Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:53, реферат
Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Проблема заключается в профилактике таких деформаций и технологиях их преодоления.
Цель – изучить профессиональные и личностные деформации менеджера, а также возможные пути профессиональной реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...................…..
3
Понятие профессиональной деформации личности.…………………..……
4
Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности………………………………………………………………………..
6
Основные профессиональные деформации менеджеров…………………
8
Возможные пути профессиональной реабилитации……………………...
17
Выводы………………………………………………………………..………..
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..………………………….
министерство образования и науки российской федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология менеджмента»
на тему «Профессиональные и личностные деформации менеджера»
Кемерово 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. |
3 |
|
4 |
|
6 |
|
8 |
|
17 |
|
18 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…………………
|
19
|
Введение
Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Проблема заключается в профилактике таких деформаций и технологиях их преодоления.
Цель – изучить
1. Понятие
профессиональной деформации
Деформация
личности профессиональная — изменение
качеств личности (стереотипов восприятия,
ценностных ориентаций, характера, способов
общения и поведения), которые
наступают под влиянием длительного
выполнения профессиональной деятельности.
Вследствие неразрывного единства сознания
и специфической деятельности формируется
профессиональный тип личности. Самое
большое влияние
Впервые систематически исследовал вопросы влияния профессии на поведение человека П. Сорокин. Он отметил, что деформационная роль профессиональной деятельности огромна и указывал на «факт рикошетного влияния выполнения актов или поступков на всю физическую и нервно-мозговую структуру человека» . Им были впервые выделены физическая, внешняя, психологическая и социальная деформации в различных видах профессиональной деятельности и описаны социальные эффекты влияния профессии на поведение человека.
В 1974 г. американский психолог Х.Дж. Фрейденберг ввел термин «синдром эмоционального сгорания», характеризующий состояние истощения и усталости специалистов, находящихся в тесном общении с клиентами. В профессиональную группу людей, подверженных этому синдрому, были включены врачи, учителя, менеджеры. Проявление синдрома «эмоционального сгорания» приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.
Анализ
результатов диагностики
Характерно,
что проявление профессиональных деформаций
особенно усиливается в условиях
кризиса и дефицита финансовых ресурсов
организации, невозможности обеспечить
гарантии и компенсации, сохранить
рабочие места для конкретных
работников, несоответствия между профессионально-
2. Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности.
1. Профессиональное
становление сопровождается
2. Профессиональные
деформации в самом общем
3. Переживание
профессиональных деструкций
4. Любая профессиональная
деятельность уже на стадии
ее освоения, а в дальнейшем
при выполнении, деформирует личность.
Осуществление конкретных
5. Очевидно,
многолетнее выполнение
6. Сенситивными
периодами образования
3. Основные профессиональные деформации менеджеров.
Рассмотрим деформации менеджеров. Основанием для выделения деформаций стали диагностирующие семинары-тренинги актуализации профессионального развития. На тренинговых занятиях менеджерам предлагалось погрузиться в профессию, попытаться почувствовать, что хорошего и что настораживающего привнесла управленческая деятельность в индивидуальную жизнь каждого. Слушатели получали домашнее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального становления, подробно рассмотрев возможные профессиональные деформации. Применялся также ретроспективный анализ критических событий профессиональной жизни.
Всестороннее обсуждение педагогических деформаций позволило определить их состав. Средние показатели по группам почти не отличались. Индивидуальные же показатели существенно различались и были статистически значимы.
Анализ результатов
диагностики показал, что степень
выраженности деформации определяется
стажем работы, полом, содержанием профессиональной
деятельности и индивидуально-
1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.
2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.
3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.
4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.
5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.
6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.
Информация о работе Профессиональные и личностные деформации менеджера