Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы развития профессиональных качеств менеджера.
Введение…………………………………………………………...………….……..3
1. Теоретические аспекты исследования профессиональных качеств менеджера……………………………………………………………………..….…5
1.1.Понятие профессиональных качеств менеджера…………..……………........5
1.2. Эволюция взглядов на профессиональные качества менеджера……………8
1.3. Методы оценки профессиональных качеств менеджера….………….….....12
1.4. Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере...15
Заключение………………………………………………………………...……....29
Список использованной литературы………………………………………..…....31
Казанский государственный университет
им. В.И. Ульянова-Ленина
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Профессиональные качества менеджера
Выполнена студенткой группы 1478-2
Щукиной А.Ю.
Научный руководитель:
Лукишина Л.В.
Казань–2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты
исследования профессиональных
качеств менеджера…………………………………
1.2. Эволюция взглядов на профессиональные качества менеджера……………8
1.3. Методы оценки профессиональных качеств менеджера….………….….....12 1.4. Взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере...15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..…..
Введение
Возникшее противоречие
между требованиями, предъявляемыми
к выпускникам экономических
специальностей, и существующими
методами и содержанием бизнес-
темы курсовой работы: «Профессиональные
качества менеджера».
В процессе решения проблемы формирования профессионально важных качеств личности будущих менеджеров ставились задачи развития и обогащения дидактической теории - системы научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и спрогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений. Повышением качества подготовки специалистов, формированием их профессионально важных качеств занимались такие ученые, как: П.Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, А.Н. Прядехо, М.В. Ретивых, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.
Цель исследования: изучение теоретических аспектов проблемы развития профессиональных качеств менеджера.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1) проанализировать эволюцию взглядов на профессиональные качества менеджера; 2) рассмотреть взаимосвязь профессиональных качеств менеджера и успеха в карьере; 3) исследовать профессиональные качества. В данной работе раскрываются теоретические аспекты исследования профессиональных качеств менеджера, она состоит из четырех параграфов.
1. Теоретические
аспекты исследования профессио
1.1. Понятие профессиональных качеств менеджера
Качества менеджера -
это обобщенные, наиболее устойчивые
характеристики, которые оказывает
решающее влияние на управленческую
деятельность. Это весьма сложные
в психологическом плане
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества,
характеризующиеся умением
Наиболее важными из них являются:
- избирательность - способность
адекватно, без искажения
- самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и
действиях других людей и своих поступках;
- контакт - способность
устанавливать меру
- способность предъявлять
адекватные требования в
- способность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;
- способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Помимо этого, можно отметить и такие организаторские качества как:
- целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
- гибкость - способность
реально оценивать
- работоспособность
- способность длительно
- настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
- самостоятельность
- способность осуществлять
- дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
- инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества, включая:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации
при разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
- субординационное, или
общение при взаимодействии
- служебно-товарищеское
- это общение между
- дружеское - это общение
на основе морально-
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Кроме того, важное значение имеют и мотивационно-волевые качества менеджера:
- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
- добросовестность (внимание,
порядочность, честность, точность,
признание со стороны
- свобода ( самоопределение, открытость);
- компетентность (разговорчивость,
общительность, готовность к
Также следует отметить и предпринимательские качества менеджера, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством
менеджера является устойчивость к
стрессу. Стрессоустойчивость - это
способность противостоять силь
Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.
1.2. Эволюция взглядов на профессиональные качества менеджера
Принципиально новые условия и содержание деловой активности, сложившиеся в нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям, кардинальным образом изменили требования к профессионально важным качествам, которыми должны обладать специалисты, прошедшие специальное обучение и желающие заниматься управленческой деятельностью в организациях. Это обусловило необходимость подготовки кадров в учебных заведениях по профилю, существенно отличному от того, каким еще несколько лет назад обладали их выпускники. Грамотные управленцы-специалисты эпохи «развитого социализма» должны были в первую очередь иметь обширные, но достаточно статичные знания, которые использовались в слабо подверженной изменениям схеме планового управления как экономикой страны в целом, так и отдельными предприятиями. Ценились фундаментальность знаний, а также умение использовать инструментарий рациональности и формального анализа.
Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. В 50-е гг. опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:
- желание и интерес
человека заниматься
- умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества);
- гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения;
- оптимальное сочетание
рискованности и
- способность предвидеть
будущее развитие событий,
- высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность — умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
-эмоциональная
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению целей и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем). Для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха;
- ответственность и
надежность в выполнении
- независимость, самостоятельнос
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Менеджеру требуются способность управлять собой, разумные личные цели, четкие личные ценности, упор на постоянный личный рост и самосовершенствование, навык системного решения проблем, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, умение формировать эффективные рабочие группы.
С точки зрения Ф. Тейлора, менеджер должен стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, разрешать конфликты, сохранять позицию лидера. Он считал, что задача менеджеров состоит в том, чтобы сделать организацию более эффективной посредством приложения научных принципов ко всем процессам деятельности в организации.