Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:36, курсовая работа
Разработаны рекомендации по использованию программно-целевого управления в ООО «Диск». Для чего:
1) раскрыто содержание программно-целевого управления;
2) проанализировано эффективность программно-целевого управления;
3) проведен анализ системы управления ООО «Диск»;
4) рассмотрены перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск».
Введение 3
1. Сущность и особенности программно-целевого управления 7
1.1 Содержание программно-целевого управления 7
1.2 Эффективность программно-целевого управления 12
2. Анализ системы управления ООО «Диск» 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Диск» 16
2.2 Анализ деятельности организации и системы управления 17
3. Перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск» 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Агеев Виктория
Программно-целевое управление
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Курсовая работа студентки 3-го курса очной формы обучения
|
Научный руководитель:
______________________
______________________
|
Москва 2012
Введение
1. Сущность и особенности программно-целевого управления
1.1 Содержание программно-целевого управления
1.2 Эффективность программно-целевого управления
2. Анализ системы управления ООО «Диск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Диск»
2.2 Анализ деятельности организации и системы управления
3. Перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ооо «диск»
Заключение
Список использованных источников
В течение последних 50 лет широкое распространение во всем мире получил программно-целевой подход в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целереализующих действий.[1]
В отличие от ряда других инструментов управления экономикой программно-целевые методы, целевые программы применяются как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя условия и характер их пользования заметно различаются. В любой экономике программирование позволяет воплощать плановое начало, укреплять государственное воздействие на социально- экономические процессы, направлять их в нужное русло, противодействовать рыночной стихии.[2]
Актуальность изучения программно-целевого метода управления определяется двумя важнейшими характеристиками менеджмента предприятия - организационная структура управления и направленность менеджмента.
Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.
Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства. Многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания научных методов и принципов формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с экспортно-аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто практически будет внедрять и использовать проектируемый организационный механизм.
В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.
Особенностью менеджмента в рыночных условиях хозяйствования выступает четкая ориентация деятельности на конечные результаты. Эта установка распространяется не только на общий результат функционирования деловой организации прибыль, но что существенно, на все ее структурные подразделения и каждого работника. Причем цели должны быть конкретными, то есть иметь количественную и качественную определенность. Только при этом условии менеджмент можно характеризовать как управление по результатам, которое подлежит системному контролю и обеспечивает быструю реакцию на изменения внешней и внутренней среды организации. Исходя из этого положения, каждая функциональная подсистема управления должна иметь четкие показатели функционирования и критерии оценки его результатов.
Таким образом, изучение аспектов программно-целевого управления организацией, проведенное в данной работе, является важной задачей для современного менеджера.
Цель курсовой работы - разработать рекомендации по использованию программно-целевого управления в ООО «Диск».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1) раскрыть содержание программно-целевого управления;
2) проанализировать эффективность программно-целевого управления;
3) провести анализ системы управления ООО «Диск»;
4) рассмотреть перспективы и возможности использования программно-целевого управления в ООО «Диск».
Объект исследования - ООО «Диск».
Предмет исследования - комплекс вопросов программно-целевого управления.
Курсовая работа базируется на законодательных и нормативных актах, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования.
В работе применялись следующие научные методы исследования: анализ, классификация, аналитический, сравнительный.
В ходе разработанной темы была проанализирована специальная литература по теме, а также задействованы интернет-ресурсы. В работах таких авторов как Райзберг Б.А, Рубцов С.В., Румянцева З.П., и других исследуются вопросы, которые оказались ценными для написания курсовой работы по данной теме.
По структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников, изложена на 33 страницах машинописного текста, библиографический список содержит 19 литературных источников.
Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как управление, следует начинать с его точного определения. Итак, дадим определение программно-целевого управление, которому посвящена курсовая работа.
Программно-целевое управление - метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.[3]
То есть программно-целевое управление построено по логической схеме “цели - пути - способы - средства”. Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода управление является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов, то есть программно-целевой метод управления «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого управления является программа. Программа (от грсч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях.[4] В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого управление, а именно объединение управления и фактического влияния на экономические показатели.
Первым этапом программно-целевого управления является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.[5]
Постановка целей при программно-целевом методе управления представляет собой формирование “древа целей”. Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется “деревом целей’, составом исполнителей и содержанием программы.[6]
Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого управления - систему управления. Ее построение - это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. То есть планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии.
1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).
2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).
3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).[7]
При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы. Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:[8]
1. Формирование системы управления - это многоэтапный процесс.
2. Необходимым условием для начала планирования, а затем и создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной потребности, то есть проблемы, требующей решения. Однако одной потребности недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе необходимую устойчивость.
3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой головной по данной проблеме.
Необходимость в построении новых систем управления возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется создать новые.
4. Для выбора способа решения проблем предварительно проводится их исследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблем наибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболее естественно связывающие проблему со средствами её решения. Решение сложной проблемы обычно начинают с построения “дерева целей”, которых требуется достичь путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого “дерево” как бы “накладывается” на реальную среду, в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ.[9]
Программно-целевой метод управления выглядит довольно привлекательным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.[10]
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, так как для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме “цель - система мероприятий - система управления”.[11]
2. Программно-целевое управления используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем. Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.[12]
3. «Забывчивость» систем управления.
Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.[13]