Профессиональные и личностные деформации менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Проблема заключается в профилактике таких деформаций и технологиях их преодоления.
Цель – изучить профессиональные и личностные деформации менеджера, а также возможные пути профессиональной реабилитации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...................…..
3
Понятие профессиональной деформации личности.…………………..……
4
Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности………………………………………………………………………..
6
Основные профессиональные деформации менеджеров…………………
8
Возможные пути профессиональной реабилитации……………………...
17
Выводы………………………………………………………………..………..
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..………………………….

Файлы: 1 файл

referat псих мен-та.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Психология менеджмента»

 

на тему «Профессиональные и личностные деформации менеджера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...................…..

3

  1. Понятие профессиональной деформации личности.…………………..……

4

  1. Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности………………………………………………………………………..

6

  1. Основные профессиональные деформации менеджеров…………………

8

  1. Возможные пути профессиональной реабилитации……………………...

17

  1. Выводы………………………………………………………………..………..

18

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..………………………….

 

19

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая профессия инициирует образование  профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других —  к равнодушию, третьих — к беспочвенному  завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Проблема заключается в профилактике таких деформаций и технологиях их преодоления.

Цель – изучить профессиональные и личностные деформации менеджера, а также возможные пути профессиональной реабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  профессиональной деформации личности

 

Деформация  личности профессиональная — изменение  качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые  наступают под влиянием длительного  выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется  профессиональный тип личности. Самое  большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех  профессий, работа которых связана  с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень  профессиональной деформации также  наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Впервые систематически исследовал вопросы  влияния профессии на поведение  человека П. Сорокин. Он отметил, что  деформационная роль профессиональной деятельности огромна и указывал на «факт рикошетного влияния  выполнения актов или поступков  на всю физическую и нервно-мозговую структуру человека» . Им были впервые выделены физическая, внешняя, психологическая и социальная деформации в различных видах профессиональной деятельности и описаны социальные эффекты влияния профессии на поведение человека.

В 1974 г. американский психолог Х.Дж. Фрейденберг ввел термин «синдром эмоционального сгорания», характеризующий состояние истощения и усталости специалистов, находящихся в тесном общении с клиентами. В профессиональную группу людей, подверженных этому синдрому, были включены врачи, учителя, менеджеры. Проявление синдрома «эмоционального сгорания» приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.

Анализ  результатов диагностики показал, что степень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием  профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера.

Характерно, что проявление профессиональных деформаций особенно усиливается в условиях кризиса и дефицита финансовых ресурсов организации, невозможности обеспечить гарантии и компенсации, сохранить  рабочие места для конкретных работников, несоответствия между профессионально-квалификационными  и возрастными характеристиками работника и требованиями организации. Эти характеристики искажают восприятие работниками своей роли в организации  и ведут к неадекватной ответной реакции. Внешне это выражается в  «иссушении» личной энергии, потере жизнерадостности, развивающемся несоответствии рабочей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности.

 

1. Профессиональное  становление сопровождается разнонаправленными  онтогенетическими изменениями  личности. Профессиональное развитие  — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста,  профессионала — не только  совершенствование, но и разрушение, деструкция.

 

2. Профессиональные  деформации в самом общем случае  — это нарушение уже усвоенных  способов деятельности, разрушение  сформированных профессиональных  качеств, появление стереотипов  профессионального поведения и  психологических барьеров при  освоении новых профессиональных  технологий, новой профессии или  специальности. Это также изменения  структуры личности при переходе  от одной стадии профессионального  становления к другой. Профессиональные  деформации возникают и при  возрастных изменениях, физическом  и нервном истощении.

 

3. Переживание  профессиональных деструкций сопровождается  психической напряженностью, психологическим  дискомфортом, а в отдельных случаях  конфликтами и кризисными явлениями.  Успешное разрешение профессиональных  трудностей приводит к дальнейшему  совершенствованию деятельности  и профессиональному развитию  личности.

 

4. Любая профессиональная  деятельность уже на стадии  ее освоения, а в дальнейшем  при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов  деятельности не требует всех  многообразных качеств и способностей  личности, многие из них остаются  невостребованными. По мере профессионализации  успешность выполнения деятельности  начинает определяться ансамблем  профессионально важных качеств,  которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества.

 

5. Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной  деятельности не может постоянно  сопровождаться ее совершенствованием  и непрерывным профессиональным  развитием личности. Неизбежны, пусть  временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации  эти периоды недолговременны.  На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.

 

6. Сенситивными  периодами образования профессиональных  деформаций являются кризисы  профессионального становления  личности. Непродуктивный выход  из кризиса искажает профессиональную  направленность, инициирует возникновение  негативной профессиональной позиции,  снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс  образования профессиональных деформаций.

 

 

 

3. Основные профессиональные деформации менеджеров.

 

Рассмотрим  деформации менеджеров. Основанием для  выделения деформаций стали диагностирующие  семинары-тренинги актуализации профессионального  развития. На тренинговых занятиях менеджерам предлагалось погрузиться в профессию, попытаться почувствовать, что хорошего и что настораживающего привнесла управленческая деятельность в индивидуальную жизнь каждого. Слушатели получали домашнее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального становления, подробно рассмотрев возможные профессиональные деформации. Применялся также ретроспективный анализ критических событий профессиональной жизни.

 

Всестороннее  обсуждение педагогических деформаций позволило определить их состав. Средние  показатели по группам почти не отличались. Индивидуальные же показатели существенно  различались и были статистически  значимы.

Анализ результатов  диагностики показал, что степень  выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера.

 

1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

 

2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.

 

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.

 

4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.

 

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

 

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.

Информация о работе Профессиональные и личностные деформации менеджера