Программно-целевого метода в деятельности службы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:59, реферат

Описание работы

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

проблемы занятости населения.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

Этот факт частично нашел свое подтверждение в проведенном исследовании. Так, среди всех опрошенных более 57 % состояли на учете в службе занятости населения или состоят в настоящий момент. Это говорит о том, что данный момент деятельность службы занятости востребована у населения.

Для тех, кто указал, что был клиентом службы занятости населения, был  задан дополнительный вопрос, касающийся его участия в целевых программах по развитию сферы занятости. Среди  положительно ответивших на этот вопрос оказалось 36 % опрошенных респондентов, еще 19% указали, что в подобных программах не участвовали. При этом были и те, кто затруднился ответить на данный вопрос, либо просто признался в том, что просто не знает о том, участвовал в таких программах или нет. Это, в свою очередь, говорит о том, что служба занятости не предпринимает должных мер по информированию населения, в частности, собственных клиентов, о реализуемых в сфере занятости населения целевых программах.

Одним из основных вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, знают  ли они, что представляет собой целевая программа. Как и предполагалось, большинство респондентов, а именно 69 %, не имеют представление о сущности целевой программы. Еще 17 % ответили, что «что-то слышали». По нашему мнению, данный показатель можно отнести к числу отрицательных ответов, поскольку подобный ответ, скорее всего, был выбран респондентами по причине их желания скрыть собственную неосведомленность в данном вопросе. Кроме того, многие из опрошенных вообще затруднились ответить на данный вопрос.

Несмотря на полученные данные, большое количество респондентов считают, что целевые программы достаточно эффективны и должны быть реализованы в деятельности службы занятости для решения проблемы занятости. Так считают 63 % опрошенных респондентов. Причем большинство из них это молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще 30 % затруднились с ответом, и всего лишь 7 % указали, что целевые программы малоэффективны, и для решения проблем занятости населения требуются кардинальные меры.

Немаловажным стал вопрос о том, эффективны ли меры по информированию населения о реализации целевых программ в сфере занятости населения. Мнения респондентов в данном вопросе, как и предполагались, совпали практически полностью. 92 % опрошенных ответили, что подобные меры малоэффективны. И лишь 3 % говорили об эффективности таких мер.

Ожидая подобных ответов на предыдущий вопрос, мы задали вопрос о том, каким  образом служба занятости населения  должна информировать население  о реализации целевых программ. В  данном случае мнения респондентов разошлись. Так, представители возрастной группы 18-30 лет (представители молодежи), конечно, придерживались мнения о том, что информирование должно происходить посредством телевидения и сети Интернет. Что касается возрастной группы 31-40 лет, то представители данной группы указали, что наиболее эффективным методом информирования должно стать оформление отчетов и путем размещения на местном телевидении. И, наконец, третья возрастная группа в 41-55 лет, отнесла решающую роль в процессе информирования населения средствам массовой информации и телевидению. В целом же, ответы респондентов распределились следующим образом: 38 % выбрали ответ «посредством телевидения», 21 % - предпочли ответ «посредством СМИ», 19 % - ответ «посредством сети Интернет», 13 % - выбрали ответ «оформление отчетов».

И последним вопросом, который был  задан респондентам, был вопрос, касающийся проблем, которые обостряют  проблему занятости среди клиентов службы занятости населения. Довольно большое количество респондентов указали, что проблему занятости усугубляют неэффективные методы, которые применяет служба занятости населения в своей деятельности. Такой точки зрения придерживаются 32 % опрошенных респондентов. Еще 29 % опрошенных видят главной причиной обострения проблемы занятости отсутствие работы по специальности. Что касается ответа «небольшое количество целевых программ», то его выбрали всего лишь 16 % опрошенных граждан. Ответы респондентов на данный вопрос представлены на рисунке № 2 в соответствии с процентным соотношением.

 

Рис. 2. Процентное соотношение проблем, обострающих ситуацию в сфере занятости населения

 

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно с уверенностью говорить о том, что реализация целевых  программ для решения проблем  занятости населения в настоящий момент необходима. Подобные программы уже давно реализуются в деятельности служб занятости, имеют определенные результаты, зачастую вполне высокие. Такие программы способны решать проблемы регулирования трудоустройства. Однако, стоит отметить, что службы занятости уделяют слишком мало внимания информированию населения о данных программах. Это было подтверждено и в ходе социологического исследования.

 

 Выводы  по Главе II

 

1. Кризисные явления в экономике  обусловили снижение спроса на  рабочую силу, рост масштабов безработицы. Для решения данной проблемы в регионе были приняты целевые программы.

2. Одной из целевых программ, действующих в сфере занятости  населения является Ведомственная  целевая программа содействия  занятости населения Челябинской  области на 2011 год. Целью Программы является повышение эффективности функционирования рынка труда, содействие занятости населения и социальная защита от безработицы населения Челябинской области.

3. Еще одной немаловажной программой, направленной на решения проблемы занятости населения является Областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2011 год. Целью Программы является стабилизация ситуации и смягчение социальной напряженности на региональном рынке труда.

4. И третья программа, реализуемая в рамках деятельности службы занятости населения Челябинской области, Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009 - 2011 годы. Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

5. Для того, чтобы говорить об  эффективности создания и внедрения  целевых программ, необходимо, прежде  всего, определить мнение населения  о том, насколько они эффективны и необходимы ли вообще. В связи с этим нами было проведено специальное социологическое исследование. Целью данного исследования стало изучение мнения населения об эффективности реализации целевых программ в сфере занятости населения.

6. В социологическом исследовании приняло участие 43 человека, в возрасте от 19 до 42 лет. Среди респондентов большинство составили женщины - примерно 78 %. Соответственно оставшиеся 23 % - мужчины.

7. Большое количество респондентов  считают, что целевые программы  достаточно эффективны и должны быть реализованы в деятельности службы занятости для решения проблемы занятости. Так считают 63 % опрошенных респондентов. Причем большинство из них это молодые люди в возрасте до 30 лет. Еще 30 % затруднились с ответом, и всего лишь 7 % указали, что целевые программы малоэффективны, и для решения проблем занятости населения требуются кардинальные меры.

8. Подводя итог проведенному  исследованию, можно говорить о  том, что реализация целевых  программ для решения проблем  занятости населения в настоящий момент необходима. Подобные программы уже давно реализуются в деятельности служб занятости, имеют определенные результаты, зачастую вполне высокие. При этом, стоит отметить, что службы занятости уделяют слишком мало внимания информированию населения о данных программах. Это было подтверждено и в ходе социологического исследования.

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда как социально-экономическая  категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с  мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

Эффективность борьбы с безработицей напрямую зависит от успешной реализации целевых программ.

При изучении сущности и значения программно-целевого метода можно сделать  выводы, что программно-целевой метод - это один из методов, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевой  метод состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению. Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Программно-целевой метод, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

В данной курсовой работе были рассмотрены  целевые программы, реализуемые службами занятости населения Челябинской области. Данные программы отражают приоритеты политики в сфере занятости населения Можно говорить о том, что решение проблемы занятости населения программно-целевым методом является обоснованным и эффективным.

 

В настоящее время программно-целевой  метод достаточно хорошо разработан на теоретическом уровне и проверен на практическом. Существует множество  примеров успешного применения этой методики.

Преимущества программно-целевого метода характеризуются в целом следующими принципиальными особенностями: индикативным характером программ, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами; системным характером основных целей и задач программы по решению сложных комплексных проблем; обеспечением единства методологических подходов к решению задач развития всеми субъектами управления; способностью концентрировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решение принципиальных вопросов развития экономики или общества в целом по стране или в отдельном регионе; возможностью использовать эффект мультипликатора при целевом использовании ограниченных бюджетных ресурсов за счет дополнительного привлечения внебюджетных средств, средств заинтересованных государственных и коммерческих предприятий, банковского кредита и иных привлеченных средств потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. В связи с этим можно говорить об инициирующем характере целевых программ, способных привлечь во многих случаях финансовые ресурсы; потенциальной возможностью обеспечения общественного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании финансовых ресурсов (экспертиза, формирование комиссий, комитетов по их реализации и др.).

 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бизюкова В. Типология представителей  рынка труда ЭКО - 1997 - N11.-С.143-150;

 

2. Воронцова, Н. Н. Целевые  региональные программы: опыт  реализации и промежуточные результаты // Социальное обслуживание - 2010 - N 5. - С. 17 22;

 

3. Герций Ю.В. Стили поведения  сотрудников службы занятости  в общении с безработными Социологические  исследования - 2001 - N1.-С.73 79;

 

4. Гришин В.И. О федеральных  целевых программах регионального  развития // Финансы - 2002 - N4.-С.13-15;

 

5. Гуревич М.А. Безработица в Челябинске: факты и мнения // Социологические исследования - 20066 - N10.-С.19-20;

 

6. Дадашев А. Занятость населения  и безработица в России:проблемы  регулирования // Вопросы экономики  - 2006 - N1.-С.76-84;




Информация о работе Программно-целевого метода в деятельности службы занятости населения