Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 04:59, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений является главной частью процесса управления, средоточием, вокруг которого вращается жизнь каждой организации.
Цель курсовой работы – подробно рассмотреть процесс принятия управленческого решения.
Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования –принятия решений в процессе управления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ВИДА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ………………………………………………..
1.1 Виды управленческих решений, их классификация………………
1.2 Требования предъявляемые к ним…………………………………
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ………………………………………………..
2.1 Содержание процесса принятия управленческого решения………
2.2 Этапы процесса принятия решения…………………………………
2.3 Характер процесса принятия решений……………………………
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ…………………………………..
3.1 Методы разработки управленческих решений……………………
3.2.Практическая часть……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ВИДА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ……………………………………………….. |
4 |
1.1 Виды управленческих решений, их классификация……………… |
4 |
1.2 Требования предъявляемые к ним………………………………… |
7 |
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ……………………………………………….. |
8 |
2.1 Содержание процесса принятия управленческого решения……… |
8 |
2.2 Этапы процесса принятия решения………………………………… |
10 |
2.3 Характер процесса принятия решений…………………………… |
16 |
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ………………………………….. |
17 |
3.1 Методы разработки управленческих решений…………………… |
17 |
3.2.Практическая часть…………………… |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
26 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… |
28 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
30 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Высокая значимость управленческих решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой организации. Современная наука об управлении и теория принятия управленческих решений возникли после появления организаций в современном понимании. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Эффективное управленческое решение — это, как правило, соединение профессионализма менеджера и его искусства управленца. Современному менеджеру необходимо обладать обширной теоретической подготовкой в области наук, которые включает в себя теория принятия решений, и уметь применять эти знания на практике.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что принятие решений является главной частью процесса управления, средоточием, вокруг которого вращается жизнь каждой организации.
Цель курсовой работы – подробно рассмотреть процесс принятия управленческого решения.
Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования –принятия решений в процессе управления.
ГЛАВА 1. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Попытаемся дать самую общую характеристику. Обычно в процессе, какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Управленческие решение являются связующим звеном между функциями, которые отражают разные аспекты воздействия: процессы управления и производства, активизация деятельности одного или нескольких работников, что в конечном результате приводит к реализации основных функций менеджмента, а также роста производительности предприятия или увеличения качества работы. От эффективности управленческих решений зависит правильность распределения сил работников и возможностей предприятия.
Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации (приложение 1. таблица 1).
Обычно в принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
Способ принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень надежен, так как здравый смысл встречается достаточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.
Суждение очень часто невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде имела место, а менеджер стремится действовать так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упустить хороший результат в новой ситуации, сознательно или бессознательно отказываясь от ее детального анализа.
Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор человека правилен. Характерны для оперативного управления.
В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Характерны для оперативного управления.
Рациональные решения основаны на научном анализе, методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратегического и тактического управления.
Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и его шансы на правильный выбор решения не очень высоки.
Управленческие решения принимаются людьми, а потому их характер во многом зависит от личности менеджера, непосредственно участвующего в их разработке.
Уравновешенные решения принимает менеджер, внимательно и критически относящийся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
Импульсивные решения характерны для менеджера, который легко генерирует самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.
Инертные решения - результат осторожного поиска менеджера. В них уточняющие и контролирующие действия преобладают над генерированием идей, где трудно обнаружить оригинальность, новаторство, блеск.
Если менеджер не нуждается в тщательном обосновании своих гипотез, уверен в себе, то может не испугаться любых трудностей и принять рискованные решения.
Осторожные решения появляются тогда, когда менеджер тщательно оценивает все варианты, критично подходит к делу. Решения не отличаются новизной и оригинальностью.
Схема процесса принятия решения представляет собой скорее логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике данный процесс более сложен и допускается не только последовательность, но и параллельность процедур, что позволяет значительно сократить время. Эффективность этого процесса зависит от уровня профессиональной подготовки и методов, которыми пользуется менеджер при выполнении всех видов управленческих работ.
1.2.
Требования, предъявляемые к
Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:
• быть научно обоснованным, компетентным;
• приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
• быть непротиворечивым;
• иметь ясную направленность и адресность;
• отличаться своевременностью и быстродействием;
• обладать точностью и ясностью;
• быть контролируемым;
• иметь комплексный характер;
• обладать полномочностью;
• быть экономичным и эффективным.
Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого решения (приложение 2. таблица 2)
Подготовка и реализация управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, образующих процесс принятия решения.
Основная задача руководителя на этом этапе заключается в преодолении объективных и субъективных препятствий, а также в создании условий по реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление) используют меры материального стимулирования работников, воздействия путем авторитета и убеждений.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
2.1 Содержание процесса принятия управленческого решения.
Процесс принятия решений - это цикл действий субъекта управления, направленных на разрешение назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Большинство имеющихся работ по управленческим решениям утверждает, что момент выбора находится в пределах комбинированного процесса принятия решений. Согласно этой точке зрения, управленческое решение проистекает из ряда функций, которые взаимосвязаны и все вместе образуют сам процесс принятия решений (рис. 1).
Рис.1 Процесс принятия управленческого решения.
Элементы процесса принятия решения являются функциями принятия решений. Ниже раскрывается содержание этих функций.
Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена задача, которая послужила началом данного цикла.
Такой поиск заключается в получения необходимой информации из внутренней и внешней среды, которая затем используется для выработки набора вариантных решений, которые должны привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели.
Производится сравнение и оценка имеющихся вариантов с использованием соответствующих методов и критериев.
Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящий образ действий из ряда вариантов, то есть он принимает решение.
Решение переводится из плоскости абстрактного планирования в плоскость профессиональной реальности.
Последующий анализ должен подтверждать, что принятое решение действительно приведет к исходу, решающему те задачи по управлению, которые и привели к началу данного процесса.
Степень взаимосвязанности в процессе.
Как показано на (рис. 1), функции принятия решений очень тесно взаимосвязаны с процессом принятия управленческих решений. Эту взаимосвязь очень легко себе представить, поразмыслив над негативными последствиями, которые могут быть связаны с тем, что какой-либо функции не было уделено надлежащего внимания, или с тем, что был произвольно изменен порядок функций. В случае если выбранный вариант, после принятия на его основе соответствующего решения, не приводит к достижению желаемого результата, то здесь менеджер, ответственный за принятие решения по данному вопросу, может обратиться к любому из «подпроцессов», упомянутых на (рис. 1): корректирующее действие, возобновление поиска альтернативных вариантов или переосмысление первоначальной задачи или цели.
Динамика процесса.
Динамика процесса, предопределяется тем влиянием, которое функции принятия решения оказывают друг на друга по отдельности и в комбинации. Динамика данного процесса находит свое выражение, в частности, во взаимосвязи между функциями принятия решений. Существование такой взаимосвязи означает, что данные функции имеют большую значимость, когда они рассматриваются во взаимосвязи, в качестве компонентов процесса принятия решений, чем тогда, когда они рассматриваются по отдельности. Этот эффект взаимосвязи (или «синергии») означает, что управленческие решения, сделанные в рамках данного процесса, имеют больший потенциал для достижения успеха.
2.2 Этапы процесса принятия решения.
На (рис. 2) наглядно отображен состоящий из восьми этапов процесс принятия решений, который начинается с этапа идентификации проблемы, определения критериев, влияющих на решение, и распределения этих критериев по степени важности.
Рис. 2. – Процесс принятия решений1
Затем следует этап определения вариантов, их анализ и выбор способа, с помощью которого можно разрешить возникшую проблему. На последующих этапах выбранный вариант реализуется; завершается процесс стадией оценки эффективности принятого решения. Данный порядок применим как при принятии решений личного характера, так и при определении корпоративных действий. Кроме того, этот процесс можно использовать для описания как индивидуальных, так и групповых решений. Ниже представлена подробная характеристика упомянутых выше этапов процесса принятия решения, позволяющая в полной мере понять, что представляет собой каждая стадия.
Информация о работе Процесс менеджмента: целеполагание и разработка решений