Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:19, контрольная работа
Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности.
Введение 2
1. Профессия и профессиограмма. Понятие. 3
1.1. Классификация профессий. 3
1.2. Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности. 6
1.3. Профессиограмма. Подходы к содержанию и строению профессиограммы. 9
2. Пример профессиограммы. 11
Заключение 15
Список литературы 16
Оглавление
Введение
В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах.
Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности.
1. Профессия и профессиограмма. Понятие
1.1. Классификация профессий
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен – по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Профессия – это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:
1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
2) целевая функция и характер результата труда;
3) особенности субъекта труда – его знания, навыки, умения, способности;
4) экономические
и социальные стороны –
5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.
Специальность – это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие "специальность" обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия – врач, специальность – терапевт, хирург, окулист и т. д.).
Е. А. Климовым предложена
"четырехъярусная
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
1) человек - живая
природа (Ч-П) – агроном,
2) человек-техника
(Ч-Т) – слесарь, механик,
3) человек-человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т. п.;
4) человек - знаковая
система (Ч-З) – математик,
5) человек - художественный
образ (Ч-Х) – дирижер,
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические (от греч. – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие
профессии (П) – мастер-
3) изыскательские
профессии (И) – летчик-наблюда
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;
4) профессии,
связанные с преобладанием
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
1) работа в
помещении с нормальным
2) работа на
открытом воздухе (О) – агроном
3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа в
условиях повышенной
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
1.2. Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности
Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.
Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.
Различают:
При построении модели специалиста возможны варианты:
Отмечается ряд пожеланий к модели специалиста и к модели подготовки специалиста:
В литературе высказывается ряд соображений
о разновидностях моделей специалиста.
Вариантом модели специалиста является
профессионально-
Квалификационная
характеристика специалиста отражает
специальность (специализации) и уровень квалификации.
Данная характеристика может иметь вид
профиля специалиста. В профиле указываются
виды профессиональной деятельности,
обычно не более двух-трех, например, инженер-исследователь-
В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:
Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты. Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты – должностные требования, квалификационные разряды устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.
1.3. Профессиограмма. Подходы к содержанию и строению профессиограммы.
Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника.
В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально - важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника.
В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).
Еще одним популярным подходом является задачно - личностный, он состоит в следующем. Первоначально выделяются единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Модуль профессии – это совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) включены объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включены: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др.
Таким образом, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля).