Процесс управления и управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.

Содержание работы

Введение

Процесс управления и управленческие решения

Значение, сущность и функции решений

Взаимосвязь целей и решений

Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений

Типология управленческих решений

Классификация решений

Типология решений

Основные этапы разработки управленческих решений

Проблемы и их решение

Принятие решений и менеджмент

Контроль и оценка исполнения решений

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kontrolnaUpravlencheskie_reshenia_v_protsesse_men.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

 Социальные решения  направлены на улучшение условий  труда и отдыха членов коллектива  предприятия и др.

 Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.

 Организационные решения  направлены на улучшение организации  труда работников, совершенствование  нормативов, норм, внедрение НОТ.

 Учитывая, что любое  управленческое решение строится  на предварительном прогнозировании,  различаются решения по периодам  действия: долговременные (перспективные)  и оперативные.

 Перспективные решения  определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.

 Оперативные решения  предусматривают меры по реализации  прогнозов развития событий (конкретные  виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).

 

 

2.2 Типология решений

 

 

 Все многообразие  управленческих решений в зависимости  от характера проблем и методов  их разрешения можно условно  разделить на типы.

 Так, с учетом  стереотипности ситуаций и используемым  методом, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.

 К непрограммируемым  относятся решения, принимаемые  в новых ситуациях. Они могут  носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого  смысла и интуиции (например, разработка  новых технологий, изделий, формирование  новой структуры).

 Отдельные авторы  выделяют четыре уровня решений  в зависимости от творческого  вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные  и инновационные.

 Первый уровень  - рутинные решения. Они принимаются  согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

 Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

 Третий уровень  - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.

 Четвертый уровень  - инновационный. Решения этого  уровня связаны со сложностью  и непредсказуемостью событий.  Это вызывает необходимость принятия  неординарных решений, содержащих  нововведения.

 Характер проблемы  лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:

 

 хорошо структуризованные;

 

 слабо структуризованные;

 

 неструктуризованные.

 

 Под структуризацией  понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом.

 Хорошо структуризованными  считаются проблемы, в которых зависимости

между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как "исследование операций".

 Слабо структуризованными  являются проблемы, как правило,  сложные, отличающиеся, в первую  очередь, качественными зависимостями  элементов ситуации. Однако слабо  структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.

 Неструктуризованные  (или качественно выраженные) проблемы  содержат лишь описания важнейших  ресурсов, признаков и характеристик,  количественные зависимости между  которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.

 В процессе структуризации  проблем необходимо свести к  минимуму количество неформализуемых  элементов с таким расчетом, чтобы  проблема приобрела более определенный  характер. Решаемая проблема, независимо  от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

 

 Принятие решений  является одним из основных составляющих любого управленческого процесса.

 Процесс принятия  решений при кажущейся простоте  очень непрост. В нем достаточно  много тонкостей и подводных  рифов, хорошо знакомых профессиональным  менеджерам.

 В каждой организации  осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.

 Тем не менее,  имеется общее, характерное для  любого процесса принятия решений,  где бы он ни осуществлялся.  Это тот единый стержень, который  формирует технологию разработки  и принятия решений, используемую  в любой организации.

 Как мы уже говорили выше, одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичественную) информацию.

 При этом в процессе  принятия решений большое внимание  уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией.

 Основное назначение  экспертных технологий - повышение  профессионализма, а следовательно,  и эффективности принимаемых  управленческих решений.

 Проблемам, связанным  с принятием управленческих решений,  сегодня посвящена обширная литература. Здесь мы обсудим основные  этапы процесса выработки и  принятия управленческих решений,  используемые любой организацией.

 Возможны разные  способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.

 Основное внимание  мы уделим ситуационному подходу,  поскольку он наиболее полно  отражает проблемы, возникающие  при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.

 Рассмотрим основные  этапы процесса принятия управленческих  решений. 

 Подготовка решений  осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

 В приведенной выше  укрупненной блок-схеме представлены  основные этапы принятия решения  и их технологическая последовательность.

 

4 ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

 

 

Проблема (греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

 Следует отметить, что единого мнения относительно  определения понятия «проблема»  в методологии науки нет. В  литературе приведено более двадцати определений, в которых в совокупности отмечается ряд общих свойств проблем:

 

 если это проблема, то ее обязательно следует  решать;

 

 неповторимость ситуации  выбора (ситуации абсолютно точно  не 

повторяются);

 

 наличие трудностей  при рассмотрении альтернатив решения проблемы;

 

 неопределенность  последствий принятия решения;

 

 необходимость учета  множества факторов;

 

 присутствие человеческого  фактора (ЛПР или группы лиц,  разрабатывающих решение), а, следовательно,  субъективных аргументаций по поводу выбора решений.

 

 Внутреннюю структуру  проблемы составляют такие элементы, как предмет, объект, субъект,  связи, цель решения.

 Предмет проблемы  характеризует возникшее главное  противоречие, которое выражается  в вопросе: "В чем суть проблемы?"

 Объект проблемы отвечает на вопрос: "Где возникла проблема?" (В бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллективе и т.д.).

 Субъект проблемы  тот, кто связан с проблемой  (социальный, интеллектуальный ее  элемент).

 Связи проблемы  характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: "С чем связана проблема?"

  Каждый элемент  проблемы может иметь подпроблемы,  т.е. проблемы более низкого  порядка. Чрезвычайно важно для  решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим, следует отметить, что в проблеме выделяют «имя» и «формулировку». Их нельзя смешивать. Имя, т.е. название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным.

 Решение проблем,  как и управление, - это процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов. Специфические черты проблемы – это ключ к ее решению. Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.

 

 Способы продумывания  проблемы включают:

 

 Разделение проблемы  на части.

 

 Выделение основных  и второстепенных характеристик  проблемы.

 

 Установление причинно-следственных  связей по всем возможным вариантам  проблемы.

 

 Прогнозирования и  анализа требуемых действий.

 

 Разработка рекомендаций  к действиям

 

 Одним из способов  решения проблемы является контрольная карта .Ее удобно использовать для наблюдения за состоянием товарных запасов. В этом случае определяется нижний предел объема товарных запасов, тенденция к нарушению которого может привести к перебоям в торговле, снижению товарооборота, уменьшен6ию прибыли и другим нежелательным последствиям.

 Тенденция изменения состояния товарных запасов, направленная на нарушения верхнего значения, способствует затовариванию, росту объема запасов товаров, не пользующихся спросом, сопряжена с финансовыми потерями для торгового предприятия. Специалисты советуют, что для решения проблем необходимо ее четкое представление, понимание. Для этого полезно сформулировать и написать ее на бумаге так, чтобы текст занял только несколько строчек, был краток, понятен. При этом следует иметь ввиду следующие соотношения. Если надлежит принять решение за 5 минут. То на пересказ проблемы нельзя тратить более 1 минуты, если за 5 часов – нельзя формулировать проблему более 1 часа. Все остальное время соответственно должно быть использовано для поиска решения.

 Качество управленческих  решений во многом зависит  от условий, характерных для  конкретной ситуации, и факторов, оказывающих на нее непосредственное влияние.

 

 

 

5 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 Как известно, основными  составляющими любой организации  являются: люди, входящие в ее  состав; задачи, для решения которых  создана данная организация; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

 Любая организация  функционирует во внешней среде.  Из внешней среды она берет  ресурсы, необходимые для ее  функционирования, и во внешнюю  среду она отдает созданные  ею продукты - результаты своей деятельности.

 В соответствии  с этой концепцией функционирование  организации состоит из трех  взаимосвязанных процессов: получения  ресурсов из внешней среды;  изготовления продукта ее функционирования; передачи продукта во внешнюю  среду.

 Область деятельности  различных организаций достаточно  разнообразна. Поэтому, естественно,  в качестве ресурсов и продуктов  могут выступать различные объекты.

Информация о работе Процесс управления и управленческие решения