Процесс стратегического планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью моей курсовой работы является рассмотрение вопроса о процессе стратегического планирования в организации во всех его аспектах. Следовательно, передо мной стоят следующие задачи: рассмотреть сущность, функции и методы стратегического планирования на предприятии; проанализировать процесс стратегического планирования; на примере конкретного предприятия провести анализ действующей стратегии; дать свою оценку системе стратегического планирования предприятия и при необходимости внести свои коррективы.

Содержание работы

Введение………………………..…………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования в системе управления……………….………………………………………………….………..4
Сущность и функции стратегического планирования……………...….…...4
Методы стратегического планирования……………………………….….....7
Виды стратегического планирования………………………………………..9
Стратегическое планирование как процесс…………………........................9
Глава II. Процесс стратегического планирования на примере ООО «Аркада»……………………….………………………………………………....…12
2.1. Характеристика ООО «Аркада»….……….…………………………..........…12
2.2.Миссия и характеристика основных целей ООО "Аркада"………………………………...…………………………………….….....13
2.3. Оценка и анализ внешних факторов……………...…...……………………...15
Глава III. Разработка и реализация стратегического плана ООО «Арка-да»………….……………..….……………………………………………..…….…17
3.1. Выбор стратегии для ООО «Аркада»………….………..……….………..….17
3.2. Реализация стратегического плана…...…………………………….………...19
3.3. Организационно-экономическое обоснование предложенных меропри-ятий………………………………………………………………….…………..…..21
3.4. Оценка стратегического плана………………...………………………….…..23
Заключение………………………………………………………………..…….…..24
Список использованной литературы……………………………………….…......27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ООО "Аркада"

3.1 Выбор стратегии для ООО "Аркада"

Знание всех возможных  альтернатив развития позволяет  руководству фирмы перейти к  следующему этапу стратегического  планирования - выбору стратегии, целью  которого является выбор альтернативы, которая максимально повысить долгосрочную эффективность организации.

Выбор стратегии осуществляется исходя из следующих аспектов:

1) Анализ рынка и отрасли;

2) Анализ положения фирмы в отрасли.

3) Ассортимент оказываемых  услуг;

I. Первым этапом при выборе стратегии является анализ силы фирмы и силы отрасли.

В зависимости от сочетания  силы фирмы (характеризуется объемом  реализации, ростом доли рынка, рентабельностью продукции и т.д.) и силы отрасли, используя матрицу позиций бизнеса, выбираются различные стратегии. Данная матрица представлена ниже:






Оценим силу ООО "Аркада" и силу отрасли, в которой она работает.

Данная фирма не подвержена серьезному влиянию конкурентов, так как большинство клиентов игровой зоны являются клиентами ТРК "Семья"; обладает достаточно квалифицированными рабочими кадрами, производит и реализует новые для рынка услуги. Поэтому силу ООО "Аркада" можно охарактеризовать как сильную.

Отрасль, в которой  функционирует данная организация, можно отнести к умеренно развивающейся, о чем свидетельствуют следующие факторы: 

- данные услуги пользуются большим потенциальным спросом; 

- наличие детской игровой комнаты, где можно оставить своих детей на время шопинга является постоянно необходимым для определенного числа потребителей. К тому же в последнее время увеличилось количество людей, интересующихся занятиями на скалодроме, что свидетельствует о необходимости существования и развития этой отрасли в дальнейшем; 

- наличие игровой зоны  в крупном ТРК  является постоянно необходимым видом услуг, что связано с большим потоком людей с детьми, а так же молодежи, коротающей время оставшееся до начала сеанса в кинотеатре.

Таким образом, исходя из анализа силы фирмы и анализа  возможностей развития игровой отрасли, для данной фирмы в качестве ориентировочной стратегии выбирает стратегию развития рынка данных услуг.

III. В ближайшее время планируется расширение ассортимента оказываемых услуг, а именно открытие детского кафе, организация гардероба, а также установка 3D и 4D игровых аппаратов.

В связи с тем, что  конкурентная позиция фирмы оценивается  как сильная, а возможности роста рынка ее услуг можно считать умеренно быстрыми, то для ООО "Аркада" наиболее приемлемой является стратегия постоянного совершенствования и развития ("на шаг впереди конкурентов").

При этом предпочтение можно  отдать стратегии концентрированного роста: стратегия усиления позиций  на рынке, стратегия развития рынка (выход с существующими услугами на рынки, находящиеся за пределами г. Уфы).

Также факторами, свидетельствующими о правильности выбора стратегии, являются цели, которые не противоречат и будут способствовать реализации выбранной стратегии, анализ внешних и внутренних факторов, показавший, что у ООО "Аркада" нет существенных преград в достижении намеченных целей, и большинство факторов будет способствовать реализации выбранных стратегий.

Однако выбранная стратегия  дает лишь качественные рекомендации дальнейшего развития фирмы. Окончательно стратегия утверждается в стратегическом плане после расчета экономических результатов и последствий внедрения каждого из возможных вариантов развития фирмы, а также с учетом других факторов (интересы владельцев, приемлемость риска, заложенного в стратегии  и т.д.)

    1. Реализация стратегического плана

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда  оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Такой подход дает огромную свободу действий, при которой работники, ответственные за достижение целей, могут легко выбрать такой образ действий, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и не правильного толкования, руководство должно использовать специальные инструменты, позволяющие реализовать выбранную стратегию.

К этим инструментам относятся  тактика, политика руководства, правила, стимулирование деятельности работников, управление по целям и бюджеты.

Охарактеризуем основные из этих инструменты.

Тактика. Тактика находит свое выражение в краткосрочных планах, которые согласуются с общими долгосрочными планами организации. Стратегический план разбивается на годовые планы, которые составляются на основе жесткого или адаптивного планирования. В свою очередь, годовые планы конкретизируются в квартальных, месячных, однодневных, сменных и др. планах.

Таким образом, составление  и реализация тактических планов является необходимым условием выполнения долгосрочного стратегического плана.

Политика. Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать.

Правила. После составления тактических планов и на основе политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют выполнение конкретных действий конкретными способами. Иными словами, правило точно определяет, что должно быть сделано и как надо действовать в конкретных условиях.

Приведем примеры правил, которые могут способствовать успешной реализации стратегического плана ООО "Аркада":

1. Ежегодное повышение  квалификации является обязательным  для каждого сотрудника.

2. Наличие педагогического  образования является желательным условием приема на работу сотрудников, непосредственно работающих с детьми.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Бюджеты. Одной из основных задач планирования является возможно более эффективное распределение ресурсов. Планы помогут распределить действия, относящиеся к использованию ресурсов, но в них часто остаются нерешенными вопросы о том, какие ресурсы имеются и  как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы решить эту проблему, руководители используют бюджеты.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

    1. Организационно-экономическое обоснование предложенных мероприятий

По результатам SWOT-анализа я бы хотела провести подсчет рентабельности некоторых из предложенных мероприятий, а именно:

  1. Внедрение новых игровых аппаратов;

  1. Оборудование площадки для маленьких детей.

Рассмотрим  первый пункт. Для наглядности расчеты  я запишу в виде таблицы, так как  если некоторые аппараты окажутся нерентабельны  или менее рентабельны, то их нужно  будет исключить из списка закупаемых.

Стоимость аппарата Let’s go jungle составляет 555000 рублей, стоимость игры на нем 90 рублей. Kangaroo (детская качалка 2-4 года) стоит 38000 рублей, стоимость игры 25 рублей. Manx TT (симулятор мотогонок) стоит 190000 рублей, стоимость игры 30 рублей.

Наглядные расчеты проведем по одному аппарату, остальные подсчитаем без приведения полной формулы. Расчеты по аппарату Lets go jungle –

День = чел. в день*стоим. игры =  85*90 =0,014

               Стоим. аппарата            555000

Месяц = 0,014*31= 0,43

Полгода = 0,43*6 = 2,56

Год = 2,56*2 = 5,13

 

Let’s go jungle

Kangaroo

Manx TT

день

0,014

0,018

0,003

месяц

0,43

0,57

0,113

полгода

2,56

3,43

0,675

год

5,13

6,85

1,35


 

Из таблицы можно сделать вывод, что аппарат Manx TT является самым долгоокупаемым и, соответственно, нерентабельным для игротеки, его можно исключить из списка закупаемых игр.

Перейдем  к пункту 2. Чтобы открыть площадку для малышей нам необходимо: игровой  комплекс, включающий горку, канаты, мостики, трубы, по которым дети  могли  бы лазить карабкаться и ползать; аппараты-качалки (наподобие того, который рассматривался в пункте 1);сухой бассейн, наполненный шариками; стол для творчества с принадлежностями и инструктором, помогающим детям рисовать, лепить и т.д.

Игровой комплекс стоит около 100000 рублей, качалки 30000 руб. каждая (ставим 5 штук, 150000 руб.), сухой бассейн 10000 руб., стол для творчества + принадлежности будут стоить около 5000 руб. Считаем, что билет на одного ребенка (на полчаса игры) будет стоить 150 рублей и в него входят все игры, доступные на площадке; в выходной день средняя посещаемость такой площадки может составлять 29 детей. Рассчитываем:

День = 29*150 = 0,016

            265000

Месяц = 0,016*31 = 0,51

Полгода = 0,51*6 = 3,05

Год = 3,05*2 = 6,11

Таким образом, наш комплекс окупится уже меньше чем за полгода.

    1. Оценка стратегического плана

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов  работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма  обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. При оценке разработанного стратегического плана необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Является ли стратегия  внутренне совместимой с возможностями  организации?

2. Предполагает ли  стратегия допустимую степень риска?

3. Обладает ли организация  достаточными ресурсами для реализации  стратегии?

4. Учитывает ли стратегия  внешние опасности и возможности?

5. Является ли эта  стратегия лучшим способом применения  ресурсов фирмы?

Также руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выявить, способствует ли она достижению общефирменных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выполнив работу, мной были рассмотрены теоретические  основы сущности стратегического планирования, исходя из этого, сделаем выводы.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией  стратегического  управления и его центральным  звеном в относительно стабильных условиях внешней среды.

Основная цель стратегического  планирования заключается в моделировании  будущей успешной деятельности предприятия, а главная задача – обеспечение гибкости и нововведений в деятельность организации, необходимых для достижения ее целей.

Стратегическое планирование выступает как отдельная целостная  система. Она имеет свои характерные  черты (особенности, недостатки).

Информация о работе Процесс стратегического планирования в организации