Процесс управления и управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
Содержание процесса управления…………………………………..……5
Место решения в процессе управления………………………………….6
Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений..7-8
Методы принятия решений……………………………….……………..8-9
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решении…………………………………………....9-14
Механизм принятия управленческих решений…………………….14-17
Риск при принятии решения………………………………………….17-18
Вывод……………………………………………………………………….…19
Список литературы…………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Управленческие решения.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Организационные правила  основываются на местном или государственном  законодательстве. Они касаются таких  вопросов, как определение цели и  характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.

3) Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.

Обычный годовой плановый цикл в крупных фирмах США начинается с определения высшим руководством ориентиров плана для производственного  отделения или стратегического  центра хозяйствования, являющегося  центром прибыли.

Производственное отделение или СЦХ-это низовой уровень ответственности в фирме за законченный цикл хозяйственной деятельности, т.е. за разработку, производство, сбыт соответствующей продукции и услуг. Плановыми показателями для них являются объем продажи, прибыль, капиталовложения. Каждое производственное отделение или СЦХ после этого готовит детальный годовой план, который содержит прогноз по таким показателям, как объем реализации каждого вида изделия, доходы от новых изделий, издержки производства, прибыль, уровень занятости, капиталовложения.

Вариант плана обсуждается  руководителем производственного  отделения с вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному варианту принимаются решение, которое  становится обязательным к исполнению. Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о необходимости внесения корректив в плановые показатели или применения конкретных мер. О любых существенных отклонениях от плана руководство производственного отделения обязано информировать высшее руководство фирмы, которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.

4) Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Для целей координации  довольно часто выделяются специальные  лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску изделий, части и компоненты которых, изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.

Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты  принимаемых решений с руководителями других производственных отделений  и функциональных подразделений, но он не имеет административной власти, какую получают линейные руководители.

5) Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы, создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

6) В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.

 

  1. Риск при принятии решений

Под риском понимается опасность  ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее  никогда неизвестно, все решения  связаны с риском.

Риск может заключаться  во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

Можно различать риск:

- общий (угрожает предприятию как целому);

- специальный по фактору  (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу);

- специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении);

- специальный при оценке  продукции (при сбыте, в цехах,  в гарантиях, в оплате).

Риск можно подразделить на калькулируемый и не калькулируемый, страхуемый и нет.

Для влияния на все  виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (рис.2).

Рис. 2. Инструментарий снижения влияния риска

 

Эластичность

- многофункциональность  средств производства и персонала.

Стимулирование  сотрудников

- связь их интересов  с риском.

Системы обеспечения

- охрана труда, пожарная  безопасность, безопасность от провала,  растрат, надежность продукции.

Сокращение  систем

- дублирование ненадежных  элементов.

Указатели ошибок

- тревожная сигнализация  перед отказом.

Быстрое отключение

- нулевые схемы при критической ситуации.

Ограничение риска 

- выбор правовой формы,  рассредоточение, встречные сделки, оговорки о собственности, незначительная  наличность в кассе, рассредоточение  складов, производств, патентная  защита.

Перекладывание  риска

- на третьих лиц (поставщиков, кредиторов, наемных работников, покупателей, государство).

Обеспечение

- договор о страховании. 


 

Вывод

 

Решение - это выбор  альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий  от выбора отдельного человека, так  как является не индивидуальным, а  групповым процессом.

На характер принимаемых  решений огромное влияние оказывает  степень полноты и достоверной  информации, которой располагает  менеджер. В зависимости от этого  решения могут приниматься в  условиях определенности 
(детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем  современного менеджмента требует  комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и  специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Принятие решения –  не одномоментный акт, а результат  процесса, имеющего определенную продолжительность  и структуру. Процесс принятия решений  – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. 
Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от тебя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что ты распоряжаешься не только своей судьбой, но и судьбами работающих у тебя людей.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ "Банки  и биржи", 2004.

3. Бреддик У. Менеджмент  в организации. - М.: Инфра - М, 2007

4. Майталь Ш. Экономика  для менеджеров. - М.:"Дело",2006.

 


Информация о работе Процесс управления и управленческие решения