Проблемы корпоративного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

В современной белорусской экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.
Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество определений данного понятия.

Содержание работы

1. Проблемы корпоративного управления предприятием
1.1. Сущность корпоративного управления 3
1.2. История корпоративного управления в Беларуси 8
1.3 Проблемы корпоративного управления 9
1.4 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности 11
2. Антикризисные процедуры 14
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

12 Менеджмент.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

В Беларуси национальная модель корпоративного управления находится  на стадии формирования, она еще  не заработала по-настоящему, управленческие механизмы простаивают, не находя себе достаточного применения в новых условиях. То есть, корпоративное управление в Беларуси уже успело столкнуться с рядом проблем, для решения которых нужно применять определенные меры. В конечном счете, именно от белорусов зависит, что из предложенного другими странами они выберут и смогут ли создать самобытную национальную систему корпоративного управления. Совершенно необходимо, чтобы она была принята всеми стейкхолдерами, включая рядовых граждан. Белорусская история свидетельствует об огромной гибкости и творческих возможностях нашего народа, о его умении успешно преодолевать препятствия. Он, безусловно, обладает всем необходимым для того, чтобы построить исправно функционирующую систему корпоративного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антикризисные процедуры.

 

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных путей, приводящих предприятие  к кризису. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)": банкротство - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства);

экономическая несостоятельность - неплатежеспособность, имеющая или  приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

Таким образом, факт банкротства  либо экономической несостоятельности  может быть констатирован только судебным решением.

В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются как антикризисные процедуры, которые должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:

  • защитный период;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение;
  • иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством.

Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным (оздоровительным) процедурам относятся:

  • внешнее управление имуществом предприятия-должника – процедура, направленная на сохранение деятельности предприятия. Она вводится на предприятии решением хозяйственного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется путем передачи функций по управлению несостоятельным предприятием антикризисному управляющему;
  • досудебная санация – процедура, согласно которой собственник предприятия, кредитор и заинтересованный в деятельности предприятия инвестор оказывают финансовую помощь предприятию-должнику;
  • наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

Реорганизационные процедуры  применяются с целью сохранения предприятия-должника и обеспечения  его вывода из неплатежеспособного  состояния.

К ликвидационным процедурам относятся:

  • принудительная ликвидация предприятия-должника по решению хозяйственного суда;
  • добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Характеристика процедур банкротства, которая дана в Законе Республики Беларусь от  13 июля 2012 г. № 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)":

Защитный период – процедура банкротства, применяемая  к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с настоящим Законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. [8]

Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов. . [8]

Конкурсные кредиторы - кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве - процедура банкротства в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п. . [8] Мировое соглашение может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности. Суть мирового соглашения заключается в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов. Иными словами, кредиторам, акционерам и менеджеру предоставляется возможность восстановить платежеспособность предприятия самостоятельно. При этом, по сути, будущее благополучие, будущие дивиденды, прибыли и рост рыночной стоимости предприятия решаются за счет компромисса и больших потерь в текущем периоде. Это означает распределение платы за неэффективное хозяйствование между акционерами и кредиторами.

Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются в Беларуси хозяйственным судом.

Сторонами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

  • должник;
  • антикризисный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • налоговые и иные уполномоченные органы;
  • местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника – юридического лица;
  • прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению;
  • орган государственного управления по делам о банкротстве;
  • иные лица в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. . [8]

Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, поданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд. Рассмотрение дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более двух месяцев.

Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

  • восстановления платежеспособности должника в процессе санации;
  • заключения мирового соглашения;
  • удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;
  • установления ложного банкротства;
  • отсутствия оснований, предусмотренных законодательством.

В развивающихся постсоциалистических странах, таких как Беларусь, институт банкротства может отсутствовать, либо быть слабо сформированным. Поскольку в плановой административно-командной экономике такого института не существовало, а за относительно краткий период новейшей истории формирования рыночной экономики, этот институт еще может быть не сформированным в полной мере.

В любом случае формирование действенного и эффективного института банкротства в стране зависит в первую очередь от государства.

Можно выделить следующие функции и полномочия государственных органов по банкротству, которые они выполняют в странах с развитой рыночной экономикой:

  • разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательными инициативами;
  • сбор, анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности;
  • сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве;
  • выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;
  • организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству;
  • разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения антикризисных управляющих;
  • организация контроля таких аспектов деятельности антикризисных управляющих, как соблюдение профессионально-этического кодекса, отчетность по выявленным активам, соответствующее и своевременное инвестирование денежных поступлений;
  • контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, предоставляемой судами;
  • контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по увольнению недобросовестных директоров;
  • защита интересов учредителей и кредиторов путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями;
  • защита интересов больших групп мелких кредиторов (акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.

В принципе большинство из названных функций выполняют и госорганы Беларуси, ответственные за развитие института банкротства в Беларуси. Но в том-то и дело, что формально институты рыночной экономики созданы в Беларуси во многих сферах, а вот фактическое их функционирование оставляет желать лучшего. Порой под многими внешне существующими институтами действуют старые отношения и связи. По крайней мере, если говорить конкретно об институте банкротства в Беларуси, то под внешне схожим институтом банкротства по сравнению с другими странами, на практике складывается совершенно другая ситуация в этой области. Особенно это справедливо по отношению к государственным предприятиям. А именно, – в Беларуси довести официально государственное предприятие к банкротству практически невозможно.

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007. - 384с.
  2. Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 149.
  3. Акционерное общество: история и теория / Я. Функ, В. Хвалей, В. Михальченко. Мн.: Амалфея, 1999. - 608 с.
  4. Асаул, А.Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А.Н. Асаул, В.И. Павлов, Ф.И. Бескиерь, О.А. Мышко. - СПб.: Гуманистика. -2006. - 328с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.
  6. Гнатко В.С., Пефтиев В.И. Корпорации в трансформирующемся мире: концептуальные поиски - Ярославль: Электро-Сервис, 2005. - 163 с.
  7. Гурков И. Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. - М.: Дело, 2006. - 320с.
  8. Закон Республики Беларусь № 2020-XII от 9 декабря 1992 года "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью"
  9. Закон Республики Беларусь 13 июля 2012 г. № 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)"
  10. Кузнецов В.П., Лапаев Д.Н. Организационно-экономический механизм корпоративного управления в отрасли. Учебное пособие. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2010. - 273 с.
  11. Организация предпринимательской деятельности: учебно-методическое пособие / Ф. П. Витко. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. - 303 с.
  12. Теория управления. Менеджмент.  / сост. Л. П. Черныш, Л. П. Ермалович, Е. М. Бурак. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2007. - 223 с.
  13. Храброва И.А. Корпоративное управление. Вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М.: Альпина, 2000. - 200 с.
  14. www.ekonomika.by – Белорусский экономический портал.
  15. www.pravo.by – Национальный правовой интернет-портал РБ
  16. www.belstat.gov.by - Национальный статистический комитет РБ

Информация о работе Проблемы корпоративного управления предприятием