Процесс управления, создания, освоение качества новой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование процесса управления, создания, освоение качества новой продукции. Поставленная цель обусловлена необходимостью решения взаимосвязанных заданий:
1. изучить особенности анализа спроса на научно-техническую продукцию;
2. определить какие факторы влияют на спрос на научно-техническую продукцию;
3. исследовать процесс подготовки производства новой техники;
4. рассмотреть особенности процесса управлением техническим уровнем и качеством новой продукции.

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент-212312.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

С выбором стратегии связана  разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной  деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение  и использование ресурсов. Это  так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных  ресурсов, таких, как капитал,  технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация к внешней  среде. Ставится задача обеспечить  эффективное приспособление к  изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе  и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации. Она должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

 Общая цель организации должна учитывать:

1. основное направление  деятельности фирмы;

2.рабочие принципы  во внешней среде (принципы  торговли; отношения к потребителю;

3. ведение деловых  связей);

4. культуру организации,  ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы  и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования –  конкретизация целей. Например, могут  быть определены следующие основные цели:

1. Прибыльность  – добиться в текущем году  уровня чистой прибыли 5 млн. д. е.

2. Рынки (объем  продаж, доля рынка, внедрение  в новые линии). Например, довести  долю рынка до 20% или довести  объем продаж до 40 тысяч штук.

3. Производительность. Например, средняя часовая выработка  на одного рабочего 8 ед. продукции.

4. Продукция  (общий объем выпуска, выпуск  новых товаров или снятия некоторых  моделей с производства и др.).

5. Финансовые  ресурсы (размер и структура  капитала; соотношение собственного  и заемного капитала; размер оборотного  капитала и др.).

6. Производственные мощности, здания и сооружения. Например, построить новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.

7. НИОКР и  внедрение новых технологий. Основные  показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения.

8. Организация  - изменения в организационной структуре и деятельности. Например. Открыть представительство фирмы в определенном регионе.

9. Человеческие  ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.).

10. Социальная  ответственность (например, выделить  определенные средства на оборудование больницы).

Чтобы цель могла  быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:

1. Четкая и  конкретная формулировка цели, выраженная  в конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых).

2. Каждая цель  должна быть ограничена во  времени, задан срок ее достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу 3-го квартала). Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля.

3. Цели должны  быть достижимыми.

4. Цели не  должны отрицать друг друга.

Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды  фирмы:

- оцениваются  изменения, происходящие или могущие  произойти в планируемом периоде;

- выявляются  факторы, угрожающие позициям  фирмы;

- исследуются  факторы, благоприятные для деятельности  фирмы.

Процессы и  изменения во внешней среде оказывают  жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней  средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.

Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому  необходимо выявить основных конкурентов  и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно  провести исследования по следующим направлениям:

1. Оценить текущую  стратегию конкурентов (их поведение  на рынке; приемы продвижения  товаров и т.п.).

2. Исследовать  влияние внешней среды на конкурентов.

3. Попытаться  собрать сведения о научно-технических  разработках соперников и другую информацию и составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

Тщательное  изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов  с собственными показателями позволит лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным  факторам внешней среды относятся  социально-поведенческие и экологические  факторы. Фирма должна учитывать  изменения в демографической  ситуации, образовательном уровне и  др. Например, потребности подготовки кадров для рыночной экономики, переход к которой осуществляется в России, расширяет рынки учебников по менеджменту, маркетингу и др.

Анализ внутренней среды проводится с целью выявления  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Основу выработки  инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие  типы инновационных стратегий:

1. Наступательная  – характерна для фирм, основывающих  свою деятельность на принципах  предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная  – направлена на то, чтобы удержать  конкурентные позиции фирмы на  уже имеющихся рынках. Главная  функция такой стратегии –  активизировать соотношение "затраты  - результат" в инновационном процессе.

3. Имитационная  – используется фирмами, имеющими  сильные рыночные и технологические  позиции.

Имитационная  стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске  на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы

2.1 Научная и практическая значимость НИОКР

 

Научная и практическая значимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в производстве нового товара выражается в спросе на эту продукцию.

Если предприятие  выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его  структуре выделить новую продукцию производственного и непроизводственного назначения, т.к. спрос на эти группы имеет некоторые отличия. В рамках этих групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др.

Очень важной для анализа спроса на новую продукцию является его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции. При этом различают:

1. Потенциальный  спрос, возникающий на стадии  разработки и подготовки новой  продукции и выходу на рынок. Его повышению способствует открытая коммуникация фирмы-производителя;

2. Формирующийся,  складывающийся на этапе выхода  новой продукции на рынок;

3. Развивающийся – на этапе утверждения новой продукции на рынке;

4. Сформировавшийся, соответствующий стадии зрелости  научно-технической продукции.

Самым неприятным моментом для производственного предприятия может быть появление взамен сформировавшегося спроса в четвертой группе - затухания спроса, начавшееся до момента перехода продукции из категории новой в производимую.

 Группировка  видов спроса по формам его  образования связана с этапами жизненного цикла новой научно-технической продукции.

Следующая группировка  видов спроса характеризует состояние  рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:

1. Отрицательный спрос: он отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки. Важно проанализировать причины такого отношения и постараться изменить его с помощью изменения товара, цены, упаковки, применения методов регулирования спроса.

2. Отсутствие спроса. Эта ситуация наблюдается в двух случаях: когда потребители, на которых ориентировано производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней.

Учитывая свою обоюдную заинтересованность, производители  и продавцы новой продукции должны организовать рекламную кампанию таким образом, чтобы потребитель знал, где можно приобрести необходимый ему товар, где реализуются изделия конкретного предприятия-изготовителя. В рекламе же торгового предприятия должна присутствовать емкая информация об ассортименте реализуемых особенно новых товаров.

   Важно  также подчеркнуть преимущества  новой продукции и выгодность  ее перед другими товарами: по  цене, надежности, простоте пользования,  возможности гарантийного и ремонтного  обслуживания и т.д. В противном  случае наступит момент, когда торговому предприятию придется пересмотреть свою ассортиментную политику, отказавшись от необходимой потребителю продукции, а предприятию-изготовителю не удастся вывести на рынок новый товар в запланированном объеме. Уход же и повторный возврат на рынок, как известно, требует очень больших усилий и не всегда увенчивается успехом.

3. Скрытый спрос. Отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Это наиболее благоприятная рыночная ситуация для производителя новой и особенно научно-технической продукции. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:

- предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе. Это достаточно легко восполнить с помощью специально организованных обследований, позволяющих более точно прогнозировать потребность в конкретных видах продукции и объем этой потребности;

- предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его. Если причиной этого является низкая деловая активность специалистов, то следует пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда. Если же причина заключается в отсутствии финансовых возможностей, свободных производственных мощностей, материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация. Следует просчитать возможные варианты загрузки мощностей, затрат и замены материалов; проанализировать сравнительную выгодность собственного производства или приобретения комплектующих, привлечения и стимулирования работников, цену кредита, связав этот анализ с величиной объема продаж, позволяющего реализовать новую продукцию, покрыть затраты на ее производство и реализацию и получить желаемую прибыль.

Осуществленные  меры позволяют предприятию вовремя  выйти на рынок с новой продукцией, опередив возможных конкурентов и завоевать рыночный сегмент.

4. Нерегулярный спрос. Он характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени – в течение дня, недели, месяца, года. Суточные колебания наиболее характерные для предприятий пищевой промышленности. Прочие могут возникать в любой отрасли.

Зная временные  колебания спроса необходимо предлагать потребителю нововведения во время  пика спроса на продукцию аналогичного назначения, что позволит ускорить их выведение на рынок и вызовет спрос на соответствующие товары.

5. Полноценный спрос на нововведения означает их адекватность желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.

6. Чрезмерный спрос возникает, когда величина спроса больше величины предложения. Это весьма благоприятная ситуация для разработчиков и производителей новой продукции, способствующая ее выведению на рынок, формированию спроса на ее конкретные виды и позволяющая опередить конкурентов.

Информация о работе Процесс управления, создания, освоение качества новой продукции