Проектирование работы в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 10:52, реферат

Описание работы

В данной главе предполагается дать ответ на вопросы, касающиеся того, какие действия, как и кто в организации должен выполнить, чтобы организация смогла достичь поставленной цели и реализовать выбранную стратегию? Предположим, что Вы с друзьями-специалистами создали компанию по разработке программного обеспечения для уникальных технологических процессов. С самого начала функционирования Вашей компании возникают две проблемы. Первая — какие действия должен выполнять каждый из сотрудников Вашей компании, чтобы появилась на свет необходимая потребителю компьютерная программа

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 165.49 Кб (Скачать файл)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Для полного совершенства надо,

 чтобы подготовка была труднее

 самого дела.

Ф. Бэкон

 

В данной главе  предполагается дать ответ на вопросы, касающиеся того, какие действия, как и кто в организации должен выполнить, чтобы организация смогла достичь поставленной цели и реализовать выбранную стратегию? Предположим, что Вы с друзьями-специалистами создали компанию по разработке программного обеспечения для уникальных технологических процессов. С самого начала функционирования Вашей компании возникают две проблемы. Первая — какие действия должен выполнять каждый из сотрудников Вашей компании, чтобы появилась на свет необходимая потребителю компьютерная программа. Вторая— какие действия должна выполнять компания в целом, чтобы достичь своих организационных целей. И то, и другое нередко называют функциями. В первом случае — это функции работника, а во втором — это функции организации. В современном управленческом лексиконе термин «функция» означает определенное действие, выполняемое человеком или организацией в рамках разделения труда в обществе. В главе рассматриваются и те, и другие функции. При этом функции организации рассматриваются до функций работника, так как они носят более общий характер.

1. Функции управления организацией

1.1. Общие функции предприятия

 

Когда мы говорим, что организация или предприятие  функционируют, то подразумеваем, что в их рамках люди осуществляют определенные действия, направленные как на взаимодействие с внешней средой, так и на внутриорганизационное взаимодействие. Первый тип взаимодействия — это ролевое функционирование предприятия. Здесь функция выступает в своей социальной интерпретации и является частью той общей роли, которую выполняет любое предприятие в системе общества, т.е. в системе более высокого уровня организации.

Впервые функции  предприятия были выделены и описаны  французским практиком и ученым А. Файолем в его работе «Общее и промышленное управление» в 1916 г. Усложнение взаимодействия с внешним окружением позволяет сегодня говорить уже о большем количестве общих функций современного предприятия (табл. 6.1).

 

 

Таблица 6.1.

Функции современного предприятия

 

Основной используемый ресурс

Функция предприятия

Время

Планирование

Потребитель

Маркетинг

Бизнес

Предпринимательство

Деньги

Финансы

Люди

Организация

Технологии

Производство

Идеи

Инновация

Данные

Информация

Культура

Социальное развитие


 

Каждая из указанных общих функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер (рис. 6.1).

Рис. 6.1. разделение труда в управлении: вертикальный и 

               горизонтальный рост организации

 

Разделение  труда в управлении, специализация  и комбинирование различных управленческих работ — процессы постоянные. Выделяются шесть стадий данного процесса, соответствующих объемам и сложности управления организацией или предприятием в целом.

Первая  стадия. Объем управления невелик, сложность управленческих действий невысокая, управляет тот же работник, который выполняет производственные функции (бригадир, глава семейного предприятия).

Вторая  стадия. Объем управленческой работы требует выделения специального работника, освобожденного от производственных функций (начальник участка, мастер, руководитель малого предприятия).

Третья  стадия. Объем работы по управлению возрастает настолько, что возникает необходимость координации деятельности этих специальных работников, возникает линейная иерархия (над группой мастеров появляется начальник цеха).

Четвертая стадия. Дальнейший рост объемов и сложности управленческой работы требует специализации управленческих работников на выполнении отдельных функций, в управлении появляются специалисты: плановики, учетчики, контролеры.

Пятая стадия. Объем работы по общим функциям и число работников, занятых специальными работами, увеличивается и требует координации усилий. Появляется необходимость в начальнике для специалистов (главный бухгалтер).

Шестая  стадия. Развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения функциональной и линейной иерархий под общим руководством. Руководство становится специализированным видом деятельности (директор предприятия).

Все эти стадии существуют одновременно и имеют  вполне определенное организационное  оформление в виде различных должностей и стуктурных подразделений.

1.2. Функция администрирования

 

Файолю принадлежит идея выделения функции администрирования как одного из видов трудовой деятельности по управлению предприятием в целом. Роль администрирования в общем управлении предприятием была определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать, контролировать. Сегодня этот перечень выглядит в виде следующей логической цепочки (табл. 6.2).

Таблица 6 2.

Содержание  функции администрирования

 

Составляющая функция

Действия по реализации данной функции

Установление целей

Определение будущего состояния предприятия

Разработка стратегии

Определение способов достижения цели

Планирование работы

Определение задач конкретным исполнителям

Проектирование работы

Определение рабочих функций исполнителей

Мотивирование к работе

Целенаправленное воздействие на работника


 

 

Продолжение табл. 6.2

 

Координация работы

Согласование усилий исполнителей

Учет и оценка работы

Измерение результатов и их анализ

Контроль работы

Сопоставление результатов с целями

Обратная связь

Корректировка целей


1.3. Анализ функций управления

 

Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление (табл. 6.3).

Таблица 6.3.

Критерии существования функции  управления

 

Характеристики участка деятельности по управлению

Критерии существования функций управления

Самостоятельность

Содержание

Специализированность

Процесс

Обособленность

Структура


 

Содержание  функции отвечает на вопрос, какие действия (набор действий) осуществляются в рамках данной функции? Так, например, функция планирования предполагает, что в организации осуществляются следующие действия:

• на основе изучения внешней среды и интересов  основных групп влияния формулируется миссия организации;

• исходя из требований рынка и возможностей организации устанавливаются ее цели;

• исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды определяются альтернативные стратегии;

• для реализации стратегий в организации разрабатываются  политика и процедуры, устанавливающие  стандарты и нормы в действиях  членов организации;

• практическая работа в подразделениях строится на основе оперативных планов;

• планы  организации и ее частей обеспечиваются системой показателей и финансовыми ресурсами для их реализации.

В целом функция  планирования осуществляется в крупных  современных производственных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном. Стратегический уровень планирования оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации. Оперативное (обычно годичное) планирование исходит из стратегического и строится достаточно детально и точно в своем содержании. Годовой план — это оперативный документ, согласно которому по каждому направлению деятельности организации определяется планируемый объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы, планы капитальных вложений и планы и графики выпуска новых видов продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно.

Процесс реализации функции отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась. Функция планирования может иметь следующий порядок действий (табл. 6.4).

Таблица 6 4.

Порядок действий при осуществлении планирования

 

Месяцы 

предпланового года

Действия и события, сопровождающие процесс планирования

Март — июнь

Отдел планирования изучает рынок  и конкурентную среду, делает оценки деловой активности, уточняет стратегию  в отношении рынков, продукции, финансов и т.п. В июне предпланового года плановые цели, показатели и приоритеты устанавливаются и утверждаются высшим руководством

Июль

Проводится конференция по планированию для актива руководящих работников организации. Высшее руководство организации представляет участникам свои планы и стратегию. Участники обсуждают предложения и решают, что необходимо сделать на нижних уровнях организации

Август

Участники конференции (руководители частей и подразделений организации, главные  специалисты и т.п.) возвращаются на места и интерпретируют предлагаемые плановые задачи применительно к своим участкам работы Разрабатывается календарь процесса оперативного планирования

Сентябрь

Предварительные плановые задания последовательно доводятся до всех уровней организации вплоть до самого нижнего — рабочей группы. На их основе каждое подразделение и участок готовят свои встречные предложения по каждому разделу плана организации. Данные передаются наверх, где проводится их оценка и определяется возможность достижения поставленных высшим руководством целей

Октябрь

Руководители подразделений проводят еще одну итерацию плановых предложений  с руководством организации, вносят в планы необходимые изменения  по согласованию с нижестоящими уровнями и утверждают планы своих подразделений

Ноябрь

Высшее руководство организации  утверждает окончательный вариант  плана организации

Декабрь

Централизованные функциональные службы проверяют готовность частей и подразделений  организации к выполнению плана следующего года (например, заключены ли договора с поставщиками, достаточен ли уровень квалификации рабочей силы и т.п.). Каждый работник организации разрабатывает свой индивидуальный план работы в соответствии с планом организации, следуя установленным в нем приоритетам


 

В течение  планового периода каждое подразделение  ежемесячно уточняет прогнозы продаж и затраты (используя для этого 12-месячный скользящий прогноз) и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями. Процесс планирования в крупной производственной организации представлен на рис. 6.2.

 

Рис. 6.2. Процесс планирования в крупной производственной

     организации в условиях рыночной экономики

 

Структура функции отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную функцию. Обычно на предприятии функция планирования выполняется многими подразделениями. Ведущую роль здесь несомненно играет служба планирования. Однако значительную часть работы по планированию выполняют в своей области финансовый отдел, бухгалтерия, отдел снабжения, сбыта, маркетинга, НИОКР и др. Об этом, например, наглядно свидетельствует структура и состав плана одного из предприятий крупной машиностроительной корпорации.

Структура и  состав плана предприятия (объединения) включает следующее.

• Производство и реализация продукции (номенклатура и объем продукции).

• Техническое  и организационное развитие (развитие технологии и новой продукции).

• Повышение  эффективности производства (темпы  роста производства, производительности работы, прибыли и рентабельности).

• Нормирование работы и материалов (нормы расходов, затрат, себестоимость).

• Капитальные  вложения и капитальное строительство (объемы, сроки и стоимость строительства  новых мощностей и реконструкции  старых).

• Материально-техническое  обеспечение (потребности в ресурсах).

• Персонал и его оплата (структура и развитие персонала, системы оплаты).

• Себестоимость, прибыль и рентабельность (системы  затрат, цены).

• Системы  материального стимулирования (фонды  стимулирования и их источники, кредиты, плата за фонды, амортизация и  т.п.).

• Финансовый план (балансы, налогообложение, кредиты, плата за фонды, амортизация и т.п.).

• Социальное развитие коллектива (ценностные ориентации, нормы поведения, системы коллективного пользования и т.п.).

• Охрана природы  и рациональное использование природных  ресурсов (контроль за средой, оздоровление среды).

Таким образом, содержание, процесс и структура  функции являются теми направлениями, по которым проводится ее анализ. Результаты этого анализа могут служить основой для развития функции: выделение из нее новой функции или изъятие за ненадобностью данной функции из организации. В последующем будет показано, как результаты анализа той или иной функции используются для проектирования работы и структуры организации.

Информация о работе Проектирование работы в организации