Профессиограмма экономиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности.

Содержание работы

Введение 2
1. Профессия и профессиограмма. Понятие. 3
1.1. Классификация профессий. 3
1.2. Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности. 6
1.3. Профессиограмма. Подходы к содержанию и строению профессиограммы. 9
2. Пример профессиограммы. 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

professiogramma исправл.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 Введение

 

В современном  обществе в связи с особенностями  социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей  жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах.

Разработка профессиограммы  сложный и трудоемкий процесс. Чтобы  она отражала истинное положение  дела, необходимо иметь как можно  больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности.

 

1. Профессия и профессиограмма. Понятие

1.1. Классификация профессий

Мир профессий  и специальностей очень многообразен и динамичен – по данным отечественных  и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

Профессия – это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

1) объект и  предмет труда, его содержание, условия и организация;

2) целевая функция  и характер результата труда;

3) особенности  субъекта труда – его знания, навыки, умения, способности;

4) экономические  и социальные стороны – трудоустройство,  удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;

5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность – это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие "специальность" обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия – врач, специальность – терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Е. А. Климовым предложена "четырехъярусная классификация  профессий", которая построена  на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий  по признаку различий их объектных  систем:

1) человек - живая  природа (Ч-П) – агроном, микробиолог  и т. п.;

2) человек-техника  (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор  ЭВМ и т. п.;

3) человек-человек  (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец  и т. п.;

4) человек - знаковая  система (Ч-З) – математик, редактор и т. п.;

5) человек - художественный  образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т. п.

На втором ярусе  в пределах каждого типа профессий  выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. – знание) профессии  (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие  профессии (П) – мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер  (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и  т. п.;

3) изыскательские  профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем  ярусе каждый из предыдущих трех классов  профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии  ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии  машинно-ручного труда (М) –  токарь, водитель автомобиля, машинист  экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии,  связанные с преобладанием функциональных  средств труда (Ф), – актер,  акробат и т. п.

На четвертом  ярусе в каждом из четырех отделов  профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в  помещении с нормальным микроклиматом  (М) – лаборанты, бухгалтеры  и т. п.;

2) работа на  открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в  необычных условиях (Н) – водолаз,  высотник, шахтер, пожарный и т.  п.;

4) работа в  условиях повышенной ответственности  (М) – воспитатель детсада,  учитель, следователь и т. п.

Выделенные  четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

 

1.2. Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности

Человек в труде  по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и  реализующего свои цели в труде, далее  в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.

Общество стремится  как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Различают:

  • модель специалиста (работающего, функционирующего);
  • модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.

При построении модели специалиста возможны варианты:

  • модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;
  • модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.

Отмечается  ряд пожеланий к модели специалиста  и к модели подготовки специалиста:

  • модель специалиста может быть различной для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста, ибо по мере профессионализации и на разных ее стадиях для специалиста будет характерно разное соотношение качеств. Одни авторы считают, что лучше строить модель деятельности и личности уже сложившегося специалиста, другие отмечают, что ошибочно, например, в профессиограмме завышать требования и рассчитывать только на идеального, а не на среднего работника;
  • модель специалиста должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции;
  • модель специалистов, имеющих одну и ту же специальность, но получивших разные специализации, могут очень отличаться;
  • модель подготовки специалиста исходит из модели специалиста и включает виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, воспитательные меры, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалистов. Надо уметь построить модель специалиста и переводить ее в модели подготовки специалиста.

В литературе высказывается ряд соображений о разновидностях моделей специалиста. Вариантом модели специалиста является профессионально-квалификационная модель, где отражены: виды профессиональной деятельности на разных должностях и различных рабочих местах, обязанности и функции, качества, знания и навыки. Такие модели необходимы для подбора и расстановки кадров, для аттестации, для составления программы подготовки и переподготовки специалистов.

Квалификационная  характеристика специалиста отражает специальность (специализации) и уровень квалификации. Данная характеристика может иметь вид профиля специалиста. В профиле указываются виды профессиональной деятельности, обычно не более двух-трех, например, инженер-исследователь-конструктор или инженер-конструктор-технолог. Возможны модели специалистов узкого и широкого профиля. Квалификационную характеристику называют еще нормативной моделью – это обобщенные требования к деятельности и личности специалиста, паспорт специалиста. Квалификационный профиль – это выражение необходимых работнику качеств в количественном выражении.

В целом модель специалиста может включать следующие  компоненты:

  • профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;
  • профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;
  • квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Описанная структура  модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты. Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты – должностные требования, квалификационные разряды устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.

 

1.3. Профессиограмма. Подходы к содержанию и строению профессиограммы.

Возможны разные подходы к содержанию и структуре  профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника.

В последнее  время предлагается аналитическая  профессиограмма, в которой раскрываются не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально - важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника.

В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

Еще одним популярным подходом является задачно - личностный, он состоит в следующем. Первоначально  выделяются единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Модуль профессии – это совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) включены объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включены: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др.

Таким образом, в состав модуля профессии в таком  понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля).

Информация о работе Профессиограмма экономиста