Проблемы при организационном проектировании и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:09, реферат

Описание работы

Российские руководители, которые ищут решение проблемы низкой эффективности, низкой конкурентоспособности, зачастую неоправданно сужают поле поиска решения материальными технологиями. На самом деле эффективность экономики и общества в целом определяется совокупностью как материальных, так и информационных, организационно-управленческих технологий, понимаемых как совокупность методов, приемов, используемых для реализации определенных базовых видов деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ МИССИЙ И ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
2.1. РАЗРАБОТКА МИССИИ И ЦЕЛЕЙ КОМПАНИИ 10
2.2. ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВКЕ МИССИИ 12
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 13
3.1. ТРИ ВАЖНЫХ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 15
3.2. ПРОБЛЕМНЫЕ МЕСТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

рефер по ОП.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

2. Структура и  обеспечивающая деятельность. Структура организации должна стимулировать инициативность и самостоятельность. Для этого желательна автономность подразделений и четко обозначенная ответственность. Необходимо сделать анализ обеспечивающей деятельности. Срывы по организационным причинам разрушительно действуют на моральный климат в коллективе. Вся политика администрации в области взаимодействия структурных звеньев должна исходить из принципа приоритета обслуживаемого над обслуживающим. Пока для российских компаний это на типично, каждое подразделение отвечает за свои показатели и имеет свои «объективные» обстоятельства.

3. Работа с  персоналом. Нельзя рассчитывать на то, что кадровая служба сможет подбирать более активных работников, их надо воспитать. 
Вхождение в организацию должно сопровождаться знакомством с ее философией и ценностями; нужны примеры (образцы поведения), объясняющие чего ждет компания от своих сотрудников. В то же время, нужно зримо показывать какие выгоды, меры социальной поддержки организация готова предоставить своим хорошо работающим сотрудникам. Например, на ЮКОСе 50-тысячным тиражом издавалось «Справочное руководство сотрудника» интересный гибрид телефонного справочника, рекламного буклета и пособия для вновь принятых на работу. Из этого справочника любой сотрудник мог получить массу полезной информации: от производственных показателей любого предприятия компании до порядка получения санаторной путевки.

Каждое обучение в ходе работы сотрудника следует рассматривать  не только как средство повышения  профессиональных навыков, но и как  инструмент пропаганды, закрепляющий желательные нормы поведения. 
Следует заново продумать систему ритуалов и праздников. Так, например на ЮКОСе был разработан праздничный регламент, согласно которому в компании отмечали следующие корпоративные праздники: день рождения компании, день нефтяника, праздник поколений, Новый год, 8 марта. На этих праздниках проводилось награждение сотрудников. Единовременно на всех предприятиях компании проводилось посвящение в молодые нефтяники. 
Большое значение в условиях активной организационной культуры имеет поведение руководителей. Люди скорее усваивают новое через подражание, поэтому желательно, чтобы руководители стали ролевой моделью, демонстрируя новое отношение к делу. Важное значение имеет реакция руководителей на поведение работников в критических ситуациях; нужно давать право на ошибку, а не демонстрировать образцы жесткости.

4. Мотивация. Должна рассматриваться более широко, чем меры по материальному вознаграждению. Хорошо отлаженная система мотивирует не только производственный результат, но и лояльность сотрудников к организации, их заинтересованность в общем успехе.

По современным представлениям система мотивации схожа с  трехуровневой пирамидой, на каждом этаже которой достигаются свои цели. Первый уровень отвечает за денежные выплаты. Это заработная плата и  премиальные выплаты. В этом плане  должна быть полная ясность, иначе изначально закладывается недоверие к действиям  и обещаниям администрации. Не следует  подавать индексацию зарплаты в связи  с инфляцией как повышение. Важное значение имеет выбор показателей для премирование. Они должны быть полезны для организации и в то же время, не превращать премию в простую добавку к зарплате. Поэтому показатели премирования должны подбираться в каждой ситуации свои. 
Денежные выплаты важный мотивирующий фактор, но недостаточный. По данным психологов к своему новому доходу человек привыкает в среднем за квартал, дальше потребности переходят на второй этаж пирамиды, который реализуется через, так называемый, социальный пакет. Ловушка здесь заключается в стандартности подхода. Например, компания оплачивает занятия в плавательном бассейне. Для тех сотрудников, которые не интересуются плаванием, это не срабатывает. В компании Mirantis нашли хорошее решение проблемы, они придумали систему под условным названием «Кафетерий». Идея кафетерия – свободный выбор блюд из ассортимента. Реализуется через возможность выбора социальных льгот на определенную сумму.

На третьем этаже рассматриваемой  пирамиды, человек стремится к  реализации себя как личности, к  возможности творчества. По данным исследования, проведенного в компании Philips, прибавка к жалованию мотивирует на месяц, возможность обучения –  на шесть месяцев, а возможности  карьерного роста – на всем протяжении карьеры. Однако, возможности компании в этом направлении могут быть ограничены, поэтому и здесь требуется  индивидуальный подход. Пример из практики Mirantis. Сотрудник явный лидер, но нет  возможности для роста. В приватной  беседе выяснилось, что он фанат  кофе. Ему предложили организовать в компании кофейный клуб и назначили  президентом. В результате осуществилась  реализация личности, и это было использовано для блага компании, так как благодаря этому клубу  поддерживается неформальное общение  сотрудников на профессиональной основе.

Описание направлений  работы, необходимость индивидуального  творческого подхода к решению  многих задач, показывает, что такую  работу нельзя проводить время от времени, необходима специальная должность или отдел, пользующийся поддержкой первого лица. Очень важно как организуются мероприятия в организации, например, можно направить учится по приказу, а можно на основе анализа возможного карьерного роста, результат будет разным. Поэтому нужно, чтобы за эту работу кто-то отвечал.

Основным показателем  успешности организационной культуры принято считать текучесть кадров, однако этого явно не достаточно. Понять какие ценности компании разделяют  сотрудники, как это соотносится  с тем, что декларирует руководство, позволяет мониторинг организационной  культуры. Он проводится посредством  анонимного анкетирования персонала, интервью с ключевыми людьми в  организации, наблюдения за тем как  проходят совещания и публичные  мероприятия. Московское агентство  «Контакт» провело опрос на тему «Корпоративная культура: аудит и  мониторинг» среди 42 российских компаний среднего уровня. Он показал, что 23% компаний проводят исследование корпоративной  культуры раз в три года.

Формируя организационную  культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно, можно лишь создавать условия, в  которых она будет развиваться. Она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 «Наилучшая» структура  — это та, которая наилучшим  образом позволяет организации  эффективно взаимодействовать с  внешней средой, продуктивно и  целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.

Существует несколько  закономерностей (принципов), зная которые  можно не делать типичных ошибок при  формировании организационной структуры.

  • Соответствие целям;
  • Комплексность;
  • Экономичность;
  • Эффективность;
  • Персональная ответственность;
  • Стабильность и гибкость;
  • Прозрачность.

Успех работы организации  в рыночной экономике в первую очередь зависит от правильно выбранной миссии. Для выбора миссии предприятия необходимо четко представлять круг своих клиентов и их потребности, которые предприятие берется удовлетворять.

Цели для организации  – являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных  отношений; на целях базируется система  мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета  в процессе контроля и оценки результатов  труда отдельных работников, подразделений  и организации в целом.

Любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе  реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Начальным этапом работы с  миссией должно являться формирование менеджером собственно понимания целей  и возможностей четкого формулирования миссии организации и проведения связанных с ней pr-мероприятий. При  этом необходимо учитывать следующие  аспекты деятельности организации:

1. Мораль, этика  и ценности;

2. Целевые основы  деятельности организации;

3. Обеспечение  операций;

4. Критерии деятельности;

5. Гармонизация  отношений в обществе;

6. Обеспечение  долгосрочного развития;

8. Брэнд и имидж;

9. Мотивация персонала.

Анализ миссий современных  российских компаний показывает, что  большинство организаций совершают  одни и те же типичные ошибки, которые  приводят к тому, что миссия не выполняет  того предназначения, ради которого собственно и создавалась

В миссии необходимо отразить профиль деятельности компании, ее преимущества в сфере технологий, ее ориентацию на различные группы (отношение к потребителям, отношение  к персоналу, отношение к обществу и отношение к акционерам), ее принципы и ценности. Нельзя утверждать, что в миссии непременно должны содержаться  все перечисленные элементы.

Под организационной  культурой понимается совокупность межличностных ценностей, норм и стилей поведения, общения и реализации трудовых обязанностей, культурных и экономических приоритетов развития коллектива предприятия, неформальная социально-групповая структура коллектива и прочие социально-психологические характеристики персонала фирмы в их органичной взаимосвязи. 

При анализе организационной  культуры следует выяснить:

• насколько сильна культура;

• поддерживает ли культура систему целей организации, формальную структуру и процессы организации;

•   основные элементы культуры (символы, истории, церемонии);

• динамику изменения внутрифирменных  ценностей и стереотипов поведения.

Организационная культура выполняет  три важных функции. Она содействует интеграции, дифференциации и адаптации.

Учитывая объективность  рассмотренных трех проблем (внутренняя устойчивость пассивной культуры, опирающейся  на опыт многих поколений, возрастающая разобщенность субкультур трех основных функциональных групп: руководителей, специалистов и рабочих; особенности  менталитета россиян), можно утверждать, что формирование новой организационной культуры столкнется с высоким сопротивлением среды, осуждением на уровне неформальных взаимодействий и даже с саботажем, активным или пассивным. Вот почему так важно для руководителя понимать долговременность решения поставленной задачи и ее комплексный характер, требующий разработки целого спектра мер, включающих и само устройство организации.

Формируя организационную  культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно, можно лишь создавать условия, в  которых она будет развиваться. Она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  • Ахмедова Е.А. Менеджмент организации: Современные технологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Ахмедова Е.А., Анопченко Г.А. - Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – С. 203.
  • Баринов В.А. Организационное проектирование: Учебник. – М.: ИНФРА М, 2005. 399 с
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., переработ. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – C. 230.
  • Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления/ А.Г. Гладышев - М.: Юнити, 2003. - С.126.
  • Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008. – C.76.
  • Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова – 3-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 74
  • Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова – 3-е изд., переработ. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – C.75
  • Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие/ П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – С. 59.
  • М.В. Горбунова Проблемы формирования активной организационной культуры. [Электронный ресурс] // Все об организационной культуре. URL: http://leanoffice.ru

 


Информация о работе Проблемы при организационном проектировании и пути их решения