Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:53, курсовая работа
Процессуальные теории не отражают влияния потребностей на поведение людей, однако считают, что поведение определяется и формируется не только под влиянием потребностей. Соответственно процессуальным теориям мотивации поведение человека есть также функцией ее восприятия и ожиданий. Эти теории анализируют, как человек распределяет усилие для достижения определенных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Введение
1. Процессуальные теории мотивации
1.1 Теория ожиданий
1.2 Теория справедливости (равенства)
1.3 Теория постановки целей
1.4 Концепция партисипативного управления
1.5 Теория Л. Портера -- Э. Лоулера
1.6 Теория усиления мотивации Б. Скиннера
2. Анализ теорий мотивации и практические рекомендации менеджерам
2.1 Анализ процессуальных теорий мотивации
2.2 Практические рекомендации менеджерам
Выводы
Список использованной литературы
Теория партисипативного управления может быть реализована по следующим направлениям:
* работники получают
право самостоятельно
* непосредственный
руководитель привлекает их к
принятию групповых решений по
вопросам производства (относительно
проектов плановых заданий,
* работникам
предоставляется право
* работники принимают
личное и групповое участие
в инновационной,
* производственные
и функциональные
В Украине применение партисипативного управления станет возможным только с повышением уровня общей культуры и морали работников, а также исчерпанием резервов чисто авторитарного стиля управления.
Теория Л. Портера -- Э. Лоулера внесла значительный вклад в понимание мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Она показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в единую теорию мотивации.
Установлено, что только при наличии определенных условий повышение заработной платы стимулирует повышение производительности труда. Первое состоит в том, что люди должны придавать заработной плате большое значение. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью и в то, что повышение производительности труда обязательно приведет к повышению заработной платы.
Очевидно, что для персонала желательно наличие связи между заработной платой и достигаемыми трудовыми результатами. Однако исследования показали, что менеджеры часто оценивают затраченные работником усилия исходя из его стажа и времени, проведенного на работе, а вовсе не из достигнутых результатов [7].
Теория Скиннера. Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
В нашей стране наиболее распространено применение первых трех теорий.
2.2 Практические рекомендации менеджерам
Практические рекомендации менеджерам по применению теории ожиданий:
1. Поскольку
люди имеют различные
2. Для эффективной
мотивации менеджер должен
3. Менеджеры
должны сформировать высокий,
но реалистичный уровень
4. Работники
сумеют достичь уровня
5. Необходимо оказывать помощь подчиненным в осознании ими реальности заданий и путей их выполнения, ценности получаемого за это вознаграждения. Такая помощь повышает трудовые усилия работников.
Оценивая теорию ожидания В. Врума, приходим к таким общим выводам: ее ценность состоит, прежде всего, в доказательстве того, что в процессе формирования мотивов работники не только соотносят цели организации и индивидуальные задания с собственными потребностями и определяют их личную привлекательность, но и оценивают средства, инструменты и вероятность достижения этих целей. Вот почему недостаточно только предложить сотрудникам сильные стимулы, важно указать им средства и возможности достижения целей.
Практические рекомендации менеджерам в связи с теорией справедливости
1. Менеджеры
должны систематически
2. Следует по
возможности увеличивать
3. Критерии измерения вклада подчиненных в общую работу и их вознаграждения необходимо изложить в понятной форме и сообщить всем до начала работы. Работники должны знать, кто, за что и в каком размере получает вознаграждение и какие факторы определяют размер вознаграждения.
4. Работников
больше интересует не
5. Различие в доходах стимулирует повышение производительности у работников, способных добиваться результатов выше средних. Однако это происходит лишь при условии точного измерения результатов труда.
6. Соотношение
оплаты и затрат труда следует
менять прежде всего для
7. Размер вознаграждения
работника должен
Практические рекомендации по применению теории постановки целей:
1. Эта теория
не должна одинаково
2. Руководство при постановке целей должно обеспечить широкое участие подчиненных, исполнителей в их обсуждении, ибо участие в постановке цели приводит к удовлетворенности. Однако не очевидно, что это позитивно сказывается на уровне и качестве исполнения.
3. Необходимо эффективно сочетать постановку целей перед отдельными работниками и группами. Если цели индивидуальны, возникает конкуренция между членами группы, что активизирует деятельность каждого из них, но ослабляет эффект синергии от групповой работы. Постановка целей перед группами порождает межгрупповую конкуренцию, но снижает индивидуальную отдачу работников [9-10].
4. Необходимо
разумно сочетать
5. Процесс постановки
целей можно свести к
* необходимо определить, в какой мере организация и работающие в ней люди готовы к реализации процесса постановки
целей;
* если у организации
имеется потенциальная
* постановка
целей должна осуществляться
с подчеркиванием их сложности
и специфичности с учетом
* необходимо
выполнить промежуточный
* необходимо
проанализировать достижение
Практические советы для менеджеров (согласно теории усиления мотивации Б. Скиннера):
1. Не вознаграждайте
всех одинаково.
2. Неполучение вознаграждения также является фактором воздействия на подчиненных. Менеджеры могут влиять на подчиненных сотрудников как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживающий похвалы, не получит ее, то в следующий раз он будет работать хуже.
3. Объясните
сотрудникам, что они должны
сделать, чтобы их поощрили. Четкое
определение стандартов
4. Покажите людям,
что именно они делают
5. Не наказывайте подчиненных в присутствии других сотрудников, особенно хорошо им знакомых. Публичный выговор -- эффективное средство воздействия на подчиненных, но это унижает их достоинство и может стать причиной обиды на менеджера не только пострадавшего, но и других членов группы.
6. При вознаграждении
сотрудников будьте честны и
справедливы. Последствия
Теория усиления мотивации Б. Скиннера подвергается критике по разным направлениям. Ее упрекают за упрощенность и игнорирование внутренних, психологических стимулов, индивидуальных особенностей людей, влияния коллектива, за схематизацию поведения человека путем сведения его к принципу "стимул -- реакция". Однако в системе с другими подходами теория усиления мотивации полезна в практической работе, особенно относительно работников, у которых доминируют материальные потребности.
Выводы
Под влиянием современных теорий мотивации в ведущих фирмах ныне сложилась новая философия управления персоналом. В ней нашли отображения как традиционные, так и (в особенности) нетрадиционные подходы относительно влияния на поведение людей, их интересы.
Без преувеличения можно утверждать, что в основе управленческой революции, которая состоялась на Западе в 70-80-тые годы XX столетия, лежат нетрадиционные подходы к усилению мотивации трудовой деятельности. Взяв на вооружение процессуальные теории мотивации и на основе мониторинга динамики потребностей, интересов, трудовых устремлений, мотивационного потенциала работников ведущие фирмы разрабатывают и используют целую систему форм и методов активизации трудового поведения. Среди них надо назвать: программы привлечения работников к управлению производством; программы развития трудового потенциала рабочей силы; нетрадиционные формы организации рабочего времени; программы реконструирования самого процесса работы; разнообразные методы материального стимулирования.