Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ процессов разработки и принятия управленческих решений. Для выполнения данной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- описать функции, которые выполняют управленческие решения;
- выделить этапы разработки и принятия решений;
- рассмотреть организацию процесса разработки и контроль за реализацией управленческих решений;
- рассмотреть опыт принятия управленческих решений на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»;
- дать практические рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений
Введение
Глава 1. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией
1.1. Сущность, значение и функции управленческих решений
1.2. Этапы процесса принятия управленческих решений
1.3. Эффективность управленческих решений и её оценка.
1.4. Контроль реализации управленческих решений
Глава 2. Механизм и методы принятия решения
2.1. Основные подходы
2.2. Механизм принятия управленческих решений
2.3. Характерные особенности управленческого решения
2.3.1. Особенности коллективного решения
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения
Глава 3. Анализ деятельности ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений
2.1. Общая характеристика ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»
2.2. Опыт разработки и принятия управленческих решений в банке
2.3 Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений
Заключение
Список использованной литературы
Оперативные правила обычно
формулируются в среднем
Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.
Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.
Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.
Обычный годовой плановый цикл в крупных фирмах США начинается с определения высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли.
Производственное отделение
СЦХ – это низовой уровень
ответственности в фирме за законченный
цикл хозяйственной деятельности, т.е.
за разработку, производство, сбыт соответствующей
продукции и услуг. Плановыми
показателями для них являются объем
продаж, прибыль, капиталовложения. Каждое
производственное отделение или
СЦХ после этого готовит
Вариант плана обсуждается
руководителем
Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в приятии решений в рамках утвержденный правил и планов.
Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску изделий, части и компоненты которых изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.
Координатор-руководитель имеет
право обсуждать проекты
На целесообразность признания
концепции кооперационного
1. Теория систем указывает,
что увеличение количества
2. Внедряя концепцию
3. Активизация кооперационных связей ведет к уменьшению трудовых затрат при решении управленческих ситуаций. Из-за уменьшения длины распорядительных связей одна кооперационная связь может заменить 4-10 линейных связей. Увеличивается соучастие работников в управленческой деятельности. Это ведет к повышению интереса подчиненных к деятельности организации; повышается трудовая мораль, инициатива и лучше используются интеллектуальные возможности членов организации.
5. Изменяются отношения ответственности. Учитывается ответственность перед коллективом в сравнении с ответственностью перед непосредственным руководителем. Менее актуальным станет то, перед кем является исполнитель ответственным, и более актуальным - за что он является ответственным. Это повышает эффективность труда, особенно среди высококвалифицированных работников, которые хорошо представляют себе цели организации и имеют высокую мотивированность для их достижения.
Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы, создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.
В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.
2.3. Характерные особенности
управленческого решения
Хотелось бы еще раз напомнить, что решения разделяют по различным классификационным признакам. По содержанию решения классифицируют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.п.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения– на оперативные, тактические и стратегические; по виду субъекта – на индивидуальные и коллективные; по степени уникальности – на рутинные, нетворческие, и уникальные, творческие; по степени неопределенности полноты информации) – на решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.
Есть коллективный метод решения, который называется «мозговой штурм» или «атака мыслей». Этот способ применяется тогда, когда специалисты и эксперты не могут найти решение. Основан способ на том, что в мозге человека, этом своеобразном компьютере, моделируются различные варианты решений. Ситуация подобного моделирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не оптимальным, т.е. имеются и другие варианты.
При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек.
Существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма».
1. Нельзя критиковать либо одергивать говорящего. Бескомпромиссные заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для другого неоднозначна.
2. Никогда не говорите,
что идея нереальна либо
3. Набирайте количество идей, не обращая внимания на качество. «Мозговой штурм» создает предпосылки для творческого мышления, поэтому чем больше предложений, тем лучше.
4. Приветствуйте творческие порывы. Каждый участник может развить идеи, предложенные выступающим ранее.
Обычно время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения.
Известен классический случай
«мозгового штурма» в одном
2.3.2. Особенности принятия
решений в стратегическом
Асимметричность информации при принятии стратегических решений. Асимметричность информации обусловлена самим принципом противопоставления внутренней и внешней и внешней сред организации. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает возможность организацииконтролировать параметры внутренней среды, с другой – ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.
С одной стороны, фирма должна в максимально возможной степени делиться с другими субъектами собственной информацией. Это ведет к повышению открытости и прозрачности внешней среды и снижению неопределенности, связанной с ней. С другой стороны, необходимо, чтобы фирма точно определила предмет стратегической информации, которая не выходит за границы самой организации.
Это должно приводить, во-первых,
к формированию ответственной стратегии
конкретной организации и, во-вторых,
к закреплению сложившейся
Возникающее противоречие между
асимметричностью информации и требованием
равного максимального доступа
к ней в условиях рыночного
хозяйства можно разрешить так:
предсказуемость поведения фирм
в качестве субъектов внешней
среды и непредсказуемость
Принятие стратегических
решений как сфера
Процесс выбора стратегии
состоит из этапов разработки, доводки
и анализа (оценки). На первом этапе
создаются стратегии, позволяющие
достичь поставленных целей. Здесь
важно разработать возможно большее
число альтернативных стратегий. На
втором – стратегии дорабатываются
до уровня адекватности целям развития
организации во всем их многообразии
и формируется общая стратегия.
На третьем – анализируются
Стратегия должна быть максимально ясной. (Например, планирование новой продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение ответственности, временной и производственный графики, поддержку продвижения и потребности в обучении персонала).
Далеко не каждое предприятие
может позволить себе практиковать
стратегический менеджмент и принимать
стратегические решения. Но если организация
располагает ресурсами, дающими
возможность активно