Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа
Цель курсовой работы является, изучение теоретических проблем, специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в России; определение основных функций и задач, которые позволяет решать рынок ценных бумаг. Тема является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг………….…5
Понятие, сущность, структура и функции рынка ценных бумаг…..…5
Виды ценных бумаг……………………….……………………………..15
Глава 2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………………………………27
2.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России………………….27
2.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России………………33
Заключение………………………………………………………………….…..41
Список литературы………………………………………………………………43
Участники рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников рынка ценных
бумаг в зависимости от их функционального назначения:
• продавцы;
• инвесторы;
• фондовые посредники;
• организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;
• органы регулирования и контроля.
Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг.
Инвесторы - это те, кто вкладывают («инвестируют») свой реальный капитал в ценные бумаги.
Фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг — это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг.
Эмитенты — это государство, коммерческие предприятия и организации.
Инвесторы — это население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств.
Фондовые посредники — это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами.
Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать:
• организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);
• расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры);
• депозитарии;
• регистраторов;
• информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.
Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают:
• высшие органы управления (Президент, Правительство);
• министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации, Комиссия по ценным бумагам при Правительстве Российской Федерации и др.);
• Центральный банк Российской Федерации.
Какие интересы преследует эмитент на рынке ценных бумаг? Основной мотив, который им движет, — это привлечь капитал (денежные ресурсы). Кроме того, продажа ценных бумаг дает возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путем приватизации. Путем выпуска ценных бумаг можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками, сделать более мобильными или ликвидными имеющиеся активы компании и т.п.
На другой стороне рынка — инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого — заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.
Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку. Поскольку рынок ценных бумаг есть составная часть рынка вообще, постольку состав его участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.
Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них — один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них — часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.
Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами — основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношений «клиенты профессиональные торговцы» — это «розничный» сегмент фондового рынка, ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.
Рядом с «розничным» сегментом фондового рынка существует не менее значительный «оптовый» сегмент сфера отношений непосредственно между профессиональными торговцами. Здесь «профессионалы » торгуют друг с другом на равных. Принципы организации этой торговли в целом незначительно отличаются от тех, которые существуют в «розничном» сегменте фондового рынка.
Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Совокупность этих организаций называют также «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарии и регистраторы и др.
Необходимо отметить, что применяемые здесь наименования различных организаций не являются исключительными. Например, в ряде стран (в соответствии с национальным законодательством и историческими традициями) принято говорить о брокерах (дилерах) или о расчетно-кли- ринговых центрах и т.п. Имеются в виду, скорее, не наименования конкретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, расчетная, клиринговая, депозитарная, биржевая и т.д.), которые по одному или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами.
Российское законодательство (указы Президента Российской Федерации, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», подзаконные нормативные акты) оперируют следующими терминами: дилерская деятельность дилер, брокерская деятельность брокер, деятельность по организации торговли организатор торговли и фондовая биржа, депозитарная деятельность депозитарий, деятельность по ведению реестра ценных бумаг регистратор, расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам клиринговый или расчетный центр, расчетная деятельность по ценным бумагам расчетный центр.
1.2 Виды ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг, несмотря на его единство, можно условно разделить на несколько сегментов, которые тоже называются рынками. Они характеризуются специфическими условиями, участниками торговли, ценными бумагами, обращающимися на них.
Классификация рынка ценных бумаг по организации торговли включает биржевой рынок, внебиржевой (розничный) рынок и электронный рынок.
По видам бумаг, обращающихся, в частности, на российском рынке сегодня выделяются:
• рынок государственных бумаг;
• рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): “голубые фишки” (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции “второго эшелона”, приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке;
• рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве — муниципальных облигаций или облигаций субъекта федерации);
• рынки векселей разных эмитентов;
• рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).
Теперь рассмотрим все по очереди.
Рынок государственных ценных бумаг обычно занимает ведущее место (до 50%) в общем объеме рынка ценных бумаг (государственных и корпоративных). Российские государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают и на фондовом рынке в России.
С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг. Значение государственных внутренних выигрышных займов упало практически до нуля. Последний заем из этой серии был выпущен в 1992 г. под 15% годовых, что в связи с огромной инфляцией полностью его обесценило.
Фактически в 1992—1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. В обращение поступили первые выпуски сберегательного займа, нацеленные
на продажу населению.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.
В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным из которых оказались, в конечном счете, выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейские обязательства. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объемы выпуска которых до августа 1998 г. были преобладающими.
Другой особенностью российского
рынка государственных
В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг рынок государственных
облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), на которой сосредоточены торговая, расчетная и депозитарная системы, обеспечивающие на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, облигациями внутреннего валютного займа) в режиме компьютерных биржевых торгов.
Российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращается несколько облигационных займов бывшего СССР, выпушенных в разных европейских валютах. С 1996 г. российское правительство размещает на внешнем рынке облигационные займы. С этого же года начиналась практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских государственных облигаций.
Рынок акций принято разделять на три основные сегмента. Рассмотрим их по порядку. К первому сегменту относят так называемые “голубые фишки”. Голубые фишки— акции или ценные бумаги наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями получаемых доходов и выплачиваемых дивидендов. Термин возник по аналогии с голубыми фишками казино, имеющими наивысшую ценность.
Обычно голубые фишки являются индикаторами всего рынка, так как считается, что если возросли цены на акции крупнейших компаний, то и акции компаний «второго эшелона» тоже возрастут, соответственно падение курса акций голубых фишек означает снижение курса акций компаний «второго эшелона». Акции голубых фишек являются наиболее ликвидными на рынке ценных бумаг.
В настоящее время в России голубыми фишками являются акции нефтяных, газовых, энергетических и телекоммуникационных компаний. В частности, к голубым фишкам относят такие компании как Газпром, Лукойл, Норникель, Роснефть, Сбербанк и др. Эти компании как правило занимают ведущие позиции на биржах РТС и ММВБ.
Примерами западных голубых фишек являются компании Microsoft, IBM, Apple, Coca-cola Company, Ford, Google и др.
Нет общепринятых критериев
для отнесения акций или
Акции, называемые «голубыми фишками», имеют устойчивую тенденцию к росту. Но большую динамику роста и более высокую доходность показывают акции «второго эшелона».
Преимуществом «голубых фишек» является их ликвидность, то есть возможность продать или купить эти акции в любой момент торговой сессии на фондовой бирже.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России