Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:59, реферат
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.
По признаку временной протяженности (длительности действия) целевые программы принято разделять на следующие три группы:
- долгосрочные (продолжительность свыше 5 лет);
- среднесрочные (
- краткосрочные (
Такое разделение комплексных программ не имеет принципиального значения с точки зрения методов и организации их разработки, структуры и системы показателей. В определенной степени протяженность программы во времени и отнесение ее по этому признаку к одной из указанных групп все же оказывают влияние на методику разработки целевых программ. Естественно, что фактор неопределенности затрудняет детальную разработку долгосрочных программ, тогда как краткосрочные программы доводятся до конкретных мероприятий и показателей с использованием достаточно отработанных, надежных методов.
1.2 Использование целевых
Для каждого данного общества человеческий труд является первичным необходимым условием его существования. К сожалению, в реальной социально-экономической ситуации общество оказалось не в состоянии предоставить человеку возможность полноценной реализации его способностей к труду.
Проблема обеспечения занятости населения в нашем регионе является достаточно острой. Занятость населения, по большому счету, всегда носила и продолжает носить довольно сложный характер. Изначально не рациональное территориальное размещение производительных сил повлекло за собой в условиях макроэкономического кризиса усугубление социальной обстановки в местностях, испытывающих пресыщенный спрос на рабочую силу (20, с. 45).
Стоит отметить, что чем более гибкой становится экономика, тем более обычным явлением становится ликвидация рабочих мест или даже целых предприятий и отраслей. Безусловно, также, что экономический рост является главной гарантией от продолжительной массовой безработицы. В то же время, без кардинальных усилий по стабилизации положения на рынке труда безработица и неполная занятость могут оказаться тем непреодолимым препятствием, которое еще долго будет сдерживать развитие российской экономики.
В последнее время в научной
литературе приобрели актуальность
исследования роли государства в
обеспечении занятости населени
Проблемы развития занятости населения в России остаются в современных условиях по-прежнему наименее изученными как в теоретико-методологическом, так и практическом ключе. В рамках данной проблемы особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов разработки планово-программных методов в управлении процессами занятости. От своевременных активных позиций на рынках труда во многом зависит эффективная занятость населения в целом, снижение уровня открытой и в особенности - скрытой - безработицы, нормализация регионального воспроизводственного цикла населения и рабочей силы (24, с. 22).
Программно-целевой метод, разработанный российскими и американскими учеными в 60-х годах, реализуется в следующих основных понятиях: проблема - цель - целереализующие комплексы с системой распределения ресурсов - система мероприятий (решений).
В настоящее время, региональные программы являются инструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем. Эффект от реализации целевых программ может быть оценен в трех плоскостях. Во-первых, такие программы могут быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или через поддержку его контакта с рынком труда.
Однако индивидуальная польза может касаться ограниченного круга лиц, не оказывая существенного воздействия на рынок труда или рабочую силу в целом. Поэтому важно, во-вторых, обеспечить реализацию программ, эффект от которых сказывался бы на рабочей силе в целом. Вместе с тем, такой эффект может достигаться разной ценой. Программы способны иметь равный результат по отношению к безработным или их группам, однако расходы на них могут различаться существенно. По этой причине, и это в-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них.
Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социально-экономическим процессами в регионах. Данный метод предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем (18, с. 41).
В современных условиях и в перспективе
отчетливо проявляются
В настоящее время в регионе существует безработица, социально-экономическое положения населения оставляет желать лучшего, возрастает число населенных пунктов и регионов, находящихся в кризисном состоянии. В этих условиях особо важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов или населенных пунктов.
Одним из таких ключевых экономических
инструментов является программно-целевой
метод, условия применения которого
полностью соответствуют
Особая роль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием рынку труда поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы (33).
На этапе выхода из кризиса особенно важное значение приобретает потенциал программного метода, его способность мобилизовать ресурсы на решение таких проблем, которые еще не вошли в структуру интересов сложившихся звеньев экономики и поэтому не могут быть решены в рамках их традиционного функционирования.
Преимущества программно-
- индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;
- системным характером
основных целей и задач
- обеспечением единства
методологических и
- способностью концентрировать
ограниченные материальные и
финансовые ресурсы на решение
принципиальных вопросов
- потенциальной возможностью
обеспечения общественного
Таким образом, программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и эффективным способом осуществления мер для стабилизации рынка труда области.
Противоречивость и сложность процессов занятости определили вариантный поиск подходов к ее регулированию. Необходимо реализовать комплексный подход к развитию занятости как целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы, протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязать социальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемых для их реализации (25, с. 74).
Этот подход, как правило, применяют авторы при разработке целевых программ содействия занятости населения. Система целей разработки программ содействия занятости представлены, как правило, в следующем виде: снижение угрозы возникновения массовой безработицы, повышение уровня и формирование эффективной структуры занятости населения связаны с обеспечением правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики; научно-методическим обеспечением поддержки системы занятости; снижением уровня массовых высвобождений; повышением качества рабочей силы; поддержкой и развитием новых видов занятости; целевой поддержкой рабочих мест для неконкурентноспособных граждан; развитием профессиональной и территориальной мобильности населения; формированием рациональных пропорций занятости в экономике; снижением уровня непродуктивной занятости; совершенствованием информационной поддержки развития системы рабочих мест; развитием городского центра занятости населения.
Выводы по Главе I
1. Федеральные целевые
программы -- это ориентир деятельности
службы занятости населения.
2. Программно-целевая
3. В широком смысле
слова программно-целевой
4. Программно-целевой метод
подразумевает изначальную
5. Понятие «целевая программа»,
ранее использовавшееся под
6. Проблемы развития занятости населения в России остаются в современных условиях по-прежнему наименее изученными как в теоретико-методологическом, так и практическом ключе. В рамках данной проблемы особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов разработки планово-программных методов в управлении процессами занятости. В настоящее время, региональные программы являются инструментом, обеспечивающим скоординированное развитие разных подсистем.
7. Одним из таких ключевых
экономических инструментов
8. Особая роль целевых программ в сфере занятости определяется тем, что рынок труда не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Поэтому все, что связано с приданием рынку труда поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народнохозяйственных проблем, естественным образом «ложится» на программы.
9. Таким образом, программно-
Информация о работе Программно-целевого метода в деятельности службы занятости населения