Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:23, контрольная работа
Управляющая система и объекты управления взаимодействуют между собой, а также с внешней средой посредством информации. Управление осуществимо при наличии следующей информации: целевые требования к объекту управления или совокупность целевых требований (для многоцелевых систем); описание объекта управления, возможных вариантов его развития; критерий предпочтения (включая правила отбора предпочтительных альтернатив), т.е. показатели, или нормы, по которым отбираются варианты достижения цели.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Прогнозирование систем управления ……………..……………………….... 4
Количественные и качественные экспертные оценки эффективности системы управления ………………...……………………………………...…………… 13
Заключение …………………………………………….……………….………. 23
Список литературы ………………………………………………..…………… 24
Особое значение в прогнозировании имеет задача выявления ограничений, оказывающих влияние на процесс развития. В этом отношении разрабатываются специальные прогнозы, которые определяют разумные пределы применения того или иного средства развития. Использование прогнозной информации в планировании, по нашему мнению, возможно при соблюдении следующих условий:
совокупность показателей,
по которым разрабатывается
прогнозная информация должна передаваться в систему планирования с упреждением по времени, необходимым на принятие решения по выбору предпочтительного варианта и на разработку самого планового документа.
Прогнозирование в управлении, на мой взгляд, должно обеспечивать решение ряда специфических задач:
-определение возможных социально-экономических целей, которые общество может поставить и решить на протяжении прогнозируемого периода;
-выявление объективно сложившихся тенденций развития современных технологий и их социально-экономических последствий;
-выявление альтернатив развития науки, техники, экономики, культуры, формирование и выбор целесообразных путей развития;
-анализ тенденций развития мировой науки и техники;
-определение трудовых, материальных, природных ресурсов, которыми будет располагать общество;
-выявление потребностей экономики в определенных видах продукции.
Поисковые прогнозы в системах
управления обеспечивают возможность
определения перспективных
Нормативные прогнозы определяют
уровень потребностей исходя из основной
задачи развития общества. На основе нормативных
прогнозов формируется
Методологический подход
к использованию прогнозов в
планировании основывается на концепции
единого процесса «прогноз - план».
В этом случае весь методический аппарат
прогнозирования ориентирован на работу
в единой системе планирования и
управления перспективным развитием.
Сущность концепции, по нашему мнению,
«прогноз - план» заключается в
регламентации развития какого-либо
процесса или явления планами, заключающими
определенный перечень показателей, а
также в периодической
При внедрении концепции
«прогноз - план» необходимо решить
две основные проблемы. Первая заключается
в том, чтобы выделить и формализовать
требования к прогнозам по виду,
составу и структуре
Для сложных процессов, развитие
которых происходит при участии
большого количества специализированных
организаций различного профиля, в
концепцию «прогноз - план» вводится
звено «программа». Получается более
сложная концепция «прогноз - программа
- план». Однако в большинстве случаев
для социально-экономических
Остановимся теперь на основных способах экспертных измерений — методах получения экспертных оценок, играющих во многих случаях определяющую роль при принятии важных управленческих решений.
Методы получения
Непосредственная
В первом случае каждый из экспертов
непосредственно указывает
Если эксперт затрудняется
указать конкретное значение показателя,
он может указать диапазон, в котором
лежит значение оцениваемого показателя.
Во втором случае, когда оценивается сравнительная
предпочтительность объектов по тому
или иному показателю, количественная
оценка, указываемая экспертом, определяет
степень их сравнительной предпочтительности.
Заранее необходимо условиться,
что, скажем, большее значение оценки
соответствует более
Этот метод может быть использован при экспертной оценке численных значений показателей, имеющих количественный характер.
3. Метод Черчмена — Акофа
Метод Черчмена — Акофа используется при количественной оценке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.
Если а, менее предпочтителен,
чем сумма остальных
Если альтернативный вариант а, на каком-то шаге оказался предпочтительнее суммы остальных альтернативных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то ах из дальнейших рассмотрений исключается.
Этот процесс продолжается
до тех пор, пока последовательно
не будут просмотрены все
При практическом применении в случае достаточно большого числа сравниваемых альтернативных вариантов в метод могут быть внесены некоторые коррективы, снижающие его трудоемкость.
Так, например, сразу может
определяться сумма наибольшего
числа альтернативных вариантов
с отбрасыванием менее
4. Метод лотерей
Согласно этому методу,
для любой тройки альтернативных
вариантов ах, а2, а3, упорядоченных
в порядке убывания предпочтительности,
эксперт указывает такую
Методы получения качественных
экспертных оценок
Иногда специфика объектов экспертного
оценивания такова, что эксперты затрудняются
дать количественные оценки значений
оцениваемых показателей либо объекта
в целом, а в некоторых случаях такие оценки
попросту неоправданны и не позволяют
получить достаточно надежную экспертную
информацию.
В этих случаях нередко существенно более оправданным является использование методов качественной оценки объектов экспертизы.
Бывают также ситуации, когда характер экспертной информации таков, что количественные оценки в привычном смысле практически невозможны. Примеры таких ситуаций приводились выше.
Далее описание методов, которые могут быть использованы именно для получения качественных оценок объектов или показателей, их характеризующих.
Этот метод целесообразно использовать, когда необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернативных вариантов к установленным и принятым к использованию классам, категориям, уровням, сортам и т. д. (далее — классы).
Он может быть использован и тогда, когда конкретные классы, к которым должны быть отнесены оцениваемые объекты, заранее не определены. Может быть заранее не определено и число классов, на которое производится разбиение оцениваемых объектов. Оно может быть установлено лишь после завершения процедуры классификации.
Если эксперту необходимо отнести каждый из альтернативных вариантов к одному из заранее установленных классов, то наиболее распространена процедура последовательного предъявления эксперту альтернативных вариантов.
В соответствии с имеющейся у него информацией об оцениваемом объекте и используемой им оценочной системе эксперт определяет, к какому из классов оцениваемый объект принадлежит.
После завершения процедуры последовательного предъявления оцениваемых альтернативных вариантов эксперту может быть предъявлен результат его оценки в виде распределения всех оцененных им альтернативных вариантов по классам.
На этом этапе эксперту, как правило, предоставляется возможность, исходя из общего результата классификации, внести коррективы в данные им оценки.
Если проводится коллективная экспертиза, то результаты экспертной классификации, указанные каждым из экспертов, обрабатываются с целью получения результирующей коллективной экспертной оценки.
В зависимости от целей экспертизы может возникнуть необходимость отнесения альтернативных вариантов к упорядоченным классам.
Скажем, необходимо отнести
оцениваемые объекты к
Естественно, это отражается на процедуре экспертной классификации. Но главное, чтобы эксперт однозначно понимал поставленную перед ним задачу.
Если число классов, на которое должны быть разбиты альтернативные варианты, заранее не оговаривается, то целесообразно использование следующей процедуры.
Эксперту предъявляется пара альтернативных вариантов и предлагается определить, относятся ли они к одному классу или к разным.
После этого эксперту последовательно предлагаются оцениваемые альтернативные варианты и выясняется, может ли каждый из них быть отнесен к одному из образовавшихся к тому времени классов или необходимо для данного альтернативного варианта образовать новый класс.
Процедура завершается после того, как эксперту будут предъявлены все альтернативные варианты.
Метод парных сравнений является
одним из наиболее распространенных
методов оценки сравнительной
При методе парных сравнений
эксперту последовательно предлагаются
пары альтернативных вариантов, из которых
он должен указать более
Если эксперт относительно какой-либо пары объектов затрудняется это сделать, он вправе посчитать сравниваемые альтернативные варианты равноценными либо несравнимыми.
После последовательного предъявления эксперту всех пар альтернативных вариантов определяется их сравнительная предпочтительность по оценкам данного эксперта.
В результате парных сравнений, если эксперт оказался последовательным в своих предпочтениях, все оцениваемые альтернативные варианты могут оказаться проранжированными по тому или иному критерию, показателю, свойству.
Если эксперт признал некоторые альтернативные варианты несопоставимыми, то в результате будет получено лишь их частичное упорядочение.
В практике использования метода парных сравнений нередко приходится сталкиваться с непоследовательностью и даже противоречивостью оценок эксперта.
В этих случаях необходимо проведение специального анализа результатов экспертизы.
Отметим также, что при достаточно большом числе оцениваемых альтернативных вариантов процедура парного сравнения всех возможных их пар становится трудоемкой для эксперта. В этом случае целесообразно применение соответствующих модификаций метода парных сравнений.
Например, если предположить непротиворечивость оценок эксперта, то практически достаточно однократного предъявления каждого альтернативного варианта в паре с каким-либо другим.
Достаточно распространенной процедурой является также непосредственное ранжирование экспертом по предпочтительности оцениваемых альтернативных вариантов.