Проблемы и перспективы кадрового обеспечения в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 11:11, реферат

Описание работы

Кадровое обеспечение системы здравоохранения является одной из главных проблем отрасли, от решения которой зависит успех многих программ, направленных на повышение качества медицинской помощи. Вопросы подготовки квалифицированных медицинских специалистов, укомплектованности кадрами учреждений здравоохранения в настоящее время являются предметом активных дискуссий и темой многих отраслевых мероприятий1.

Файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы кадрового обеспечения.docx

— 63.98 Кб (Скачать файл)

Проблемы и  перспективы кадрового обеспечения

системы здравоохранения

 

Кадровое обеспечение  системы здравоохранения является одной из главных проблем отрасли, от решения которой зависит успех  многих программ, направленных на повышение  качества медицинской помощи. Вопросы  подготовки квалифицированных медицинских  специалистов, укомплектованности кадрами  учреждений здравоохранения в настоящее  время являются предметом активных дискуссий и темой многих отраслевых мероприятий1.

Итогом лицензирования медицинской  деятельности, которое как разрешительный процесс предоставления права оказания медицинской помощи прочно вошло  в практику здравоохранения и  проводится уже на протяжении двух десятилетий, явилась оценка ресурсного обеспечения системы здравоохранения  и возможность адекватного стратегического  планирования развития отрасли.

Десять лет назад самой  серьезной проблемой здравоохранения  было отсутствие необходимого медицинского оборудования.

В ходе реализации национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения и других программных мероприятий Минздравсоцразвития России удалось снизить остроту обозначенной проблемы, и на современном этапе на первый план выходит проблема подготовки медицинских кадров и кадрового обеспечения отрасли.

Общий дефицит медицинских  кадров в целом по стране, значительный дефицит медицинских кадров в малых городах и сельских населенных пунктах, отсутствие новых методик расчета потребности в специалистах определенного профиля с учетом показателей заболеваемости, необходимости выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий), стандартов и порядков оказания медицинской помощи, низкая мотивация выпускников медицинских вузов к профессиональной деятельности наряду с высокой мотивацией к получению медицинского образования, профицит специалистов по ряду медицинских специальностей, крайне низкая обеспеченность медицинскими кадрами амбулаторно-поликлинических организаций по сравнению со стационарными учреждениях (рисунок)2 – это далеко не полный перечень проблем, свидетельствующий о низкой эффективности, действующей в настоящее время системы подготовки кадров для здравоохранения.

 

            Врачи-терапевты     Врачи-кардиологи Врачи-ревматологи   Врачи-эндокринологи


         Стационары                 Амбулаторно-поликлинические учреждения


 

К сведению


Как сообщила 4 апреля 2012 г. на открытии III Общероссийской конференции "Медицинское образование - 2012”  бывшая глава Минздравсоцразвития  России Т. Голикова, дефицит кадров в здравоохранении по клиническим  специальностям составил 152,8 тыс. чел., при этом в амбулаторном звене дефицит составляет 187,5 тыс. чел., а в стационарном звене наблюдается переизбыток кадров - 34,7 тыс. чел. Дефицит кадров среднего медицинского персонала составляет 800 тыс. чел.

“Что касается специальностей, которых недостает в амбулаторном звене, то это специалисты-диетологи, детские онкологи, ревматологи, нефрологи, пульмонологи и врачи общей практики”, - отметила Т. Голикова.

По словам министра, профицит в стационарном звене составляют врачи-стоматологи (202%), офтальмологи (100%), хирурги (100%), травматологи-ортопеды (54,1%).

Источник: РИА Новости

Кроме того, существует проблема отсутствия статистического учета  объемов медицинской помощи, оказываемой негосударственными медицинскими организациями, которые реализуют определенную часть программы государственных гарантий, что является крайне важным моментом в условиях относительного дефицита ресурсов государственного и муниципального здравоохранения, тем более что в частной системе работают высокопрофессиональные врачи и медицинские сестры, что также должна учитывать методика планирования штатной численности медицинских работников.

 

Кадровое обеспечение  с точки зрения государственного планирования

Планирование  и расчет обеспеченности кадрами

Первоочередной государственной  задачей видится разработка методологии планирования и расчета обеспеченности кадрами в здравоохранении.

При этом необходима четкая нормативная база федерального уровня, т. к. решение кадровой проблемы отрасли  не должно зависеть только от политической воли субъекта РФ.

В связи с этим особую актуальность приобретает создание Федерального регистра медицинских работников (приказ Росздравнадзора от 11.04.2007 № 689-Пр/07 «Об утверждении структуры и регламента Интернет-сайта Федерального регистра медицинских работников»), который позволит располагать четкими цифровыми данными о медицинских работниках различных специальностей (возрастные характеристики, стаж работы и т. д.), поставить на принципиально новую основу работу с кадровым резервом в отрасли, повысить здоровую конкуренцию в профессиональной среде, стимулировать субъекты РФ к созданию условий работы для высококвалифицированных специалистов, заложить основу адекватного планирования на современном этапе развития системы здравоохранения.

К сведению


В интервью «Российской бизнес-газете» 3 глава Минздрава России В.И. Скворцова сказала: «Мы создали федеральный регистр всех медицинских работников независимо от организационно-правовой формы учреждения, в котором они работают, а с 2011 г. включили в него и всех студентов вузов и учащихся медицинских училищ и колледжей, чтобы видеть наш резерв и следить за его судьбой. Разработали также и аналитическую систему, которая позволяет создавать кадровый профиль для каждого субъекта РФ и выявлять его диспропорции. Теперь мы можем не только прогнозировать ситуацию на ближайшие 2, 3, 5 лет, но и вырабатывать решения по устранению диспропорций».

Приказом Минздравсоцразвития  России от 05.03.2009 № 93 создана комиссия Минздравсоцразвития России по рассмотрению вопросов развития кадрового потенциала, научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения, которая ведет серьезную работу, направленную на улучшение кадрового обеспечения отрасли.

 

Подготовка кадров

 

Результаты анкетирования  студентов выпускных курсов Саратовского медицинского университета и интернов, которое проводилось нами в 2011/12 учебном году, свидетельствуют, что  к концу обучения более 60% выпускников  еще не определились с выбором  специальности. Причин этому несколько4.

Во-первых, в период модернизации здравоохранения сравнительно часто происходит изменение нормативно-правовых актов, определяющих подготовку медицинских кадров по различным специальностям. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 № 1644н внесены изменения в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения в части исключения из номенклатуры специальности «Восстановительная медицина», разрешения профессиональной переподготовки по специальности «Онкология» для акушеров-гинекологов и хирургов (согласно предыдущей редакции приказа стать врачом-онкологом можно было только

по окончании интернатуры  или ординатуры), изменения порядка  получения дополнительного образования  по ряду специальностей.

Во-вторых, при поступлении  в медицинский вуз абитуриентом движет желание поступить, стать  врачом, а о выборе специальности, который предстоит сделать в перспективе, через 6 лет, молодежь часто не задумывается.

В-третьих, непонятно, как  будет складываться ситуация с кадрами  в здравоохранении через 5-6 лет, к моменту окончания студентами медицинского вуза, – какие специальности будут более востребованы, какой будет система оплаты труда в здравоохранении, по каким специальностям можно будет получить подготовку на бюджетной основе и т. д.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что готовить кадры надо с начальных курсов медицинского образовательного учреждения, начинать этот процесс на ярмарках вакансий выпускных курсов малоэффективно. Какие возможны направления профориентационной работы со студентами? Совместной работе органов практического здравоохранения, медицинского университета и студенческого совета университета по профессиональной ориентации студентов медицинского вуза должно уделяться такое же внимание, как и образовательному процессу в университете.

При этом опрос студентов  свидетельствует, что перечисление вакансий с призывами ехать в отдаленные уголки российских регионов не вызывает никакого ответного отклика. В 2011 г. на официальном сайте Саратовского государственного медицинского университета была размещена анкета для проведения социологического опроса по программе «Сельский миллион», в котором могли принять участие представители любых регионов России.

Анализ результатов социологического исследования, в котором приняли участие более 300 чел. (интернов, ординаторов, студентов выпускных курсов и работающих врачей в возрасте до 35 лет), показал, что практически 50% респондентов заинтересовались такой возможностью, но при этом хотели бы иметь определенные социальные гарантии, перспективы профессионального развития и роста. Поэтому обоснованно и целесообразно распространить программу на другие возрастные группы специалистов и на широкий спектр поселков городского типа и малых городов России5.

В крупных же городах целесообразно  создание на базе медицинских центров  постоянно действующих круглосуточных консультативных пунктов для  врачей и фельдшеров, работающих в отдаленных районах области.

Это позволило бы не только повысить качество медицинской помощи, но и реализовать принцип постоянного повышения квалификации медицинских работников.

В последние годы государство  предпринимает активные шаги для  быстрого пополнения кадрами медицинских организаций.

Новый образовательный стандарт, подготовка по которому в медицинских вузах началась с 2011 г., предполагает уменьшение временного промежутка от поступления в медицинский вуз до начала практической деятельности, отмену интернатуры с 2016-2017 гг., возможность для 60% выпускников начинать врачебную деятельность на основании диплома – без последипломного обучения, обязательного для медицинских работников на сегодняшний день.

Уже в 2012/13 учебном году не предусмотрено обучение на бюджетной  основе в ординатуре по тем специальностям, по которым разрешена подготовка в интернатуре, что также направлено на повышение показателей обеспеченности населения медицинскими кадрами. Постепенно расширяется спектр специальностей, по которым разрешена профессиональная переподготовка, – наименьший по времени обучающий курс подготовки медицинских кадров. Российские медицинские вузы, реализуя обучение на компенсационной основе для отдельных специальностей, по которым наблюдается самая большая нехватка специалистов по стране или в отдельном регионе, устанавливают демпинговые цены для обучения в интернатуре, ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки.

Так, стоимость обучения в интернатуре на компенсационной  основе по специальностям «педиатрия», «терапия», «неонатология» значительно ниже, чем по специальностям, по которым в регионах отмечен профицит специалистов.

При обучении врачей на курсах повышения квалификации Минобрнауки России разрешена такая форма получения образования, как дистанционное обучение6. Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» установлено, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии (далее  – ДОТ) при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Использование ДОТ не исключает  возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема учебных, лабораторных и практических занятий, проведенных с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, определяется образовательным учреждением.

Нельзя дистанционно проводить практические занятия (по клиническим дисциплинам), принимать итоговые экзамены (зачеты), однако лекционный курс, семинарские занятия (около 50% учебного времени) могут осуществляться дистанционно.

Преимущества ДОТ и  для медицинской организации, и  для самого обучающегося специалиста очевидны, но для использования ДОТ в ЛПУ необходимо создать определенные условия – оборудовать учебный класс с несколькими компьютерами, что обеспечит техническую возможность проведения обучения, предусмотреть в коллективном договоре систему мотивации для врачей и медицинских сестер, обучающихся по такой форме.

Например, можно использовать материальный стимул – премирование по итогам обучения, право первоочередного ухода в отпуск в летнее время и т. д.

При этом врачи будут иметь  возможность обучаться в ведущих  вузах страны, конкуренция вынудит повышать качество подготовки специалистов, применять новые формы преподавания, совершенствовать электронные образовательные ресурсы, организовывать постоянно действующие форумы по различным специальностям.

Привлекательность ДОТ становится особенно очевидной, если учесть затраты  на систему повышения квалификации медицинских работников.

Если в организации работает 100 врачей, то ежегодно отрывается на обучение 20 чел., причем каждый специалист учится минимум 1 месяц. Если обучение проходит в другом городе, затраты на обучение будут включать командировочные расходы, расходы на проезд, проживание в общежитии, оплату в размере среднего заработка за месяц обучения и заработную плату тех специалистов, которые замещают временно отсутствующего работника.

Информация о работе Проблемы и перспективы кадрового обеспечения в здравоохранении