Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:53, реферат
Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Проблема заключается в профилактике таких деформаций и технологиях их преодоления.
Цель – изучить профессиональные и личностные деформации менеджера, а также возможные пути профессиональной реабилитации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...................…..
3
Понятие профессиональной деформации личности.…………………..……
4
Концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности………………………………………………………………………..
6
Основные профессиональные деформации менеджеров…………………
8
Возможные пути профессиональной реабилитации……………………...
17
Выводы………………………………………………………………..………..
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..………………………….
7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, уменьшаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.
8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.
9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.
10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.
Менеджеры вынуждены
много внимания уделять нарушителям
норм профессионального поведения.
Нерадивые работники нередко
оказывают сопротивление
11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.
Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приведены в таблице.
Профессиональная деформация |
Психологические детерминанты профессиональной деформации |
Проявление деформации в профессиональной деятельности |
Авторитарность |
Психологическая защита — рационализация. Завышенная самооценка своих профессиональных способностей. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных. |
Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма. |
Демонстративность |
Психологическая защита — идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера — эгоцентризм. |
Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства. |
Профессиональный догматизм |
Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность. |
Стремление
к упрощению профессиональных задач
и ситуаций, игнорирование социально- |
Доминантность |
Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера. |
Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег. |
Профессиональная индифферентность |
Психологическая защита — отчуждение. Синдром «эмоционального сгорания». Генерализация личностного отрицательного профессионального опыта. |
Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения. |
Консерватизм |
Психологическая защита — рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью. |
Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Настороженное отношение к представителям других национальностей. |
Профессиональная агрессия |
Психологическая зашита — проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность. |
Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии. |
Ролевой экспансионизм
|
Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в профессиональную деятельность. Самоотверженный «профессиональный кретинизм». Ригидность. |
Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения, организации. |
Социальное лицемерие |
Психологическая защита — проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Социальные экспектации. |
Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений. |
Поведенческий трансфер |
Психологическая защита — проекция Эмпатическая тенденция присоединения. Идентификация. |
Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения. |
Сверхконтроль |
Психологическая защита — рационализация. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность. |
Подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотрительность. В межличностных отношениях — высокая нравственная требовательность. |
Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации.
5.Возможные пути профессиональной реабилитации.
Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:
Выводы.
1.Любая профессия
инициирует образование
2.Среди менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.
3.С увеличением
стажа работы начинает
4.Профессиональные
деформации — это
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Безносов
С.П. Профессиональные
2.Зеер Э.Ф., Симанюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.
3.Сорокин П.А. Система социологии. – М.: Изд-во «Астрель», 2008.
4.Freundenberger H.J. Staff burn out // Journal of Social Issues. – 1974. –V. 30.
5.Perlman B., Hartman E. Burnout: Summary and future research // Human relations. – 1982. – V. 35.
6. Сборник материалов Второй Международной научно-практической интернет-конференции.– М.: МАКС Пресс, 2010. С. 138-140
Информация о работе Профессиональные и личностные деформации менеджера