Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:11, статья
Высокий уровень бедности и дифференциации доходов населения, сложившиеся в Орловской области, требуют всестороннего их обсуждения.
Данные Росстата, характеризующие уровень бедности, формируются на основе выборочного наблюдения об уровне расходов и доходов в 980 домохозяйствах области (0,1% от общего количества домохозяйств области) и величины прожиточного минимума населения (в 2010 году - 5375 рублей на человека). Данная методика не отражает региональную специфику социального портрета домохозяйств и поселенческие характеристики (село, город), что говорит о несовершенстве методического подхода, применяемого при расчете регионального уровня бедности.
Проблемы социального развития в Орловской области и пути их решения
Высокий уровень бедности
и дифференциации доходов населения,
сложившиеся в Орловской
Данные Росстата, характеризующие уровень бедности, формируются на основе выборочного наблюдения об уровне расходов и доходов в 980 домохозяйствах области (0,1% от общего количества домохозяйств области) и величины прожиточного минимума населения (в 2010 году - 5375 рублей на человека). Данная методика не отражает региональную специфику социального портрета домохозяйств и поселенческие характеристики (село, город), что говорит о несовершенстве методического подхода, применяемого при расчете регионального уровня бедности.
По данным Росстата в 2010 году доля населения Орловской области с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума (далее - уровень бедности) составила 18,7% от общей численности населения. Это на 0,1 процентных пункта выше уровня 2009 года. По уровню бедности область находится на 76 месте в РФ и на последнем месте в ЦФО.
В таблице 1 приведены данные о долях населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по регионам ЦФО за 2006-2010гг.
Таблица 1 - Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2006-2010 гг.)
Регионы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
РФ |
15,2 |
13,3 |
13,4 |
13,1 |
13 |
ЦФО |
|||||
Брянская область |
19,5 |
18,4 |
15,8 |
15,3 |
15,1 |
Ивановская область |
34,6 |
31,6 |
22,6 |
23,4 |
22,2 |
Калужская область |
17,2 |
13,8 |
12,7 |
12,4 |
12,2 |
Костромская область |
19,3 |
18,9 |
18,7 |
19,8 |
19,3 |
Курская область |
15,4 |
12,6 |
11,3 |
12,0 |
11,9 |
Липецкая область |
11,4 |
10,7 |
10,3 |
10,2 |
10,0 |
Московская область |
12,5 |
10,5 |
8,9 |
10,1 |
9,9 |
Орловская область |
21,3 |
19,9 |
16,8 |
18,6 |
18,7 |
Рязанская область |
20,3 |
17,1 |
14,4 |
16,4 |
16,3 |
Смоленская область |
19,1 |
17,4 |
14,4 |
14,8 |
14,2 |
Тамбовская область |
14,8 |
13,5 |
11,1 |
11,8 |
11,5 |
Тульская область |
14,6 |
14,2 |
12,8 |
12,0 |
12,1 |
г. Москва |
13,2 |
11,6 |
11,9 |
10,0 |
10,0 |
Прошедший 2011 год характеризовался восстановительным ростом в экономике области (ВРП - 101% к уровню 2010 г., оборот организаций - 106,7%), ростом объемов производства промышленности (104,5%), увеличением доходности бизнеса (прибыль прибыльных предприятий – 112%), снижением инфляции (темп роста потребительских цен в 2011г. -106,2%, в 2010 г. - 114,8%).
Результатом положительных сдвигов в реальном секторе экономики, увеличения минимальных государственных гарантий по оплате труда и пенсионному обеспечению граждан, введению новых (отраслевых) систем оплаты труда в бюджетной сфере, реализации мероприятий по погашению долгов по заработной плате и легализации теневой зарплаты стал рост доходов населения. Рост средней номинальной заработной платы составил - 113,7%, в реальном исчислении (без учета инфляции) - 107,1%. Средний размер назначенных месячных пенсий по отношению к 2009 году увеличился на 21,6%.
Совокупные денежные доходы
населения в 2010 году достигли 357,0 млрд.
рублей. При этом темпы прироста
доходов населения в 1,33 раза превышали
прирост стоимости
В таблице 2 представлена вариантная социальная структура российского общества, характеризующая неравенство материальных условий жизни населения.
Таблица 2 - Вариантная социальная
структура российского
№ п/п |
Социально-экономические слои населения |
Благоприятный вариант (соответствие одного из двух критериев), в % |
Неблагоприятный вариант (соответствие двух критериев), в % |
Реальный вариант, в % |
Идеальный вариант, в % |
1 |
Бедные |
1,4 / 2,0 |
16,4 / 20,7 |
16,5 / 20,8 |
0 |
2 |
Низко обеспеченные |
30,1 / 35,6 |
55,1 / 57,2 |
30,4 / 31,1 |
0 |
3 |
Обеспеченные ниже среднего уровня |
37,1 / 36,6 |
23,8 / 19,4 |
37,5 / 36,5 |
20 |
4 |
Средне обеспеченные |
19,0 / 16,1 |
4,0 / 2,4 |
13,8 / 10,6 |
60 |
5 |
Высоко обеспеченные |
12,4 / 9,7 |
0,7 / 0,3 |
1,9 / 1,1 |
20 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100 |
Из таблицы 2 вытекает, что в реальной социальной структуре российского общества по уровню материального достатка преимущественно представлены наиболее нуждающиеся и низко обеспеченные слои. В совокупности они составляют, примерно, половину населения. Еще около 40% населения имеют материальную обеспеченность ниже среднего уровня. Примерно 15% населения являются средне и высоко обеспеченными по уровню материального достатка.
Идеальный вариант структуры, к которому следовало бы стремиться, представлен правой колонкой таблицы 2. Он отвечает стандартам «общества двух третей» с преобладанием средних слоев по уровню материального достатка. В этой модели общества 60% населения представлены средними группами, а по 20% населения располагаются ниже и выше среднего слоя.
Нижние по отношению к
среднему слою группы населения могут
рассматриваться как
Исследование структуры
Мероприятия по сокращению неравенства и преодолению бедности в Орловской области включают экономические мероприятия, мероприятии на рынке труда и мероприятия в сфере социальной защиты.
Экономические мероприятия - повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие современной производственной базы, модернизация отраслей экономики и внедрение инноваций за счет роста инвестиций в основные фонды предприятий и увеличения доли собственных источников доходной части консолидированного бюджета Орловской области
Мероприятия на рынке труда – ликвидация очаговой безработицы, развитие сельского хозяйства в регионе, повышение заработной платы государственных служащих, содействие в развитии малого бизнеса в Орловской области.
Мероприятия в сфере социальной защиты - повышение качества жизни населения посредством снижения уровня бедности и роста благосостояния населения, обеспечение высокого уровня услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения, повышение социальной защищенности низкообеспеченных слоев населения, создание условий для развития человеческого капитала, удовлетворения интеллектуальных, духовных и творческих потребностей населения.
Реализация мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования мероприятий составит 98 908 тыс. рублей.
Распределение объемов бюджетных
ассигнований, предусматриваемых
на реализацию мероприятий, представлено
в таблице 3.
Таблица 3 - Распределение объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на реализацию мероприятий
В тыс. рублей
Главный распорядитель бюджетных средств |
Объемы финансирования | ||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Итого | |
Департамент образования, культуры и спорта Орловской области |
1125 |
598 |
1013 |
1207 |
1314 |
5257 | |||||
Департамент строительства
и жилищно-коммунального |
1523 |
1341 |
1534 |
1598 |
2106 |
2409 |
1790 |
2109 |
2301 |
3405 |
20116 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Орловской области |
1720 |
1708 |
1840 |
1962 |
2682 |
3627 |
3700 |
4011 |
4409 |
5029 |
30688 |
Департамент труда и занятости населения Орловской области |
1227 |
890 |
865 |
1260 |
1039 |
1002 |
1020 |
7303 | |||
Департамент здравоохранения
и социального развития Орловской |
1612 |
1137 |
1667 |
1893 |
2107 |
2002 |
2488 |
2907 |
3002 |
4786 |
23601 |
Департамент транспорта, связи
и автомобильных дорог |
1401 |
438 |
1150 |
1399 |
1031 |
1189 |
1012 |
1155 |
1057 |
2111 |
11943 |
ИТОГО |
8608 |
6112 |
7056 |
8112 |
8965 |
9227 |
10003 |
12391 |
13103 |
15331 |
98 908 |
Рассмотрим наиболее приоритетные направления:
Пути достижения цели:
- законодательно установить
правовой статус в занятости
сельских жителей
- определить региональные
нормативы социально-
- разработать региональные
схемы размещения
- ввести дополнительные
льготы и социальные гарантии
для руководителей и
- разработать долгосрочные
программы по обеспечению
- провести квотирование
рабочих мест для сельской
молодежи и стимулировать
- регулировать сельский
рынок труда, за счет
2) Формирование системы социальной защиты, адекватную проблемам бедных.
Информация о работе Проблемы социального развития в Орловской области и пути их решения