Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:57, реферат
Целью нашей работы является изучение особенностей управления человеком и группой.
В зависимости от поставленной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
изучить процесс управления и его функции
дать понятие руководителю и его роли в группе
рассмотреть основные принципы управления
дать понятие группе и рассмотреть виды групп
Введение
1. Процесс и функции управления
2. Группы. Управление группами
3. Управление неформальными организациями, как средство управления формальной организацией
4. Проведение эффективных собраний, как средство управления организацией
5. Стили и принципы руководства
Заключение
Список используемой литературы
Одним из необходимых
условий эффективности
Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.
Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Некоторые группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения школьников-подростков.
По определению Марвина Шоу, «группа – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».
Формальные группы.
Исходя из определения Шоу, можно
считать, что организация любого
размера состоит из нескольких групп.
Руководство создает группы по своей
воле, когда производит разделение
труда по горизонтали (подразделения)
и по вертикали (уровни управления).
В каждом из многочисленных отделов
большой организации может
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной
группы – это рабочая (целевая) группа.
Она обычно состоит из лиц, вместе
работающих над одним и тем
же заданием. Хотя у них есть общий
руководитель, эти группы отличаются
от командной группы тем, что у
них значительно больше самостоятельности
в планировании и осуществлении
своего труда. В таких компаниях
руководство считает, что целевые
группы ломают барьеры недоверия
между руководителями и рабочими.
Кроме того, предоставляя рабочим
возможность самим думать о своих
производственных проблемах и решать
их, они могут удовлетворять
Третий тип формальной группы – комитет – будет рассмотрен ниже.
Все командные и
рабочие группы, а также комитеты
должны эффективно работать – как
единый слаженный коллектив. Теперь
уже нет необходимости
Неформальные группы. Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.
Еще задолго до теоретических изысканий Маслоу на тему о человеческих потребностях Хоторнский эксперимент представил доказательства того, что необходимо учитывать социальные взаимоотношения между сотрудниками. В Хоторнском исследовании для совершенствования организационной эффективности впервые за все время были систематически применены науки о человеческом поведении. Оно продемонстрировало тот факт, что кроме экономических потребностей, о которых твердили авторы более ранних трудов, у рабочих есть и социальные потребности. Организацию стали рассматривать как нечто большее, чем логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Теоретики и практики управления поняли, что организация является также и социальной системой, где взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы. Ссылаясь на Хоторнское исследование, теоретики управления Скотт и Митчелл писали: «Эти ученые привели убедительные аргументы в пользу того, что согласно классической теории, даже в прекрасно спроектированных организациях могут появляться малые группы и отдельные личности, поведение которых не вписывается в разумные с точки зрения экономиста рамки».
Конечно, можно критиковать методологию Хоторнского исследования, но все же, в основном благодаря исследованиям поведенческих наук, мы теперь имеем гораздо более ясное представление о природе и динамике формальных и неформальных групп в трудовом коллективе.
Развитие неформальных
организаций и их характеристики.
Формальная организация создается
по воле руководства. Но как только
она создана, она становится также
и социальной средой, где люди взаимодействуют
отнюдь не по предписаниям руководства.
Люди из разных подгрупп общаются за чашкой
кофе, во время собраний, за обедом и
после работы. Из социальных взаимоотношений
рождается множество
Неформальная организация
– это спонтанно образовавшаяся
группа людей, которые вступают в
регулярное взаимодействие для достижения
определенной цели. Как и у формальных
организаций, эти цели являются причиной
существовании такой
У неформальных организаций
много общего с формальными организациями,
в которые они оказываются
вписанными. Они в некотором роде
организованы так же, как и формальные
организации – у них имеется
иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно
возникших (эмерджентных) организациях
также имеются неписаные
Структура и тип
формальной организации строятся руководством
сознательно с помощью
Почему люди вступают в организации? Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.
Принадлежность. Самой
первой причиной вступления в неформальную
группу является удовлетворение потребности
в чувстве принадлежности, – одной
из самых сильных наших
Помощь. В идеальном
варианте подчиненные должны иметь
возможность без всякого
Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.
Иногда руководители также образуют неформальные организации для защиты своих коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации.
Информация о работе Процесс и функции управления. Стили и принципы руководства