Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:11, реферат
Система рынка новшеств. Функции рынка новшеств. Проблемы организации рынка новшеств.
Проблемы организации и функционирования рынка новшеств.
План:
1.Система рынка новшеств
Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научным товаром .
2.Функции рынка новшеств
Рыночный механизм, как
известно, включает коммуникации между
продавцом и покупателем
3.Проблемы организации рынка новшеств
На рынок часто смотрят
как на технико-экономическую
первая – служить проводником научно-технической политики;
вторая – оказывать инновационное воздействие на инвестиционный процесс;
третья – подсказывать
государственным органам
четвертая – формировать научно-технические требования (показатели) к новшествам;
пятая – прямо влиять на производство новшеств через активизацию спроса на инновационные товары.
Чтобы выполнять указанные
функции, рынок новшеств должен иметь
возможность экономически воздействовать
на процесс создания новшеств и на
производителей научной продукции.
Сущность воздействия состоит в
повышении или понижении
Рыночный механизм проявляет свои специфические особенности через формирование инвестиционного спроса и предложения, а также характер самого рынка.
Исследователи глобального рынка выделяют в его структуре тесно связанные между собой рынок готовой продукции (услуг) и рынок факторов производства. В свою очередь теория производства и затрат базируется на таких факторах производства, как труд, материалы и капитал, которые составляют экономический каркас, служащий основой для экономического описания любой технологии производства. Определенной технологии (точнее, ноу-хау), соединяющей производственные факторы в процесс выпуска продукции, соответствует конкретное технологическое знание, решающим образом влияющее на ее экономическую эффективность. Поэтому рынок технологических новшеств всегда является инновационной частью рынка факторов производства.
Торговля результатами интеллектуальной
деятельности жестко нацелена на определенного
потребителя. Здесь отпадает один из
наиболее характерных классических
признаков товарооборота –
Характеризуя отношения инноватора и субъекта нововведения (инвестора), можно предполагать, что они имеют полную информацию о технологических и коммерческих характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инноватор объективно знает о новшестве больше, чем предприниматель, т. е. неизбежно возникает проблема асимметричности рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью характеристик новшества, а с другой – с корпоративным характером отношений продавца и покупателей. В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения насчет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск.
Инноватор, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новаций набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии производства снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность нововведений.
Оценка уровня техники, предлагаемой
на рынке новшеств, показывает ее значительную
зависимость от наличия новой
элементной базы и новых материалов.
Например, потенциально высокие возможности
авиационных конструкторов
Исследования системы
факторов восприимчивости нововведений,
включая общесистемную
Уменьшить асимметричность информации о качестве новшеств можно за счет повышения репутации инноватора (предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда инноватор им известен или имеет хорошую репутацию в промышленности на рынке товаров), а также адресности новшества и информирования будущего покупателя (предпринимателя) в процессе создания новшества.
Сама природа рынка
новшеств, где интеллектуальный товар
ориентирован на известного покупателя,
позволяет построить
Рынок новшеств развивается
как рынок заказов, что принципиально
меняет саму систему отношений между
продавцами и покупателями, приводя
ее в систему инновационных
Глобальный стратегический инновационный менеджмент возник как естественная интеграция двух объективно существующих взаимодополняющих видов человеческой деятельности:
– глобализация экономики на основе неценовой (по качеству продуктов/услуг) конкуренции;
– взрывное развитие научно-технического прогресса, опережающий рост наукоемких секторов мировой экономики.
Эти потоки, взаимно переплетаясь и питая друг друга, и привели к глобальной стратегической инновационной активности транснациональных корпораций. Как тут не вспомнить высказывание президента японской фирмы Sony Акио Морита: «Главная причина экономической мощи Японии состоит не в том, что она приобретала результаты зарубежных фундаментальных исследований…. Причина в том, что Япония нашла путь создания продукции, основанной на этих результатах. Творческая активность – сильнейшая сторона Японии». Естественным развитием этого процесса явилась интеллектуализация бизнеса (логическая цепь: основное орудие в конкуренции – инновации – их основа – знания – отсюда необходимость их менеджмента).
Роль интеллектуального капитала как главного стратегического ресурса фирмы вызвала к жизни задачу исследования инновационных коммуникаций и создания глобального рынка новшеств. Эта задача пока еще находится в стадии формирования концепции и подходов к созданию соответствующей инфраструктуры такого рынка.
Надо иметь в виду, что
глобальный характер развития стратегической
роли инновации отнюдь не уменьшил
роли отдельных фирм в глобальной
конкуренции. Наоборот, стратегический
аспект инновационной деятельности
отдельных фирм послужил основой
конкурентоспособности
– условиях факторов производства (квалифицированная рабочая сила, соответствующая инфраструктура);
– наличии родственных и поддерживающих отраслей (кластера);
– состоянии спроса (в том числе и на внутреннем рынке);
– устойчивости стратегии, структуры и конкуренции.
Национальные особенности
ведения бизнеса и
Анализ практики крупнейших глобальных компаний в области НИОКР обнаруживает:
– важнейшую роль топ-менеджмента фирмы в определении стратегической политики корпорации;
– глобализацию собственно инновационной деятельности;
– четкую тенденцию сосредоточения основных НИР в корпорационных научных центрах, а выполнения ОКР в SBU;
– четко выраженную тенденцию передачи все большей доли НИОКР за рубеж и большего доверия к внешним источникам технологической информации.
Выделение менеджмента знаний
(в том числе ускорение
Однако лишь идентификация таких брешей не составляет суть проблемы и не исчерпывает менеджмент знаний. Вторая столь же серьезная проблема менеджмента знаний – методы внедрения знаний в действия фирмы. Понимание полезно лишь в той мере, в какой оно ведет к действиям фирмы.
Анализ инновационной практики глобальных фирм полностью подтвердил предположения о смещении технологического менеджмента в область управления эволюцией знаний, защиты аккумулированного знания, прогнозирования его развития и мониторинга знаний конкурентов.
Ключевые слова:
Инноватор, инновационные коммуникации, глобализация, интеллектуальный капитал.
Список
использованной литературы
Тема: Проблемы организации и функционирования рынка новшеств .
Технология обучения на лекции
Учебное время: 2 часа |
Количество студентов: 35-40 человек |
Форма обучения |
Введение, визуальная лекция |
Структура и план учебного занятия на лекции |
|
Цель учебного занятия: сформировать целостное представление об основных проблемах организации и функционирования рынка новшеств. | |
Задачи преподавателя: • рассказать функциях организации • рассказать об основных проблемах организации и функционирования рынка новшеств. |
Результаты учебной деятельности: Студент:
|
Методы и техника обучения: |
Лекция, беседа, объяснение, мозговой штурм, сравнительный метод, логический метод, |
Формы обучения |
Фронтальная, коллективная работа в группах. |
Средства обучения |
Текст лекции, раздаточный материал, доска, мел, информационное обеспечение, инструкция по выполнению групповых работ. |
Условия обучения: |
Аудитория, имеющая проектор и компьютер |
Способы и средства обратной связи |
Устный контроль, фокусирующие и итоговые вопросы, взаимооценка |
Информация о работе Проблемы организации и функционирования рынка новшеств