Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является, изучение теоретических проблем, специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в России; определение основных функций и задач, которые позволяет решать рынок ценных бумаг. Тема является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг………….…5
Понятие, сущность, структура и функции рынка ценных бумаг…..…5
Виды ценных бумаг……………………….……………………………..15
Глава 2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России……………………………………………………………………………27
2.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России………………….27
2.2 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России………………33
Заключение………………………………………………………………….…..41
Список литературы………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.04 Кб (Скачать файл)

Основные усилия государства  должны быть сосредоточены на снижении всех видов инвестиционных рисков внутри страны, что находит свое выражение в:

  • усилении регулирования деятельности нерезидентов;
  • установлении особых правил деятельности на рынке ценных бумаг для коммерческих банков;
  • изменении системы налогообложения операций с ценными бумагами;
  • проведении активной регулирующей политики государства в периоды кризисных явлений;
  • совершенствовании организации биржевой торговли;
  • создание единой фондовой системы в масштабах страны;
  • доведении инфраструктуры рынка ценных бумаг до уровня мировых стандартов;
  • совершенствовании законодательства по рынку ценных бумаг, а также судопроизводства по разрешению \ спорных и конфликтных ситуаций;
  • развитие форм коллективного инвестирования;

На рынок ценных бумаг  России значительно влияют нерезиденты. Суть в том, что иностранные инвесторы  с первых шагов возникновения  отечественного рынка ценных бумаг  принимали активное участие в  его формировании. Например, с 1992 года в России действовало американское Агентство по международному развитию (АМР), которое при поддержке Кремля и Правительства занималось созданием рынка капитала, для чего выделялось 77,2 млн. долларов. Работа велась по таким направлениям, как приватизация, помощь частным институтам, организация технологических и регулирующих структур для операций с корпоративными акциями и облигациями, проведение широких политических, правовых и нормативных реформ, реализация крупных приватизационных проектов, которые оказали огромное влияние.

В России рынок ценных бумаг  сложился так, что он органически  не совместим с притоком больших  капиталов. Он интересен только игрокам, которым нужен повышательный  тренд курсов и их резкие скачки, поэтому остается второстепенным по объему обращающихся на нем ресурсов. Количеству эмитентов, обладает очень малой глубиной и сопротивляемостью, запрограммированным на системный крах.

Следующими, после нерезидентов по силе влияния на состояние отечественного рынка ценных бумаг, являются коммерческие банки страны. И это не случайно. Дело в том, что Россия по типу сформировавшейся модели рынка ценных бумаг близка Германии. В этом государстве отсутствуют  ограничения на операции банков с  ценными бумагами. Законодательство Соединенных Штатов, наоборот, запрещает коммерческим банкам участвовать в сделках с фондовыми активами и хранить ценные бумаги (депозитарные услуги). В Великобритании и Японии действуют ограничения на отдельные операции кредитных учреждений на рынке ценных бумаг. Россия, таким образом, пошла по пути наиболее либерального отношения к деятельности коммерческих банков с акциями и облигациями.

Не стоит забывать и  о том, что банки по своей природе  есть мощные аккумуляторы денежных ресурсов, поскольку располагают не только собственными активами, но и средствами своих клиентов. Их задача находить постоянное приложение деньгам зарабатывая  доходы для себя и окуная стоимость  пассивов.

Ко всему прочему в  условиях бартерной экономики, которая  характерна для России, банки оказались  самыми крупными субъектами рынка, располагающими "живыми" деньгами. До конца 1999 года подавляющее большинство остальных  субъектов национальной экономики  не имели свободных денежных ресурсов, т.к. вынуждены были даже заработную плату работникам оплачивать собственной  продукцией. И до настоящего времени разнообразные зачетные схемы достаточно распространены в России.

Совокупность вышеуказанных  особенностей положения коммерческих банков в нашей стране привела  к тому, что они заняли одно из лидирующих положений среди операторов рынка ценных бумаг. Особенно велика их доля оказалась в секторе государственных  ценных бумаг: ГКО, ОФЗ и ОГСЗ. На первом этапе развития рынка данный факт оказывал благоприятное влияние. Но ситуация изменилась прямо на противоположную, как только на рынке ценных бумаг  стали проявляться кризисные  явления. Массовый исход коммерческих банков с рынка акций и облигаций  после Восточноазиатского кризиса  в 1997 году дестабилизировал ситуацию. Потери в капитализации акций  отечественных кампаний составили  многомиллиардные суммы, доходность ГКО  подскочила до 200% годовых. Титаническими  усилиями Центрального банка РФ, путем регулирования учетной ставки рефинансирования, удалось стабилизировать рынок ценных бумаг в начале 1998 года. С другой стороны, те из банков, которые потеряли чувство реальности в погоне за сверхприбылью на рынке ГКО, жестоко пострадали. После объявленного дефолта в августе 1998 года такие коммерческие банки, как "Инкомбанк", "Империал", "СБС-Агро" и целый ряд других практически прекратили свое существование.

И в настоящее время  влияние кредитных учреждений на рынке ценных бумаг по-прежнему велико. Их присутствие или, наоборот, отсутствие оказывает существенное влияние  на уровни котировок ценных бумаг. Наиболее наглядно это проявляется на каждое предпоследнее число месяца и, особенно, сильно при "закрытии" кварталов  или года. В эти периоды банки  в особо крупных размерах выводят  денежные средства с рынка акций  и облигаций, так как им необходимо выполнять нормативы общей, текущей  и мгновенной ликвидности (требования Инструкции №1 Центрального банка РФ). Понятно, что подобное своеобразие  в характере поведения наиболее мощных участников не прибавляет стабильности отечественному рынку ценных бумаг.

Решение проблемы видится  в нескольких плоскостях. Возможно ограничение, по примеру США, Великобритании и Японии, прямого участия коммерческих банков на рынке ценных бумаг. В этом случае они смогут вкладывать ресурсы  в качестве рядовых клиентов инвестиционных компаний через фонды доверительного управления. Такого рода инвестиции носят  более постоянный характер.

Допустимо также включение  наиболее активно торгуемых на биржах акций в число ликвидных активов  кредитных учреждений. Тогда прекратится  судорожный вывод денежных средств  на отчетные даты года и последующее "накачивание" рынка.

Кроме того, следует ввести ограничения на размеры активов, вкладываемых коммерческими банками, на рынке ценных бумаг. Данное ограничение  должно носить временный характер. До тех пор, пока в экономике не окрепнут остальные субъекты рынка  способные составить конкуренцию  банкам по объемам свободных денежных ресурсов долговременного характера: паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании и прочие.

К системе мер по совершенствованию  налогообложения операций с ценными  бумагами, которые должны благотворно  повлиять на процесс стабилизации, следует отнести:

  • введение "конфискационных" ставок налогообложения по спекулятивным краткосрочным сделкам;
  • формирование стимулирующих условий для долгосрочных "портфельных" инвесторов;
  • отмена двойного налогообложения инвесторов.

Представляется полезным перенесения на российскую "почву" некоторого положительного опыта западных стран из ряда налоговых мер. В  частности, в Германии довольно давно  применяются повышенные ставки налогообложения  на краткосрочные спекулятивные  операции с ценными бумагами, совершаемыми на биржах. Эти ставки настолько  велики, что их в прямом смысле можно  определить, как конфискационные. К  примеру, шкала налогообложения  имеет максимальное значение в 200% от суммы полученного дохода по операциям  покупки ценных бумаг с последующей  продажей в течение одного дня. Ставки ниже распространяются на операции сроком в неделю, один и несколько месяцев. Аналогичная система "конфискационных" ставок действует в США.

Понятно, что в этих условиях инвестор с самого начала нацеливается на долгосрочное вложение денежных ресурсов и многократно взвесит ситуацию прежде, чем решится на продажу  акций или облигаций после  непродолжительного периода владения ими. Как правило, при падении  цен инвестор выбирает вариант консервации  своих активов, а для того чтобы  не упустить возможности приобретения ценных бумаг по сниженным ценам. осуществляет дополнительные вложения ресурсов. Новые инвестиции останавливают процесс падения цен и, более того, разворачивают его в "бычий" тренд, т.е. на подъем. Вот почему, если анализировать движение фондовых индексов западных стран за продолжительный промежуток времени, то отмечается доминирование повышательного движения курса ценных бумаг.

В противоположность "конфискационным" налоговым ставкам имеет смысл  применения льготного налогового режима для долгосрочных портфельных инвесторов. Наша страна, как никогда в прошлом, испытывает сегодня острый дефицит  в ресурсах для подъема экономики. В тоже время, как уже указывалось выше, в стране сложилась система налогообложения не стимулирующая производителя к расширению производства, переоснащению современным оборудованием, внедрению новых технологий. Если же действующие предприятия оказываются в столь сложных условиях существования, то легкомысленно рассчитывать на приток капиталов новых инвесторов.

В нашей стране совершенно отсутствуют какие-либо налоговые  освобождения или пониженные ставки на долгосрочное приобретение акций  и облигаций. Имело бы смысл применять  налоговые льготы с дифференциацией  по отраслям экономики (в зависимости  от потребности общества), по срокам произведенных инвестиций, по регионам страны и прочие.

Вопреки здравому смыслу в  налоговой системе России сложилась  практика двойного обложения доходов  акционеров. Фискальный механизм работает следующим образом: сначала по установленной  ставке взыскивается доход с полученной акционерным обществом прибыли, затем чистая прибыль распределяется в виде дивидендов и с акционера  вновь взыскивается налог. Реально  акционер получает на причитающийся  ему с прибыли предприятия  рубль максимум 56 копеек - физическое лицо, минимум 10 копеек - кредитная организация.

Совершенно естественно, что при описанных выше коллизиях  налогового законодательства России, нереально ожидать мощного притока  инвестиций от отечественных и зарубежных собственников капитала.

Таким образом, предложив  пути стабилизации рынка ценных бумаг  России указывается, что усилия должны быть сосредоточены на:

  • проведении активной рыночной политики государства. которое в кризисных ситуациях вмешивается в ход фондовых операций;
  • регулировании деятельности всех субъектов рынка ценных бумаг: банков, фондов, компаний, бирж и т.д. совершенствовании правовой базы рынка ценных бумаг.

 

Заключение.

Из полученных результатов  видно, что Фондовый рынок является одним из основных элементов экономики, обеспечивающим ее саморегуляцию путем перелива средств из затухающих отраслей в наиболее быстро прогрессирующие, причем эта функция выполняется им автоматически.

Итак, можно сделать вывод, что Предметом торгов на фондовом рынке служат ценные бумаги и их производные; участниками фондового рынка являются банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, брокерские компании, депозитарии, клиринговые компании (все они составляют круг профессиональных участников фондового рынка), "любители", для которых деятельность на фондовом рынке не является основной, и, наконец, системы регулирования фондового рынка.

Поставщиками финансовых ресурсов для фондового рынка  являются государство, коммерческие фирмы, домохозяйства и финансовые посредники. Все они характеризуются разным соотношением финансовых активов и финансовых обязательств, и в связи с этим отличаются их роли на рынке. В частности, государство является крупнейшим должником, а домохозяйства - через свои вклады в банках - основным поставщиком средств, практически не имеющим при этом собственных обязательств.

По типу поведения всех инвесторов можно подразделить на две  крупные группы: стратегические инвесторы  и спекулянты. От преобладания на рынке  одной из этих групп зависит и  характер рынка в целом.

Отдельной интересной проблемой  является прогнозирование движения цен на рынке, которое допускает  различные подходы, начиная от классических концепций, лежащих в основе технического и фундаментального анализа, и заканчивая теорией рефлексивности, предложенной одним из наиболее удачливых биржевых игроков последнего времени Джорджем Соросом.

Российский фондовый рынок  начал зарождаться в 1992 году, и  на сегодняшний день является развивающимся. Удовлетворительно он справляется  лишь с задачей покрытия дефицита государственного бюджета (сектор государственных  ценных бумаг является наиболее развитым и устойчиво функционирующим, кроме  того, в его основе лежит наиболее совершенная законодательная база). В то же время, плохо развита функция, связанная с привлечением средств  для вложения в производство. Причин этому несколько: недостаточное  количество надежных эмитентов, отсутствие устойчивой инфраструктуры, недостаток инвестиционных ресурсов. Последняя причина может быть устранена путем привлечения средств, обращающихся на рынке ГКО-ОФЗ, а так же средств иностранных инвесторов, т.к. в мире имеется около 1 триллиона долларов свободных денег, из которых в России ежегодно вкладывается 4-5 миллиардов. Для сравнения, ежегодные вложения иностранных инвесторов на китайском фондовом рынке составляют около 35 миллиардов долларов.

 

Список литературы.

  1. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ).
  2. Приказа ФСФР от 16.03.2005 г. № 05-3/пз-н «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».
  3. ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  4. Галанов В.А., Басов А.И. "Рынок ценных бумаг", изд. "Финансы и статистика", 2006г.
  5. Григорьева Н., Коковина Л. Фундаментальный анализ фондового рынка. // "Чужие деньги" финансово-аналитическая газета. № 33, 2005.
  6. Дарушин И. Теоретические основы функционирования срочного рынка и его социально-экономическая роль // Рынок ценных бумаг. 2003, № 4. С. 68-73.
  7. Еремеева Л. Проблемы муниципальных заимствований в Российской Федерации. // Рынок ценных бумаг. 2001, №24.
  8. Лытнев О.Н. Оценка основных финансовых активов. // Рынок ценных бумаг. №3, 2003.
  9. Лякин А.Н., Лапинскас А.А. Рынок ценных бумаг. СПб., 2001.
  10. Мациевич Е., Решетникова Л.Г. Дивидендная политика акционерных обществ: региональный аспект // Журнал "Налоги. Инвестиции. Капитал". №№ 4-6, 2005.
  11. Синягин А. Какие дивиденды должны платить акционерные общества? // http://www.unicon-ms.ru/press_centre/publication/?form=print&id=334. 12.05.2003.
  12. Фадеев А.И. Управлением портфелем ценных бумаг (специфика российского варианта) // РЦБ, 2003. №6.
  13. Фундаментальный анализ фондового рынка. http://www.ngfr.ru/article.html?/2005/5.
  14. Чалдаев Л.А. Фондовая биржа: организационно-управленческие структуры. М., 2001.
  15. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - Изд. 4-е, перераб. и доп.  М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - С. 258.
  16. Рынок ценных бумаг : учебник вузов. / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова М.: Финансы и статистика, 2005, С. 446.
  17. Кувакина Т. В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: Дисс. канд. экон. наук. М., 2006.
  18. Савенков В. Н. «Ценные бумаги в России»,.изд-во «Ифра-М», Москва, 1998
  19. Евгений Светин «Биржевой прецедент».//Газета «Финансовая Россия», №9 9-15 марта 2000г
  20. Олег Ханштейн «Российский рынок ценных бумаг ставит рекорды» //Газета «Финансовая Россия», №2 20-26 марта 2000г.
  21. Аненнская Н.Е., Волков К.А. Маржинальная торговля – проблемы и возможности // Рынок ценных бумаг № 2, 2003 г.
  22. Коротких С. Интернет-трейдинг с мобильных устройств – каприз моды или начало нового этапа? // Рынок ценных бумаг, 2004 год , № 14
  23. Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж (статистика и тенденции) // Вопросы экономики. 1999
  24. Мамчиц Р. Волатильность и торговые системы // Рынок ценных бумаг, 2003, № 18.
  25. Марголит Г. Вызов принят! Рынок корпоративных ценных бумаг на ММВБ в свете мировых тенденций // Рынок ценных бумаг – 1999.
  26. Миркин Я.М. Фондовые биржи в России: стать коммерческими, чтобы выжить // Рынок ценных бумаг. – 2000 - №10.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России