Процес комуникаций в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Коммуникации в системе управления…………………………4
1.1 Роль коммуникаций и этапы коммуникационного процесса………….4
1.2 Классификация коммуникаций в организации………………………..10
Глава 2. Барьеры в коммуникативном поведении......……………….13
Заключение…………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………...19

Файлы: 1 файл

Курсовая КАТИ Процесс комуникаций в организации.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Коммуникации по форме общения. Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.

Невербальные коммуникации — сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования.

Основные типы невербальной коммуникации

Невербальные средства общения

Кинесические

Выразительные движения тела

Визуальный контакт (взгляд)

Жесты, мимика и пантомимика, поза, походка

Направление, длина паузы, частота контакта

Просодические и экстралингвистические

Голос и речь

Интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание

Такесические

Динамические прикосновения

Рукопожатие, поцелуй, похлопывание

Проксемические

Пространственная структура общения

Ориентация и угол общения партнеров, дистанция


 

Пример различий в интерпретации жеста

Ниже приводятся интерпретации по сути одного и того же, знакомого нам с детства жеста - большой и указательный пальцы образуют кольцо. Однако как сильно различаются его значения в зависимости от особенностей демонстрации и страны!

                                                                                                                                                 

 

Смысл жеста: ОК, все в порядке. Распространение: Северная Америка и Европа




 

 

 

 

 

Смысл жеста: оскорбительный жест. Распространение: Германия, Мальта, Тунис, Греция, Турция, Ближний Восток и некоторые районы Южной Америки.




 

 

Смысл жеста: ноль. Распространение: Бельгия, Франция, Тунис.




 

 

Смысл жеста: деньги. Распространение: Япония.




 

Коммуникации по каналам общения.

 

Кроме формальной структуры в любой организации существует и неформальная, которая основана на личных не служебных отношениях. Соответственно, кроме информации, передаваемой по официальным каналам одновременно циркулирует и неформальная, т.е. слухи. Отличительной особенностью неформальных коммуникаций является большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, меньшая достоверность передаваемых сообщений.

Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения.

Информация по каналам передается по вертикали — сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости и по диагонали.

Нисходящие коммуникации — коммуникации, направленные сверху вниз — от руководителя к подчиненным.

Восходящие коммуникации — коммуникации, направленные снизу вверх — от подчиненных к руководителю.

Горизонтальные коммуникации — коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

Диагональные коммуникации — коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Барьеры в  коммуникативном поведении

 

Эффективные коммуникации предполагают, что получатель понимает и принимает все, что собирался передать ему отправитель. Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения, называются барьерами.

Источники помех могут быть самыми различными (рис. 2).

Рис. 2. Барьеры на пути эффективных коммуникаций

Восприятие – все люди по разному воспринимают те или иные события. Восприятие реальной действительности зависит от таких факторов, как возраст, образование, социальное положение, ситуация. Это является причиной избирательного восприятия информации, т.е. в некоторых случаях люди воспринимают только часть сообщения. Если информация противоречит нашему опыту или ранее формулировавшимся понятиям, то она или полностью отторгается либо воспринимается в искаженном виде. В некоторых случаях на процесс коммуникации оказывает влияние и степень доверия получателя к отправителю. Если отправитель и получатель находятся в состоянии конфликта, то снижается эффективность коммуникаций.

Личностные барьеры — коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя.

Физические барьеры — коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

Семантические барьеры. Семантика – это наука, которая изучает способ использования слов и значения, передаваемых слов. Для разных людей одни и те же слова могут иметь разные значения, поэтому то, что подразумевал отправитель, не обязательно таким же образом будет пониматься получателем. Значение слов определяется через опыт и воспринимается в условиях конкретной ситуации.

Языковые барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие, языковых различий отправителя и получателя Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования. Так, в большом словаре английского языка приводится более 100 значений слова «round», многие из них существенно различаются.

Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутри-групповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении

Организационные барьеры — коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.

Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его.

Культурные барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

Временные барьеры — коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

Коммуникативные перегрузки препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности.

Нежелание делится информацией. Обладание информацией — один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят с тем, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение.

Неумение слушать. Преграды, которые возникают на этом пути межличностных коммуникаций, как правило, имеют психологическую природу. Они устраняются путем совершенствования навыков делового общения. Однако трудности в процессе коммуникаций могут быть вызваны и причинами организационного характера:

  • Фильтрация сообщений. Для ускорения передачи информации с уровня на уровень её определенным образом сжимают и суммируют. Это может привести к  отсеиванию одних и выделению других сведений, что искажает содержание информации. Кроме того сообщения, передаваемые на вышестоящие уровни организации довольно часто искажаются из – за желания снабжать руководство только положительной информацией.
  • Перегрузка каналов связи, которая может быть вызвана нехваткой технических средств, а также избыточностью информационных потоков.
  • Нерациональная организационная структура. Чем больше уровней управления в организации, тем больше вероятность информационных искажений, т.к. каждый уровень фильтрует и отсеивает передаваемую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов или действий. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
  2. Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
  3. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными.
  4. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель.
  5. Этапы процесса – разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка.
  6. Шум в информационной системе — это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, а также физических взаимодействий.
  7. Существуют следующие виды коммуникаций: вербальные, невербальные; формальные, неформальные; вертикальные, горизонтальные, диагональные; нисходящие и восходящие.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1 Бодди Д. Пайтон  Р. Основы менеджмента / под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999 – 816с.

2 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоуриф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 1992 с. 165 – 193

3 Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки  менеджера: 17 – модульная программа  для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль – 9. – М.: «ИНФРА - М», 1999 – 328 с.

 

 


 



Информация о работе Процес комуникаций в организации