Проблемы российского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Развитие менеджмента в России…………………………………………5
1.1.Формирование менеджмента в России……………………………………..5
1.2.. Методологические принципы формирования
российского менеджмента…………………………………………………………10

Глава 2 .Отрасль туризма как объект управления и планирования……………..13
2.1. Сущность отрасли туризма и её роль в экономике………………………...13
2.2.Этапы развития и реформирования отрасли туризма…………………...17
Глава 3 .Проблемы российского туризма……………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая по мен тур.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

2.Концепция адаптации  западной теории менеджмента.  Предполагает частичный учет  особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”.

В России конца 80-х годов  опоздание или уход с работы ранее  установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали  нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

3.Концепция создания  российской теории менеджмента.  Исходит из полного учета особенностей  российской ментальности с использованием  аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины” 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 .Отрасль туризма как объект управления и планирования

2.1. Сущность  отрасли туризма и её роль  в экономике.

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью.  Необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Следующее определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Специфика сферы туризма как  отрасли национальной экономики  заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.6

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода.  Некоторые ученые считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно- хозяйственном комплексе страны. Экономические функции туризма представлены на схеме 1.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует  непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА



 

 

Производственная  Обеспечения      Создания      занятости                дохода

         населения    

 

Сглаживание региональных диспропорций 

Нивелирование отклонений

платежного баланса

Схема 1.  Экономические  функции туризма7

Многочисленные связи  туризма с другими отраслями  экономики порождают внешние  экономические, экологические и  социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное планирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий. 

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

  К началу третьего  тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

   Развитие туризма  играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние  на сохранение и развитие культурного  потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

 Современное развитие туризма  в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

            С одной стороны, современное  состояние туризма в России  расценивается как кризисное,  связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.

     С другой  стороны, отмечаются высокие темпы  строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.

     По прогнозу  Всемирной Туристской Организации  к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 6,12%.

В настоящее время  Россию посещает порядка 17,9 млн. иностранцев  в год (в т.ч. с целью туризма  только 2,7 млн. чел. в год – 15,1% от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

Туристический бизнес стимулирует  развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.

В туристической индустрии  динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях временной промежуток между ростом спроса   на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим  подсчетам в российской индустрии  туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристической  инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

Таким образом, туризм, являясь  выгодной отраслью экономики, может  стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.8

 

 

 

2.2.Этапы развития  и реформирования отрасли туризма.

Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его развития берут свое начало в глубокой древности.

Как известно, процесс  познания человеком окружающего  мира тесно связан с путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими  описаниями, которые давали общие  представления о соседних территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и подробных сведений о странах, их  населении и обычаях.

С целью изучения новых  территорий отправлялись в далекие  путешествия древние ученые (Геродот  – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей – 4 в. до н.э.).

Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)

Огромная заслуга в  открытии новых территорий в это  время принадлежит арабским путешественникам  VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание нашей страны.

В период IX – XI веков Древняя Русь в силу своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом  и Востоком. В это время активно развивались наши связи с Византией. С принятием христианства на Руси из Византии потянулись служители церкви, переводчики, переписчики книг  и купцы. Нельзя также не отметить широкое распространение крестовых походов того периода, целью которых было завоевание новых земель.

Период Средневековья  был ознаменован началом путешествий  к  целебным источникам. Особо известными путешественниками этого периода  можно назвать Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба.

Говоря об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5 этапов:

        1. до 1880 года -  этот этап был ознаменован началом поездок на отдельные экскурсии или на отдых.  Наиболее активными в этом плане были революционно-демократические слои и интеллигенция России.
        2. этот этап начался периодом развития капитализма в России и прервался в связи с началом первой мировой войны и февральской революции 1917 года. На этом этапе отмечалось быстрое развитие туристской инфраструктуры: ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в этот период начал формироваться туристский рынок, в котором можно было проследить два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции. В этот период появились также первые туристические фирмы, бюро, компании, клубы.
        3. с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На этом этапе идеологические функции туризма доминировали над хозяйственными. Появились первые профсоюзы. В целом, в этот период начала  формироваться самая крупная и самая дешевая материальная база социального и самодеятельного туризма.
        4. 1969 – 1985 года – характеризуется быстрым темпом развития социального туризма, и также быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран.
        5. современный этап – с 1985 года - может быть назван переходным периодом в развитии туризма. Здесь можно также выделить 4 тенденции:
      1. изменение в структуре спроса и в сегментации туристического рынка;
      2. развитие частных, средних и малых предприятий;
      3. возникновение частной собственности, в частности на землю;
      4. разработка специального законодательства регулирующего развитие отрасли туризма.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 .Проблемы российского туризма

 

    Дальнейшей задачей исследования явилось выявление основных зависимостей и закономерностей, влияющих на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России. Эта задача была решена с применением корреляционно-регрессионного анализа. С целью исключения сильного влияния аномальных данных и с целью увеличения однородности отобранной генеральной совокупности регрессионный анализ проводился за исключением 4 аномальных регионов. Также в виду отсутствия данных по следующим регионам: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Республика Тува, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, эти регионы из исследования исключены. В итоге анализ был осуществлен на основании данных по 67 регионам России. В результате проведенного экономического исследования имеющихся данных были отобраны следующие признаки:

    1. выручка от реализации туристских услуг (млн. руб.);
    2. суммарная стоимость туров, проданных гражданам РФ на территории России (млн. руб.);
    3. суммарная стоимость туров, проданных гражданам РФ в зарубежные страны (тыс. руб.);
    4. количество российских туристов (тыс. чел.);
    5. количество иностранных туристов (тыс. чел.);
    6. количество туристских фирм.

Расчет параметров регрессионного уравнения показал, что наиболее значимыми являются признаки 2 и 3, поэтому уравнение принимает вид:

Экономическая интерпретация  результатов моделирования выявляет следующее. При увеличении стоимости  путевок, проданных гражданам РФ на территории России, на 1 млн. руб. выручка от реализации туристских услуг увеличивается при неизменном признаке 3 на 0,22 млн. руб. Если стоимость путевок, проданных гражданам России в зарубежные страны, растет на 1 млн. руб. при неизменном признаке 2, то выручка от реализации туристских услуг вырастает на 0,38 млн. руб.

Информация о работе Проблемы российского туризма