Большинство из этих регуляторов исходят от центрального банка Республики Беларусь.

Внутренние финансовые регуляторы формируются в самом банке, так  как главное условие прибыльной и надежной его работы - качественное управление, уровень финансового  менеджмента, организация внутреннего  контроля и аудита, что во многом зависит от добросовестности и компетенции  кадров.

В отличии от внешних финансовых регуляторов стабильного функционирования банков, воздействие которых осуществляется на банк извне, внутренние регуляторы формируются непосредственно в банке. Система этих регуляторов подчинена задаче удовлетворения запросов клиентов банка, обеспечение его высокой рентабельности и эффективности функционирования, создания условий для безопасной деятельности. Основу таких регуляторов составляет стратегия каждого банка. От того, насколько четко поставлена задача банка и сформированы механизмы ее реализации, во многом зависит его успех на рынке банковских услуг [10].

Таким образом, финансовые регуляторы безопасности и функционирования банковских технологий призваны обеспечить устойчивость и эффективность работы коммерческих банков, способствовать проведению ряда мер по стабилизации и повышению  безопасности банковской деятельности, которые можно сформулировать следующим  образом:

  • мобилизация интеллектуального потенциала руководства и сотрудников банка на поиск путей преодоления финансовых трудностей;
  • выработка и реализация стратегии и контроля, обеспечивающих устранение финансово-экономических нарушений, устойчивую платежеспособность и безопасность;
  • устранение нарушений законодательства, нормативов, бухгалтерских отчетов, проведение аудиторских проверок, эффективная работа отделов внутреннего контроля и аудита;
  • укрепление службы безопасности, осуществление специальных программ защиты банковских технологий [1,с.78].

Подобные меры способствуют активизации взаимодействия проблемных банков с Банком Беларуси при условии ведения ими "открытой политики" и отсутствии криминализации и злоупотреблений в руководстве банка.

Помимо финансовых регуляторов  безопасности банковской деятельности большое значение должно придаваться  анализу контрольной среды банка, так как эффективный контроль является неотъемлемой его частью. Таким образом, необходимо проводить оценку контрольной среды по нескольким направлениям (Рис.2).

Политика руководства  в области контроля имеет едва ли не решающее значение для деятельности кредитных учреждений не только потому, что она является составляющей ее контрольной среды, но и потому, что  руководство банка несет зачастую юридически оговоренную ответственность  перед собственниками (акционерами) и депозиторами (вкладчиками), предоставившими  для управления свои активы. Риски, возникающие при проведении финансовых операций, привели к необходимости наличия жесткого контроля и руководство коммерческого банка должно учитывать это при формировании и внедрении систем внутреннего контроля, создании отдела внутреннего аудита, продуманности и разработанности внутренних положений и инструкций, а также в эффективности существующей системы управления банком и принятия решений по его деятельности.

Коммерческие банки преследуют те же экономические цели, что и  промышленные и торговые предприятия. Однако в условиях поощрения и  ориентации персонала на достижение этих целей коммерческие банки вовлечены  в операции, содержащие больший риск, чем тот, который руководство  банка в состоянии контролировать. Кроме того, полномочия на совершение многих сделок и операций передаются на более низкий уровень иерархической  структуры управления банком. Менеджеры  этого уровня в силу своей неопытности  или исходя из желания быстрого продвижения по службе испытывают обычно искушение достичь поставленных целей любой ценой, что зачастую приводит к несанкционированным сделкам и выдаче кредитов, проведению высокоспекулятивных операций и фальсификациям с целью скрыть стоящие за этими операциями риски от руководства.

Рис.2 - Оценка контрольной  среды коммерческого банка.

 

Вышеприведенные соображения  показывают важность и необходимость  проведения разумной политики в области  контроля, должного отношения руководства  к системам внутреннего контроля и факторов, определяющих это отношение (наличие в структуре коммерческого  банка отдела внутреннего контроля и т.д.)

Неотъемлемой составляющей комплекса мер по обеспечению  безопасности банковской деятельности является система страхования депозитов, которая обеспечивает защиту депозиторов  от риска потери вложенных средств  или минимизацию данного риска  в случае банкротства коммерческих банков.

В подходах к создаваемым  системам страхования депозитов  можно выделить: государственную  систему, которая предполагает, что  учредителями выступают органы государственного управления и регулирования, это  придает ей высокий статус и позволяет  функционировать как прибыльной организации, гарантирует надежность контроля текущей деятельности; частную  систему, которая учреждается частными коммерческими структурами. Это  потенциально наиболее выгодное вложение собственных средств. Но здесь возможны противоречия между интересами прибыльности и выполнением созданной структурой основных задач; смешанную систему, уставный капитал которой формируется как органами государственного управления, так и частными структурами, что способствует расширению возможностей по формированию собственных средств. При этом надо иметь ввиду низкие стимулы для сторонних инвесторов при сохранении государством за собой практически полного контроля за деятельностью такой системы.

Основными характеристиками систем депозитного страхования  и институтов страхования в Республике Беларусь могли бы стать:

обязательность и ограниченность, активная государственная поддержка, возможность открытия специальной  кредитной линии Банка страны или Министерства Финансов Республики Беларусь для обеспечения гарантий ее ликвидности;

установление единых уровней  ставок обязательных платежей для основной массы коммерческих банков с возможностью их диверсификации для более рискованных  кредитных учреждений, одновременно система депозитного страхования  может быть дополнена различными добровольными формами страхования  депозитов, прежде всего на региональном уровне, независимыми страховыми организациями, действующими без государственной  поддержки на коммерческих началах, распределение условий гарантирования на средства, размещенные на счетах физических и юридических лиц, без их разделения, гарантирование вкладов только физических лиц может рассматриваться как временная мера с дальнейшим расширением видов вкладов и категорий участников.

 

 

1.2 Системы и методы  анализа безопасности банка

Для обеспечения необходимой  эффективности управление безопасностью  должно осуществляться в рамках целостной  системы управления, структура которой  показана на Рис.3.

 

Рис.3. Система управления

 

Стратегия обеспечения безопасности - совокупность долгосрочных целей  и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитно-финансовой организации от потенциальных угроз  разглашения коммерческой и банковской тайны, а также нанесения ей любых  других форм ущерба имущественного и  неимущественного характера. В своей  основе стратегия обеспечения безопасности банка может иметь одну из трех рассмотренных ниже концепций:

Вариант 1. Концепция упреждающего противодействия.

Данная концепция является логическим следствием ранее избранной  банком стратегии роста и вытекающей из нее агрессивной конку рентной  стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности наиболее активных методов профилактики и противодействия возможным угрозам. Основным критерием выбора служит максимальная эффективность того или иного метода, при этом вопросы этичности его применения отходят на второй план. При реализации рассматриваемой концепции допускаются, в частности, банковский шпионаж, не всегда легитимные методы контроля над лояльностью собственного персонала и т.п.

Вариант 2: Концепция пассивной  защиты.

Данная концепция является логическим следствием ранее избранной  банком стратегии сокращения и вытекающей из нее пассивной конкурентной стратегии. Она предполагает приоритетную ориентацию банка на защиту со стороны государства  в лице правоохранительных и судебных органов. Это позволяет резко  ограничить функции собственной  службы безопасности, сохранив в ее инструментарии лишь минимально необходимую  номенклатуру методов профилактики и отражения потенциальных угроз.

Вариант 3. Концепция адекватного  ответа.

Данная концепция является логическим следствием ранее избранной  банком стратегии ограниченного  роста и вытекающей из нее наступательной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой  безопасности всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения  потенциальных угроз. В порядке  исключения допускается использование  и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов  или иных источников угроз, которые  первыми применили подобные методы против конкретного банка.

Вариант является компромиссом между первой и второй концепциями, смягчая их радикальные недостатки (однако, не позволяя в полной мере использовать и достоинства). В современных  условиях применяется большинством кредитно-финансовых организаций [9,с.58].

Факторы, определяющие выбор  базовой концепции обеспечения:

  • общая стратегия развития (“миссия”) банка, например ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики;
  • степень агрессивности конкурентной стратегии банка;
  • степень “криминагенности ” региона размещения банка;
  • финансовые возможности банка по обеспечению собственной безопасности;
  • квалификация персонала службы безопасности банка;
  • наличие поддержки со стороны местных органов государственной власти.

Общая последовательность реализации избранной стратегии:

  • определение общего перечня реальных и потенциальных угроз безопасности банка, а также их возможных источников;
  • формирование ранжированного перечня объектов защиты;
  • определение ресурсов, необходимых для реализации стратегии;
  • определение рациональных форм защиты по конкретным объектам;
  • определение функций, прав и ответственности службы безопасности банка;
  • определение задач других структурных подразделений и управленческих инстанций банка в рамках реализации стратегии;
  • разработка оперативного плана мероприятий и целевых программ [12].

Оценка эффективности  управления безопасностью является необходимым элементом системы. Она позволяет решить несколько  прикладных задач, в частности, осуществлять статистический анализ вероятности  негативной реализации тех или иных угроз, а также объективно оценивать  результативность деятельности службы безопасности.

 

2.Персонал банка  как объект защиты

 

В современных условиях персонал банка необходимо рассматривать как самостоятельный объект защиты от различных угроз. Это определяется рядом факторов, отражающих имущественные и неимущественные интересы работодателя. Так, часть сотрудников предприятия в силу занимаемой должности является носителями конфиденциальной информации, опасность разглашения которой подробно рассматривалась в предыдущем разделе Пособия. Не меньшую угрозу представляет для работодателя утеря ценных для него кадров из числа руководителей и ведущих специалистов.

Дополнительная актуальность защиты собственного персонала в  банковском секторе экономики связана  с действием следующих факторов:

  • больший удельный вес сотрудников, выступающих как носителей информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну;
  • более высокая степень профессиональной специализации и технологической обособленности труда банковских служащих, что создает дополнительные проблемы при необходимости оперативного замещения внезапно освободившихся рабочих мест.

Типовой перечень потенциальных  угроз персоналу:

  • прямое переманивание конкурентами ведущих руководителей и специалистов банка;
  • вербовка сотрудников банка конкурирующими и криминальными структурами, а в отдельных случаях – правоохранительными органами;
  • шантаж или прямые угрозы в адрес конкретных сотрудников с целью склонения их к нарушению доверия со стороны работодателя (т.е. к совершению различных должностных нарушений);
  • покушения на сотрудников (прежде всего, высших руководителей банка) и членов их семей.

Информация о работе Проблемы безопасности банка и задачи кадрового менеджмента