Процесс управления, создания, освоение качества новой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование процесса управления, создания, освоение качества новой продукции. Поставленная цель обусловлена необходимостью решения взаимосвязанных заданий:
1. изучить особенности анализа спроса на научно-техническую продукцию;
2. определить какие факторы влияют на спрос на научно-техническую продукцию;
3. исследовать процесс подготовки производства новой техники;
4. рассмотреть особенности процесса управлением техническим уровнем и качеством новой продукции.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент-212312.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Томский межвузовский центр  дистанционного образования

Томский государственный  университет

систем управления и  радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине “Инновационный менеджмент”

 

(учебное пособие “Инновационный  менеджмент”, автор З.В.Горбаток, 2005г.)

Вариант 6

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ФДО ТУСУР

гр.№ з-837-а

по специальности 80505

И.А.Московкина

60

01.05.2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Усинск 2010 г

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). 
Инновационный процесс имеет циклический характер.

  Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

   Управляя программой НИОКР, менеджер должен помнить, что имеет дело с управлением динамичным проектом. Система планирования и управления должна быть достаточно гибкой, чтобы допускать необходимые модификации. Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потребность.

 Основные характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными:

- размер рынка;

- допустимая цена;

- требования к технической эффективности;

- время.

         Большинство научных продуктов могут предлагаться в формах, различающихся по эффективности, цене и дате первого появления на рынке. Важно определить, какой уровень технической эффективности потребует конкретный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью, т.к. научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия. Это, безусловно, ведет к техническим идеям, но может не учесть реальные требования потребителей. Кроме того, может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличить время разработки. Все перечисленные моменты приведут к снижению потенциальной прибыльности продукта. В современных условиях разработки проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях.

Анализ спроса на научно-техническую продукцию является одним из важнейших направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР.

В условиях рыночной экономики анализ спроса на научно-техническую  продукцию имеет первостепенное значение. Ниже перечислены направления анализа спроса на нововведение:

     1. Анализ потребности в выпускаемом  и реализуемом новшестве или  новой услуге.

     2. Анализ спроса на нововведения  и связанные с ним услуги  и влияние на них различных  факторов.

     3. Анализ влияния спроса на результаты деятельности предприятия.

     4. Определение максимальной возможности  сбыта и обоснование плана  сбыта с учетом решения первых  трех задач, а также производственных  возможностей фирмы.

Таким образом, можно констатировать, что актуальность проблемы связанной с управлением, созданием, освоением и качеством новой продукции на сегодня трудно переоценить.

Цель курсовой работы – исследование процесса управления, создания, освоение  качества новой продукции. Поставленная цель обусловлена необходимостью решения взаимосвязанных заданий:

     1. изучить особенности анализа  спроса на научно-техническую  продукцию;

     2. определить какие факторы влияют  на спрос на научно-техническую  продукцию;

     3.  исследовать процесс подготовки  производства новой техники;

     4. рассмотреть особенности процесса управлением техническим уровнем и качеством новой продукции.

Предметом исследования является механизм управления созданием, выпуском и качеством новой продукции.

Объектом исследование является новая продукция. В качестве информативной базы исследования выступили труды отечественных и зарубежных исследователей в области инновационного менеджмента, материалы специализированной периодической прессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента

1.1 Основные понятия из области инновационной деятельности

В словаре “Научно-технический прогресс” инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм.

Целесообразно разграничить понятия “новшество” и “инновация”.

Новшество –  оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ  в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, ноу-хау и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в инновацию, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, заием продолжить диффузию инновации.

Инновация –  конечный результат внедрения новшества  с целью изменения объекта  управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.

Например, Б. Твист  определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или  идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее  время применительно к технологическим  инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций – рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных  определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование  новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение  продукции с новыми свойствами.

3. Использование  нового сырья.

4. Изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения.

5. Появление  новых рынков сбыта.

Эти положения  И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже  ввел понятие инновация, трактуя  его как изменение с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как  процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Инновации свойственны  как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три  логических формы инновационного процесса:

1. простой внутриорганизационный  (натуральный);

2. простой межорганизационный (товарный);

3. расширенный. 

Простой ИП предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы. При  простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы:

     а)  создание и распространение; 

     б)  диффузия нововведения.

Первое, в основном, включает последовательные этапы научных  исследований, опытно-конструкторских  работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность  нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Информация о работе Процесс управления, создания, освоение качества новой продукции