Проблемы социального развития в Орловской области и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:11, статья

Описание работы

Высокий уровень бедности и дифференциации доходов населения, сложившиеся в Орловской области, требуют всестороннего их обсуждения.
Данные Росстата, характеризующие уровень бедности, формируются на основе выборочного наблюдения об уровне расходов и доходов в 980 домохозяйствах области (0,1% от общего количества домохозяйств области) и величины прожиточного минимума населения (в 2010 году - 5375 рублей на человека). Данная методика не отражает региональную специфику социального портрета домохозяйств и поселенческие характеристики (село, город), что говорит о несовершенстве методического подхода, применяемого при расчете регионального уровня бедности.

Файлы: 1 файл

Проблемы социального развития в Орловской области и пути их решения.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

Проблемы социального  развития в Орловской области  и пути их решения

 

 

Высокий уровень бедности и дифференциации доходов населения, сложившиеся в Орловской области, требуют всестороннего их обсуждения.

Данные Росстата, характеризующие  уровень бедности, формируются на основе выборочного наблюдения об уровне расходов и доходов в 980 домохозяйствах области (0,1% от общего количества домохозяйств области) и величины прожиточного минимума населения (в 2010 году - 5375 рублей на человека). Данная методика не отражает региональную специфику социального портрета домохозяйств и поселенческие характеристики (село, город), что говорит о несовершенстве методического подхода, применяемого при расчете регионального уровня бедности.

По данным Росстата в 2010 году доля населения Орловской области  с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума (далее - уровень  бедности) составила 18,7% от общей численности  населения. Это на 0,1 процентных пункта выше уровня 2009 года. По уровню бедности область находится на 76 месте  в РФ и на последнем месте в  ЦФО.

В таблице 1 приведены данные о долях населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по регионам ЦФО за 2006-2010гг.

Таблица 1 - Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2006-2010 гг.)

Регионы

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

РФ

15,2

13,3

13,4

13,1

13

ЦФО

         

Брянская область

19,5

18,4

15,8

15,3

15,1

Ивановская область

34,6

31,6

22,6

23,4

22,2

Калужская область

17,2

13,8

12,7

12,4

12,2

Костромская область

19,3

18,9

18,7

19,8

19,3

Курская область

15,4

12,6

11,3

12,0

11,9

Липецкая область

11,4

10,7

10,3

10,2

10,0

Московская область

12,5

10,5

8,9

10,1

9,9

Орловская область

21,3

19,9

16,8

18,6

18,7

Рязанская область

20,3

17,1

14,4

16,4

16,3

Смоленская область

19,1

17,4

14,4

14,8

14,2

Тамбовская область

14,8

13,5

11,1

11,8

11,5

Тульская область

14,6

14,2

12,8

12,0

12,1

г. Москва

13,2

11,6

11,9

10,0

10,0


 

Прошедший 2011 год характеризовался восстановительным ростом в экономике области (ВРП - 101% к уровню 2010 г., оборот организаций - 106,7%), ростом объемов производства промышленности (104,5%), увеличением доходности бизнеса (прибыль прибыльных предприятий – 112%), снижением инфляции (темп роста потребительских цен в 2011г. -106,2%, в 2010 г. - 114,8%).

Результатом положительных  сдвигов в реальном секторе экономики, увеличения минимальных государственных  гарантий по оплате труда и пенсионному  обеспечению граждан, введению новых (отраслевых) систем оплаты труда в  бюджетной сфере, реализации мероприятий  по погашению долгов по заработной плате и легализации теневой  зарплаты стал рост доходов населения. Рост средней номинальной заработной платы составил - 113,7%, в реальном исчислении (без учета инфляции) - 107,1%. Средний размер назначенных  месячных пенсий по отношению к 2009 году увеличился на 21,6%.

Совокупные денежные доходы населения в 2010 году достигли 357,0 млрд. рублей. При этом темпы прироста доходов населения в 1,33 раза превышали  прирост стоимости регионального  прожиточного минимума (12% против 9%, соответственно).

В таблице 2 представлена вариантная социальная структура российского  общества, характеризующая неравенство  материальных условий жизни населения.

Таблица 2  - Вариантная социальная структура российского общества, характеризующая неравенство материальных условий жизни населения

№ п/п

Социально-экономические  слои населения

Благоприятный вариант (соответствие одного из двух критериев), в %

Неблагоприятный вариант (соответствие двух критериев), в %

Реальный вариант, в %

Идеальный вариант, в %

1

Бедные

1,4 / 2,0

16,4 / 20,7

16,5 / 20,8

0

2

Низко обеспеченные

30,1 / 35,6

55,1 / 57,2

30,4 / 31,1

0

3

Обеспеченные ниже среднего уровня

37,1 / 36,6

23,8 / 19,4

37,5 / 36,5

20

4

Средне обеспеченные

19,0 / 16,1

4,0 / 2,4

13,8 / 10,6

60

5

Высоко обеспеченные

12,4 / 9,7

0,7 / 0,3

1,9 / 1,1

20

 

Итого

100,0

100,0

100,0

100


 

Из таблицы 2 вытекает, что  в реальной социальной структуре  российского общества по уровню материального  достатка преимущественно представлены наиболее нуждающиеся и низко  обеспеченные слои. В совокупности они составляют, примерно, половину населения. Еще около 40% населения  имеют материальную обеспеченность  ниже среднего уровня. Примерно 15% населения  являются средне и высоко обеспеченными  по уровню материального достатка.

Идеальный вариант структуры, к которому следовало бы стремиться, представлен правой колонкой таблицы 2. Он отвечает стандартам «общества  двух третей» с преобладанием  средних слоев по уровню материального  достатка. В этой модели общества 60% населения представлены средними группами, а по 20% населения располагаются  ниже и выше среднего слоя.

Нижние по отношению к  среднему слою группы населения могут  рассматриваться как относительно бедные, а верхние - как высоко обеспеченные. Сравнение реальной и идеальной структур показывает степень приближения реальной социальной структуры  российского общество по уровню материального достатка к идеальной структуре. Сравнение показывает, что реальное распределение  материальных условий жизни в нашей стране крайне неблагоприятно отличается от идеального.

Исследование структуры бедного  населения показало, что бедность в Орловской области имеет  «трудоспособное лицо» - в общей  численности малообеспеченного  населения в разрезе половозрастных групп доля трудоспособного населения  составляет 64% (114 тыс. человек). Из них 89,5 тыс. человек осуществляют трудовую деятельность во внебюджетном и бюджетном  секторах экономики. В этой связи  сокращение неравенства и преодоление бедности в Орловской области следует направить, прежде всего, на повышение уровня экономического развития региона, усиление инвестиционной активности и создание высокоэффективных рабочих мест.

Мероприятия по сокращению неравенства и преодолению бедности в Орловской области включают экономические мероприятия, мероприятии на рынке труда и мероприятия в сфере социальной защиты.

Экономические мероприятия - повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие современной производственной базы, модернизация отраслей экономики и внедрение инноваций за счет роста инвестиций в основные фонды предприятий и увеличения доли собственных источников доходной части консолидированного бюджета Орловской области

Мероприятия на рынке труда  – ликвидация очаговой безработицы, развитие сельского хозяйства в  регионе, повышение заработной платы  государственных служащих, содействие в развитии малого бизнеса в Орловской  области.

Мероприятия в сфере социальной защиты - повышение качества жизни населения посредством снижения уровня бедности и роста благосостояния населения, обеспечение высокого уровня услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения, повышение социальной защищенности низкообеспеченных слоев населения, создание условий для развития человеческого капитала, удовлетворения интеллектуальных, духовных и творческих потребностей населения.

Реализация мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования мероприятий составит 98 908 тыс. рублей.

Распределение объемов бюджетных  ассигнований, предусматриваемых соответствующим  главным распорядителям средств  областного бюджета  
на реализацию мероприятий, представлено в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Распределение объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на реализацию мероприятий

В тыс. рублей

Главный распорядитель бюджетных  средств

Объемы финансирования

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Итого

Департамент образования, культуры и спорта Орловской области

 

1125

598

       

1013

1207

1314

 

5257

Департамент строительства  и жилищно-коммунального хозяйства  Орловской области

1523

1341

1534

1598

2106

2409

1790

2109

2301

3405

20116

Управление сельского  хозяйства и продовольствия Орловской  области

1720

1708

1840

1962

2682

3627

3700

4011

4409

5029

30688

Департамент труда и занятости  населения Орловской области

1227

890

865

1260

1039

   

1002

1020

 

7303

Департамент здравоохранения  и социального развития Орловской 
области

1612

1137

1667

1893

2107

2002

2488

2907

3002

4786

23601

Департамент транспорта, связи  и автомобильных дорог Орловской  области

1401

438

1150

1399

1031

1189

1012

1155

1057

2111

11943

ИТОГО

8608

6112

7056

8112

8965

9227

10003

12391

13103

15331

98 908


 

Рассмотрим наиболее приоритетные направления:

  1. Обеспечение развития сельского рынка труда.

Пути достижения цели:

- законодательно установить  правовой статус в занятости  сельских жителей трудоспособного  возраста, занятых на семейных  подворьях и не имеющих другого  места работы, условия признания  их безработными;

- определить региональные  нормативы социально-допустимого  уровня сельской безработицы,  контролируемые на федеральном  уровне;

- разработать региональные  схемы размещения альтернативных  видов деятельности на селе (по  переработке сельскохозяйственной  продукции, ее транспортировке  и хранению, развитию лесного  хозяйства и деревообрабатывающей  промышленности, производства строительных  материалов из местного сырья,  рекреационной деятельности и  туризма, ремесел и промыслов  и т.д.) в увязке с перспективами  развития сельского хозяйства,  а так же механизмы, стимулирующие  их развитие;

- ввести дополнительные  льготы и социальные гарантии  для руководителей и специалистов  сельского хозяйства, выпускников  образовательных учреждений после поступления их на работу в сельскохозяйственные организации, потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства на конкурсной основе;

- разработать долгосрочные  программы по обеспечению молодых  специалистов (молодых семей) на  селе жильем на основе прогнозируемых  объемов агропромышленного производства, развития социальной сферы села;

- провести квотирование  рабочих мест для сельской  молодежи и стимулировать работодателей,  предоставляющих работу молодым  людям, не прошедшим профессиональной  подготовки;

- регулировать сельский  рынок труда, за счет упреждающего  профессионального переобучения  и повышения квалификации при  реструктуризации предприятий; подготовки  и переподготовки безработных;  организации профессиональной ориентации  сельской молодежи; содействия повышению  мобильности рабочей силы путем  оказания службами занятости  риэлтерских услуг по продаже-покупке,  обмену жилья, продаже и сдаче  в аренду земли, переезду и  обустройству на новом месте  работы; формирования на селе  рынка жилья с постепенным  выкупом.

2) Формирование системы  социальной защиты, адекватную проблемам  бедных.

Информация о работе Проблемы социального развития в Орловской области и пути их решения