Проблемы организации и функционирования рынка новшеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:11, реферат

Описание работы

Система рынка новшеств. Функции рынка новшеств. Проблемы организации рынка новшеств.

Файлы: 1 файл

Менеджмент проблемы организаци.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

Проблемы  организации и функционирования рынка новшеств.

План:

  1. Система рынка новшеств
  2. Функции рынка новшеств
  3. Проблемы организации рынка новшеств

 

1.Система рынка новшеств

Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, условиями торговли научным товаром .

2.Функции рынка новшеств

Рыночный механизм, как  известно, включает коммуникации между  продавцом и покупателем новшеств, цены, кредит (с присущим ему процентом) и другие стоимостные категории. Сюда же относят предложение и  спрос на новшества, систему оценки предложения и достижения договорной цены, покрытие денежной массы (инвестиций) совокупной ценой новшеств и др. Инновационные коммуникации обслуживают  товарообращение и являются центральным  механизмом, позволяющим управлять  инновационным процессом и целенаправленно  воздействовать на участников рынка  новшеств.

3.Проблемы организации рынка новшеств

 

На рынок часто смотрят  как на технико-экономическую категорию, функции которой сводятся только к продвижению товара от производителя  к потребителю. Такая упрощенная характеристика инновационных коммуникаций не свойственна рынку новшеств, поскольку  они по своей природе имеют  существенно важные функции:

первая – служить проводником  научно-технической политики;

вторая – оказывать  инновационное воздействие на инвестиционный процесс;

третья – подсказывать государственным органам необходимость  развития инновационных коммуникаций в целях ускорения реализации научно-технического потенциала;

четвертая – формировать  научно-технические требования (показатели) к новшествам;

пятая – прямо влиять на производство новшеств через активизацию  спроса на инновационные товары.

Чтобы выполнять указанные  функции, рынок новшеств должен иметь  возможность экономически воздействовать на процесс создания новшеств и на производителей научной продукции. Сущность воздействия состоит в  повышении или понижении интереса исследователей и разработчиков  новых продуктов и технологий к созданию того или иного новшества. Интерес связан с доходами, получаемыми  от реализации результата, и их распределением. Если ранее в инновационной сфере  доход был полностью регламентирован, не зависел от реализации новшества  в производстве, то и рынок новшеств отсутствовал. Воздействие рынка  зависит от возможности изменить товарные потоки и их экономические (стоимостные) параметры в соответствии с инвестиционной конъюнктурой и  тем самым повысить или понизить интерес участников рынка новшеств.

 

Рыночный механизм проявляет  свои специфические особенности  через формирование инвестиционного  спроса и предложения, а также характер самого рынка.

Исследователи глобального  рынка выделяют в его структуре  тесно связанные между собой  рынок готовой продукции (услуг) и рынок факторов производства. В  свою очередь теория производства и  затрат базируется на таких факторах производства, как труд, материалы  и капитал, которые составляют экономический  каркас, служащий основой для экономического описания любой технологии производства. Определенной технологии (точнее, ноу-хау), соединяющей производственные факторы  в процесс выпуска продукции, соответствует конкретное технологическое  знание, решающим образом влияющее на ее экономическую эффективность. Поэтому рынок технологических  новшеств всегда является инновационной частью рынка факторов производства.

Торговля результатами интеллектуальной деятельности жестко нацелена на определенного  потребителя. Здесь отпадает один из наиболее характерных классических признаков товарооборота – неизвестный  потребитель – и связанная  с ним неполная ясность в характере  спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма  регулирования при этом не исключается (мы имеем дело с информацией), но имеет более ограниченный характер.

Характеризуя отношения  инноватора и субъекта нововведения (инвестора), можно предполагать, что они имеют полную информацию о технологических и коммерческих характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инноватор объективно знает о новшестве больше, чем предприниматель, т. е. неизбежно возникает проблема асимметричности рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью характеристик новшества, а с другой – с корпоративным характером отношений продавца и покупателей. В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения насчет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск.

Инноватор, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новаций набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии производства снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность нововведений.

Оценка уровня техники, предлагаемой на рынке новшеств, показывает ее значительную зависимость от наличия новой  элементной базы и новых материалов. Например, потенциально высокие возможности  авиационных конструкторов зависят  от уровня новых композиционных материалов, создаваемых химиками. Поэтому отказ  от кардинальных новшеств, малый спрос  на них могут сложиться из-за отсутствия соответствующего качественного уровня техники в другом предпринимательском  секторе.

 

Исследования системы  факторов восприимчивости нововведений, включая общесистемную восприимчивость, а также такие факторы, как  радикальность нововведения, готовность хозяйствующего субъекта к организационным  и кадровым изменениям, показали неизбежность возникновения межотраслевых инновационных  коммуникаций.

Уменьшить асимметричность  информации о качестве новшеств можно  за счет повышения репутации инноватора (предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда инноватор им известен или имеет хорошую репутацию в промышленности на рынке товаров), а также адресности новшества и информирования будущего покупателя (предпринимателя) в процессе создания новшества.

Сама природа рынка  новшеств, где интеллектуальный товар  ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные  коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается  в том, что производитель выходит  на него не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно  выполнить заказ потребителя.

Рынок новшеств развивается  как рынок заказов, что принципиально  меняет саму систему отношений между  продавцами и покупателями, приводя  ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих  создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора).

Глобальный стратегический инновационный менеджмент возник как  естественная интеграция двух объективно существующих взаимодополняющих видов  человеческой деятельности:

– глобализация экономики  на основе неценовой (по качеству продуктов/услуг) конкуренции;

– взрывное развитие научно-технического прогресса, опережающий рост наукоемких секторов мировой экономики.

 

Эти потоки, взаимно переплетаясь и питая друг друга, и привели к глобальной стратегической инновационной активности транснациональных корпораций. Как тут не вспомнить высказывание президента японской фирмы Sony Акио Морита: «Главная причина экономической мощи Японии состоит не в том, что она приобретала результаты зарубежных фундаментальных исследований…. Причина в том, что Япония нашла путь создания продукции, основанной на этих результатах. Творческая активность – сильнейшая сторона Японии». Естественным развитием этого процесса явилась интеллектуализация бизнеса (логическая цепь: основное орудие в конкуренции – инновации – их основа – знания – отсюда необходимость их менеджмента).

 

Роль интеллектуального  капитала как главного стратегического  ресурса фирмы вызвала к жизни  задачу исследования инновационных  коммуникаций и создания глобального  рынка новшеств. Эта задача пока еще находится в стадии формирования концепции и подходов к созданию соответствующей инфраструктуры такого рынка.

Надо иметь в виду, что  глобальный характер развития стратегической роли инновации отнюдь не уменьшил роли отдельных фирм в глобальной конкуренции. Наоборот, стратегический аспект инновационной деятельности отдельных фирм послужил основой  конкурентоспособности отдельных  наций как на глобальных, так и на локальных (местных) рынках. Эта конкурентоспособность базируется на четырех атрибутах так называемого «ромба Портера» :

 

– условиях факторов производства (квалифицированная рабочая сила, соответствующая инфраструктура);

– наличии родственных и поддерживающих отраслей (кластера);

– состоянии спроса (в том числе и на внутреннем рынке);

– устойчивости стратегии, структуры и конкуренции.

 

Национальные особенности  ведения бизнеса и использования  инноваций в конкурентной борьбе присутствуют объективно и, следовательно, существуют объективно национальные системы  и стили бизнеса и инноваций, как объекты исследований.

Анализ практики крупнейших глобальных компаний в области НИОКР обнаруживает:

– важнейшую роль топ-менеджмента фирмы в определении стратегической политики корпорации;

– глобализацию собственно инновационной деятельности;

– четкую тенденцию сосредоточения основных НИР в корпорационных научных  центрах, а выполнения ОКР в SBU;

– четко выраженную тенденцию  передачи все большей доли НИОКР  за рубеж и большего доверия к  внешним источникам технологической  информации.

 

Выделение менеджмента знаний (в том числе ускорение обучения и создание новых компетенций) как  стратегического ресурса фирмы  привело к модификации классической теории фирмы в драматически быстро меняющемся мире. Управление знаниями (определение и заполнение бреши: «что фирма знает» и «что должна знать») тесно связано со стратегическим управлением (брешь: «что фирма может  делать» и «что она должна делать»).

 

Однако лишь идентификация  таких брешей не составляет суть проблемы и не исчерпывает менеджмент знаний. Вторая столь же серьезная проблема менеджмента знаний – методы внедрения  знаний в действия фирмы. Понимание  полезно лишь в той мере, в какой  оно ведет к действиям фирмы.

Анализ инновационной  практики глобальных фирм полностью  подтвердил предположения о смещении технологического менеджмента в  область управления эволюцией знаний, защиты аккумулированного знания, прогнозирования  его развития и мониторинга знаний конкурентов.

 

  Ключевые слова:

Инноватор, инновационные коммуникации, глобализация, интеллектуальный капитал.

 

Список  использованной литературы 

  1. Портер М.Е. Конкуренция. – СПб., М., Киев: Изд. дом «Вильямс», 2000. 
    2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 
    3. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 
    4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 
    5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 
    6. Гольдштейн Г.Я. Cтратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 
    7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1989. 
    8. Mercer D. Marketing. – Oxford UK: Blackwell Pb., 1992. 
    9. Hill C.W.I., Jones G.R. Strategic Management. – Boston: Houghton Mifflin Co, 1992. 
    10. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2001. 
    11. Васильев Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегии инноваций. – СПб.: СПбГТУ, 1997. 
    12. Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. – М.: Акалис, 1996. 
    13. Котлер Ф. Маркетинг. – М.: Прогресс, 1990.

 

Тема: Проблемы организации и функционирования рынка новшеств .

Технология обучения на лекции

 

Учебное время: 2 часа

Количество студентов: 35-40 человек

Форма обучения

Введение, визуальная лекция

Структура и план учебного занятия  на лекции 

  1. Структура рынка новшеств
  2. Функции рынка новшеств
  3. Проблемы организации рынка новшеств

Цель учебного занятия: сформировать целостное представление об основных проблемах организации и функционирования рынка новшеств.

Задачи преподавателя:

• рассказать функциях организации

• рассказать об основных проблемах организации и функционирования рынка новшеств.

 

Результаты учебной  деятельности:

Студент:

  • Дает определение рынку новшеств
  • Объясняет функции рынка новшеств
  • Объясняет основные проблемы организации рынка новшеств

 

 

Методы и техника обучения:

Лекция, беседа, объяснение, мозговой штурм, сравнительный метод, логический метод,

Формы обучения

Фронтальная, коллективная работа в  группах.

Средства обучения

Текст лекции, раздаточный материал, доска, мел, информационное обеспечение, инструкция по выполнению групповых  работ.

Условия обучения:

Аудитория, имеющая проектор и компьютер

Способы и средства обратной связи

Устный контроль, фокусирующие и  итоговые вопросы, взаимооценка

Информация о работе Проблемы организации и функционирования рынка новшеств