Проблемы обучения персонала на примере ЗАО «Райффайзенбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена возрастающей потребностью любой фирмы в наличии обученного и высококвалифицированного персонала. Ранее в управлении персоналом наибольшее внимание уделялось подбору и расстановке кадров, сейчас же поиск подходящих на должность кандидатов – только начальный этап работы. Возрастает необходимость инструктажа новых работников, производственного обучения, профессиональной подготовки трудового коллектива, что является залогом эффективной деятельности организации. Многие сотрудники приходят работать в организацию без необходимого опыта работы сразу после получения высшего образования либо после работы абсолютно в другой сфере. Наличие знаний в области определенной профессии не всегда является достаточным условием для успешного выполнения функциональных обязанностей, поэтому высока роль эффективной системы подготовки и обучения персонала, соответствующей реальным должностным требованиям.

Содержание работы

1. Методологический раздел 3
2. Теоретический раздел 7
2.1. Понятие и цели обучения персонала 7
2.2. Виды обучения 9
2.3. Методы обучения 11
3. Процедурный раздел 15
3.1. Обоснование выбора метода исследования 15
3.2. Обоснование выборочной совокупности 15
4. Анкета 16
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ISU_Afanasyeva_V_V.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала  как основной способ обеспечения  соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники  и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень  квалификации. Повышение квалификации достаточно популярно в силу ряда причин: во-первых, повышение квалификации дешевле подготовки специалистов; во-вторых, меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала; в-третьих, целевая направленность обучения на узкую необходимую область знаний. [4]

  1. Переподготовка кадров - обучение персонала организации с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой специальностью или изменившимися требованиями к содержанию и результатам работы.

 

2.3. Методы обучения

Методы обучения персонала, т. е. способы, при которых достигается овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, разделяют на две большие группы: на рабочем месте и вне рабочего места.

Среди методов обучения на рабочем месте традиционно выделяют:

  • Инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы;
  • Смена рабочего места (ротация) – позволяет расширить опыт работника путем планомерного перемещения его с одной работы на другую;
  • Наставничество – специально отобранные и подготовленные сотрудники (наставники) дают указания и советы, помогающие прикрепленным к ним обучающимся работникам развиваться в своей профессии;
  • Метод усложняющихся заданий;
  • Метод делегирования части функций и ответственности;

Основными преимуществами обучения на рабочем месте являются: меньшая  стоимость; большая приспособленность  содержания и времени обучения к  потребностям организации; включение  в процесс непрерывного обучения значительного числа работников; большие возможности индивидуальной подготовки. [5] Основные недостатки обучения на рабочем месте: возрастание нагрузки на руководителей и специалистов, участвующих в процессе обучения; возможная недостаточная методическая подготовка, отсутствие опыта и авторитета у обучающих; узкопрофессиональная направленность обучения.

Обучение вне рабочего места может проводиться в учебных центрах компании и учебных заведениях вне ее. Методы обучения вне рабочего места:

  • Чтение лекций. Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
  • Программированные курсы обучения. Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.
  • Конференции, семинары. Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях. [1]
  • Ситуационный анализ (кейсы) – предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма;
  • Групповая дискуссия – позволяет активизировать обучаемых посредством постановки перед ними проблемного вопроса или группы вопросов по теме курса; основные задачи – эффективное усвоение материала и обмен опыта между обучаемыми;
  • Ролевые игры – разыгрывание конкретной ситуации, в которой участники принимают на себя определенные роли. Отрабатываются межличностные навыки общения, взаимодействия и управления людьми в обстановке, близкой к реальной жизни; [5]
  • Деловые игры. Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.
  • Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей. Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях.
  • Самостоятельное обучение, при котором обучающийся сам может контролировать основные параметры обучения (темы, число повторений, продолжительность занятий);
  • Дистанционное обучение, в том числе электронное обучение (E-Learning);
  • Тренинг – краткосрочный курс повышения квалификации, направленный на целенаправленную выработку умений, необходимых работнику. Тренинг представляет собой комбинацию различных методов. При его проведении часто дается и теоретический материал, но чтобы опыт и полученные знания преобразовались в новые умения и навыки, в тренинге используются активные методы – ролевые и деловые игры, видеоанализ, дискуссии и др.

Методы профессионального  обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. [1]

Обучение персонала –  один из важнейших составляющих развития сотрудников. Данный процесс предполагает планомерное и систематичное  овладение знаниями, умениями, навыками под руководством опытных преподавателей. Выгоды от обучения получает как организация (повышение конкурентоспособности, производительности, возможность внедрения новых технологий), так и сами сотрудники (возможность карьерного роста, повышение компетентности и самоуважения). Обучение персонала подразделяется на три основных вида: подготовка и переподготовка кадров и повышение квалификации. Овладение знаниями в рамках каждого из перечисленных видов обучения может осуществляться посредством различных методов: как на рабочем месте, так и вне его. К первой группе методов относятся инструктаж, наставничество, ротация и т.д.; ко второй – тренинги, лекции, семинары, дистанционное обучение, деловые и ролевые игры. Каждый из методов имеет свои недостатки и преимущества и в структуре определенного предприятия находит большее или меньшее распространение в зависимости от производства, целей и задач организации.

 

3. ПРОЦЕДУРНЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1. Обоснование выбора  метода исследования

В исследовании для сбора информации будет использоваться такой метод как анкетный опрос. Данный метод применяется при изучении массовых, имеющих широкое распространение явлений, при отсутствии необходимости в глубинном  изучении какого-либо объекта. Выбранная для исследования тема – обучение персонала – имеет достаточно широкую степень разработанности и распространенности в обществе. Преимуществами анкетирования в рамках исследования является небольшой объем затрат на проведение опроса, охват больших групп исследуемых и возможность распространения результатов на всю генеральную совокупность. Так как изучается обучение всех новых сотрудников, а не специфика данной проблемы в группе опрашиваемых, то указанные выше достоинства анкетирования также являются весомыми аргументами в пользу выбора данного метода.

3.2. Обоснование выборочной  совокупности

В рамках данного исследования будет сформирована случайная выборка доступных случаев, так как опрашиваться будут новые сотрудники, находящийся в момент анкетирования на рабочем месте. Количество респондентов – 50 человек – будет достаточным для надежности и репрезентативности результатов.

 

 

 

 

 

 

 

АНКЕТА

 

Здравствуйте, уважаемые  сотрудники ЗАО «Райффайзенбанк»!

 

Исследовательская группа студентов  МАИ предлагает Вам принять участие  в опросе, целью которого является исследование существующей системы обучения персонала. По результатам исследования будут выявлены основные проблемы и недостатки системы обучения, что является важным для организации и её сотрудников. Вся предоставляемая Вами информация является анонимной, поэтому рассчитываем на Вашу искренность! В вопросах анкеты выберете вариант ответа, который Вы считаете наиболее верным, и обведите в кружок его номер (если в инструкции к анкете не указано иное).

Спасибо за участие!

 

 

  1. Как давно вы работаете в «Райффайзенбанк»?

1) менее месяца

2) от одного до трёх  месяцев

3) от трех месяцев до  полугода

4) от шести месяцев  до года

 

  1. На какой должности Вы работаете?____________________________

_______________________________________________________________

 

  1. Это Ваше первое место работы?

1) да

2) нет

 

  1. Проходили ли Вы обучение по данной специальности ранее?

1) да

2) нет

 

  1.  Как долго проходило Ваше обучение перед началом работы в «Райффайзенбанк»?  _______________________________________

 

  1. Сколько человек было в Вашей группе обучаемых?

1) 1 – 5 человек

2) 6 – 10 человек

3) 11 – 15 человек

4) более 15 человек

 

  1. В Вашей группе обучались сотрудники

1) Вашей специальности

2) Вашей и схожих специальностей

3) все новые сотрудники банка

 

  1.  Является ли материал, необходимый в обучении, одинаковым для всех?

1) да, материал одинаков для всех

2) нет, материал зависит от специальности

3) нет, материал корректировался для каждого сотрудника

 

 

 

 

 

 

Оцените следующие характеристики полученных знаний по пятибалльной шкале. (В каждой строке выберете только один вариант ответа)

 

9

актуальность  знаний

1

2

3

4

5

10

новизна знаний

1

2

3

4

5

11

понятность информации

1

2

3

4

5

12

практическая  применимость

1

2

3

4

5


 

13. Изучали ли Вы самостоятельно теоретический материал?

1) да

2) нет

 

14. Как вы можете оценить объем изучаемой информации?

1) излишний

2) достаточный

3) недостаточный

 

15. Требовалась ли Вам дополнительная подготовка, разъяснения для прохождения обучения?

1) да, часто

2) да, иногда

3) да, редко

4) нет

 

16. Обучение было направлено в основном на освещение информации

1) о банковской деятельности в целом

2) о компании

3) о деятельности Вашего отдела

4) о ваших обязанностях

Оцените, насколько  вы согласны со следующими утверждениями. (В каждой строке выберете только один вариант ответа)

 

 

нет

скорее нет, чем да

иногда да, иногда нет

скорее да, чем нет

да

17

обучение связано  с моими должностными обязанностями

1

2

3

4

5

18

обучение облегчило  мою дальнейшую работу

1

2

3

4

5

19

содержание курса  обучения соответствовало поставленным целям

1

2

3

4

5


 

20. По Вашему  мнению, для обучения необходим  индивидуальный наставник?

1) да

2) иногда

3) нет

 

21. Как Вы можете в целом оценить уровень сложности обучения?

1) сложный

2) средний

3) легкий

 

22. В целом Вы удовлетворены пройденным обучением?

1) полностью удовлетворен

2) скорее удовлетворен

3) скорее неудовлетворен

4) полностью неудовлетворен

А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе.

 

1. Ваш пол _________________________________________________

Информация о работе Проблемы обучения персонала на примере ЗАО «Райффайзенбанк»