Прогнозирование и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство - это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов, возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность прогнозирования…………………………………………………..4
2. Сравнение прогнозирования и планирования……………………………….7
3. Методы прогнозирования…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

363 - кр по Стратег. мен. тема 7.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)
 

      Таким образом, результатом процесса прогнозирования является прогноз - суждение, выраженное в словесной, математической, графической или другой форме, о возможном состоянии организации и ее среды в будущем; его можно использовать как основу для планирования. Прогнозы включаются в цели организации, определяемые руководством. 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Методы прогнозирования 
 

      Методы  прогнозирования можно рассматривать  как некий фильтр, через который  должна пройти информация о внешней  среде, прежде чем стать основой  для принятия стратегических решений. Если метод может охватить внешнюю среду во всем ее многообразии, полученное фирмой представление о ней будет соответствовать действительности. Если же метод слишком многое отсеивает, данные, которые получит фирма, будут отражать действительность в искаженном и чрезмерно упрощенном виде.

      Методы  прогнозирования классифицируются по различным признакам. Можно выделить методы неформальные и формальные.

      Неформальные  методы в основном используются как  вспомогательные средства для прогнозирования и выработки целей. Сюда следует отнести вербальную информацию о внешней среде, получаемую из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, консультантов, на профессиональных совещаниях, конференциях и т. д. Такая информация имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить. В то же время данные могут оказаться неточными, устаревшими или страдающими расплывчатостью.

      Другим  неформальным методом прогнозирования  является письменная информация, источники которой - периодические издания, профессиональные газеты и журналы, информационные бюллетени, статистические отчеты. Эта информация также легко доступна, она страдает теми же недостатками, что и вербальная.

      Формальные  методы прогнозирования можно классифицировать по двум измерениям: уровню субъективности процесса прогнозирования и степени аналитичности этого процесса (рисунок 3). Субъективные и объективные методы разделяют качественную и количественную область прогнозирования. 

Аналитические методы Экспертные  методы Причинно-следственные (каузальные) методы
Простые методы Интуиция Эвристические и экстраполяционные методы
 

      Рисунок 3 – Типология методов прогнозирования 

      Качественные методы прогнозирования - это группа субъективных методов, в основе которых лежат суждения специалистов (экспертов) в определенной области науки и практической деятельности относительно перспектив развития объекта прогнозирования. Здесь прогноз ные экспертные оценки являются результатом профессиональных знаний и опыта, творческого видения будущего, интуиции или логических заключений экспертов.

      Интуитивный подход используется для прогнозирования:

      - объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не 
поддается предметному описанию или математической формализации;

      - в условиях отсутствия достоверной статистики по характеристикам объекта;

      - в условиях повышенного уровня неопределенности среды функционирования объекта прогнозирования;

      - новых рынков (сегментов) в наукоемких отраслях и высоких технологий, которые подвержены сильному влиянию НТП;

      - при серьезных временных и ресурсных ограничениях, не позволяющих использовать формальные методы;

      - в экстремальных ситуациях [8, С. 72].

      Экспертные  методы прогнозирования делятся  на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные экспертные методы основаны на использовании мнений экспертов, не зависящих друг от друга, и применяются при прогнозировании в относительно узких областях деятельности. Наиболее часто применимы: метод интервью; аналитических экспертных оценок [8, С. 72].

      Метод интервью предполагает обсуждение прогнозистом и экспертом вопросов относительно перспектив развития прогнозируемого объекта по заранее разработанной программе. Эффективность такой оценки во многом зависит от личных качеств эксперта в части его способности в ограниченное время давать заключение по различным аспектам проблемы.

      Аналитические экспертные оценки предполагают самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозного объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза и имеет определенное достоинство относительно метода «интервью», заключающееся в отсутствии психологического давления на эксперта со стороны прогнозиста.

      Индивидуальные  экспертные методы малопригодны для  прогнозирования наиболее общих стратегий, где требуются знания эксперта не в определенной области, а необходимо компетентное мнение о развитии смежных областей деятельности.

      Коллективные  экспертные методы основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о важности и значении исследуемой проблемы с целью определения перспектив развития объекта прогнозирования. Данные методы включают: подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок; статистические методы обработки полученных данных. В настоящее время наиболее популярны методы: «круглого стола» («комиссий»), «мозговой штурм», Дельфи [8, С. 73].

      В рамках метода «круглого стола» специальная  комиссия обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений экспертов и выработки единого мнения. Особенность этого метода заключается в том, что изначально эксперты в своих суждениях ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, а это увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза.

      Метод «мозгового штурма» характеризуется  коллективной генерацией идей и творческим решением проблем. Данный метод представляет собой свободный, неструктурированный процесс выдвижения идей |ю конкретной проблеме членами группы. Высказанная идея порождает либо творческую, либо критическую реакцию. В силу правила запрета на критику негативные реакции также порождают позитивные, т. е. продуктивные результаты. Таким образом, процесс выдвижения Новых идей протекает в определенном смысле лавинообразно. Исследования эффективности «мозгового штурма» показали, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма Индивидуальных мышлений. При организации «мозгового штурма» кроме правила запрета на критику необходимо руководствоваться следующим:

      - информация о проблеме должна предоставляться участникам за 
несколько дней до ее обсуждения;

      - оптимальное число участников 10-15 человек, желательно раз 
личных профессий и специализаций;

      - каждый может выступить несколько раз, но не подряд;

      - приветствуется оригинальность и нетривиальность идей;

      - чем больше выдвигается идей, тем лучше;

      - оценка предложений производится позднее [8, С. 73].

      Результаты  обсуждения считаются плодом коллективного  труда всей группы.

      Метод Делъфи используется для прогнозирования  развития технологий, будущих открытий и изобретений, для которых не имеется достаточной теоретической базы в момент составления прогноза. Сущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов, практикующих в самых различных, но взаимосвязанных областях деятельности. Полученные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта производятся исходя из следующих принципов:

      - вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было 
дать количественную характеристику ответам экспертов;

      - из-за возможного разброса мнений опрос проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются;

      - все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса;

      - эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства;

      - в идеале опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, 
реально - до получения наиболее узкого диапазона мнений [8, С. 74-75].

        Количественные методы - это многочисленная группа, относящаяся к объективным методам, где процессы прогнозирования четко сформулированы, имеют определенную последовательность взаимосвязанных этапов. Они могут использоваться для прогнозирования, когда имеется объективная достаточная информация для выявления статистически достоверных тенденций и зависимостей. В отличие от других методов количественные в меньшей степени зависят от субъективного суждения людей. В зависимости от степени аналитичности процесса прогнозирования количественные методы разделяют на экстраполяционные и причинно-следственные (каузальные) методы, имеющие сложную структуру прогнозного процесса.

      Экстраполяционные методы прогнозирования базируются на прошлых тенденциях изменения воздействующих факторов внешней среды. Они основаны на статистических данных по динамике определенного показателя, определении тенденции его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Таким образом, при помощи данных методов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее. В их основе лежит идея стабильности причинно-следственных связей и регулярность эволюции факторов организационной среды, что делает возможным использование экстраполяции. Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном периоде, когда число изменений в среде минимально и ее характеристики существенно не изменяются. Прогноз создается для каждого Конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются метод скользящего среднего и метод экспоненциального сглаживания.

      Метод скользящего среднего исходит из простого предположения, Что следующий  во времени прогнозный показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за определенный временной интервал, например за последние три месяца.

      Метод экспоненциального сглаживания представляет прогноз на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенный при помощи весовых коэффициентов.

      В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов.

      Причинно-следственные методы (каузальные) - наиболее сложные методы прогнозирования из числа применяемых в настоящее время. Эти методы используются в ситуациях, где на прогнозный показатель влияет более чем одна переменная. При их использовании делается попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Этим предопределяется сложность аналитической структуры прогнозного процесса, когда устанавливается последовательность причинных связей, где первая зависимая переменная становится причинной переменной для второй зависимой переменной, которая в свою очередь может стать причинной для нескольких других зависимых переменных, влияющих на прогнозный показатель. Определение причинной структуры - это исходная точка математического моделирования, которая является составной частью каузального метода прогнозирования. Из причинно-следственных методов самые сложные - эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики в области экономики. В качестве примера рассмотрим проблему прогнозирования посещения спортивного или другого массового мероприятия на стадионе. От ожидаемого количества людей зависит следующее: сколько нужно привлечь работников стадиона и сотрудников общественного порядка; сколько открывать мест питания; другие необходимые действия, обеспечивающие нормальное проведение мероприятия. Неправильная оценка вероятного посещения может привести к неоправданным издержкам или не обеспечит нормального проведения мероприятия.

      Таким образом, рассмотренные прогнозные методы имеют определенные достоинства и ограничения практического применения при стратегическом управлении. Прогноз на базе количественных методов основывается на объективных статистических данных и подразумевает экстраполяцию. Главная слабость этих методов в том, что они не позволяют действительно предсказать эволюцию развития рынка, поскольку такие методы не способны предвидеть какие-либо «поворотные точки». В лучшем случае они способны быстро учесть уже происшедшее изменение. Экспертные методы, имеющие качественный характер, в условиях высокого уровня нестабильности организационной среды способны стать важными инструментами восприятия реальности. Но следует учитывать, что по своей сути они субъективны и имеют очевидную ограниченность в надежности. Чисто качественному методу, в основе которого интуиция, творчество и воображение, свойственны значительные риски, и они должны в возможно большей степени проверяться с помощью доступных фактов и знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Прогнозирование и планирование