Профессиональные и личностные деформации менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:53, реферат

Описание работы

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Проблема заключается в профилактике таких деформаций и технологиях их преодоления.
Цель – изучить профессиональные и личностные деформации менеджера, а также возможные пути профессиональной реабилитации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...................…..
3
Понятие профессиональной деформации личности.…………………..……
4
Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности………………………………………………………………………..
6
Основные профессиональные деформации менеджеров…………………
8
Возможные пути профессиональной реабилитации……………………...
17
Выводы………………………………………………………………..………..
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..………………………….

Файлы: 1 файл

referat псих мен-та.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

 

7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, уменьшаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

 

8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.

 

9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.

 

10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.

 

Менеджеры вынуждены  много внимания уделять нарушителям  норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко  оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные  реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников — агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

 

11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

 

Обобщенные  характеристики профессиональных деформаций приведены в таблице.

Профессиональная  деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявление  деформации в профессиональной деятельности

Авторитарность

Психологическая защита — рационализация. Завышенная самооценка своих профессиональных способностей. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.

Жесткая централизация  процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.

Демонстративность

Психологическая защита — идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера — эгоцентризм.

Чрезмерная  эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.

Профессиональный  догматизм

Стереотипы  мышления. Возрастная интеллектуальная инертность.

Стремление  к упрощению профессиональных задач  и ситуаций, игнорирование социально-психологических  знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.

Доминантность

Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера.

Превышение  властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.

Профессиональная  индифферентность

Психологическая защита — отчуждение. Синдром «эмоционального  сгорания». Генерализация личностного  отрицательного профессионального  опыта.

Проявление  равнодушия, эмоциональной сухости  и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения.

Консерватизм

Психологическая защита — рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью.

Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся  профессиональным технологиям. Настороженное  отношение к представителям других национальностей.

Профессиональная  агрессия

Психологическая зашита — проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность.

Пристрастное  отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и  иронии.

Ролевой экспансионизм

 

Стереотипы  поведения. Тотальная погруженность  в профессиональную деятельность. Самоотверженный  «профессиональный кретинизм». Ригидность.

Фиксация  на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных  суждений. Преувеличение значения своей  роли. Ролевое поведение за пределами  учреждения, организации.

Социальное  лицемерие

Психологическая защита — проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Социальные экспектации.

Склонность  к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансфер

Психологическая защита — проекция Эмпатическая тенденция  присоединения. Идентификация.

Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и  подчиненным. Асоциальные формы  поведения.

Сверхконтроль

Психологическая защита — рационализация. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность.

Подавление  спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотрительность. В межличностных отношениях — высокая нравственная требовательность.


 

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других —  к равнодушию, третьих — к беспочвенному  завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации.

5.Возможные пути профессиональной реабилитации.

 

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

  • повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
  • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
  • прохождение обучения по программам личностного и профессионального роста;
  • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
  • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
  • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
  • повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

1.Любая профессия  инициирует образование профессиональных  деформаций личности. Профессия  менеджера наиболее уязвима. Характер, степень выраженности профессиональных  деформаций зависят от характера,  содержания деятельности, стажа  работы и индивидуально-психологических  особенностей личности.

 

2.Среди менеджеров  часто встречаются следующие  деформации: авторитарность, агрессивность,  консерватизм, социальное лицемерие,  поведенческий трансфер, эмоциональная  индифферентность.

 

3.С увеличением  стажа работы начинает сказываться  синдром «эмоционального сгорания»,  что приводит к появлению эмоционального  истощения, усталости и тревожности.  Происходит деформация эмоциональной  сферы личности. Психологический  дискомфорт провоцирует болезни  и снижает удовлетворенность  профессиональной деятельностью. 

 

4.Профессиональные  деформации — это разновидность  профзаболеваний, они неизбежны.  Проблема заключается в их  профилактике и технологиях преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Безносов  С.П. Профессиональные деформации  персонала // Психология менеджмента:  Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004.

2.Зеер  Э.Ф., Симанюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

3.Сорокин  П.А. Система социологии. – М.: Изд-во «Астрель», 2008.

4.Freundenberger H.J. Staff burn out // Journal of Social Issues. – 1974. –V. 30.

5.Perlman B., Hartman E. Burnout: Summary and future research // Human relations. – 1982. – V. 35.

6. Сборник материалов Второй Международной научно-практической интернет-конференции.– М.: МАКС Пресс, 2010. С. 138-140

 


Информация о работе Профессиональные и личностные деформации менеджера