Производственная программа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является описание и изучение порядка разработки производственной программы. Для достижения поставленной цели является целесообразным решение следующих задач:
1) определение сущности производственной программы предприятия;
2) описание и изучение этапов разработки производственной программы;
3) изучение мероприятий по контролю за выполнением производственной программы.

Содержание работы

Введение 3
1 Cущность производственной программы предприятия 5
2 Этапы разработки производственной программы 10
3 Контроль за выполнением производственной программы 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Произв менеджмент реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Разработка плана производства и продажи продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т. п. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

Планирование производства продукции предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

Объектом исследования в работе является производственная программа предприятия. Целью данной работы является описание и изучение порядка разработки производственной программы. Для достижения поставленной цели является целесообразным решение следующих задач:

  1. определение сущности производственной программы предприятия;
  2. описание и изучение этапов разработки производственной программы;
  3. изучение мероприятий по контролю за выполнением производственной программы.

Эмпирическая база исследования формировалась на основе исследования научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента,  а также информационных ресурсов сети Интернет.

 

1 Сущность производственной программы предприятия

 

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

Производственная программа  является результатом согласования следующих целей фирмы:

- получение максимальной  прибыли;

- учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

- возможно полное удовлетворение  потребностей рынка сбыта;

- максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.

Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок (чем обычно занимается отдел маркетинга – план сбыта) и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей (за это отвечает ПДО). Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия. Взаимосвязь производственной программы с другими планами предприятия изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязь  производственной программы с другими  планами [1].

При формировании производственной программы необходимо ориентироваться  на потенциальные и фактические  возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность.

Подготовка производственной программы является ответом на ключевые вопросы управления производством:

  1. какие виды продукции и в каких количествах производить;
  2. в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю;
  3. какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
  4. сколько продукции предприятие может выпустить дополнительно в случае возникновения срочных заказов, какого вида и качества;
  5. каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
  6. каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.

При разработке производственной программы необходимо основываться на потребностях регионального и мирового рынков, общей рыночной ситуации, состоянии конкурирующих предприятий и отраслей.

В качестве исходных данных при разработке производственной программы можно использовать уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции, результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды, данные по спросу на продукцию предприятия, сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период, сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества, расчеты производственной мощности предприятия и другие сведения.

Производственная программа  включает следующие основные разделы [2]:

1. План по производству продукции предприятия. При подготовке плана производства обычно рассчитывают:

-  объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле

Nпр = Nпост – Он.скл + Ок.скл + Nвн,

где Nпост – объем поставки изделия в натуральном выражении; 
Он.скл и Ок.скл – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; Nвн – количество изделий для внутреннего потребления.

-  себестоимость продукции по каждой товарной позиции как сумму всех затрат предприятия, связанных с приобретением или производством данного вида продукции. 

-  чистая продукция определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) материальных затрат в тех же ценах, а также суммы амортизации основных фондов.

Также в рамках производственного плана необходимо предусмотреть задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, и указать конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

2. План выпуска продукции на экспорт. В случае наличия у предприятия зарубежных клиентов, в этом плане необходимо представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

3. План по повышению качества продукции. Здесь отражается показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество продукции по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления.

4. План реализации (сбыта) продукции. В этом плане необходимо отразить динамику реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.

Реализованная продукция – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Объем реализованной  продукции в плане определяется как стоимость  предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе предприятия.

При расчете реализуемой  продукции учитываются остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу периода состоит из:

- остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках;

- товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты;

- товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями;

- товаров на ответственном хранении у покупателей.

При подготовке плана  сбыта определится расчетный объем продаж продукции в стоимостном выражении (выручку-нетто от реализации) как сумма условно-постоянных расходов организации в плановом периоде и целевой прибыли, деленная на маржинальную рентабельность, т.е. долю маржинального дохода в стоимости продукции.

Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разница между ценой и переменными (прямыми) затратами. Если организация выпускает один вид продукции, маржинальная рентабельность определяется как отношение маржинального дохода на единицу продукции к цене. Если организация выпускает несколько видов продукции, то маржинальная рентабельность при заданной структуре продукции рассчитывается по формуле:

Рм = ∑ Pmi *Yi ,

где Pmi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции; 

Yi – удельный вес i-го вида продукции в выручке от реализации.

В качестве критериев  оптимальности чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность («точка безубыточности»). 

Показатели производственной программы распадаются на две большие группы [3]:

- количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;

-  качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) достоинства производимой продукции.

 

2 Этапы разработки  производственной программы

 

Формирование производственной программы состоит из нескольких этапов:

  1. ранжирование всей продукции предприятия;
  2. оценка качества продукции предприятия;
  3. определение степени спроса на рынке;
  4. оценка продукции по степени конкуренции;
  5. определение факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции;
  6. формирование производственной программы с учетом объема запасов продукции и полуфабрикатов.

На первом этапе вся  продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта. Для этого разрабатывается ранговая таблица на основе экспертных оценок специалистов.

На втором этапе дается оценка параметров (показателей), зависящих  от назначения и конъюнктуры, например, вида, надежности в работе, экономичности, безопасности, эффективности, соответствия моде, дизайну и т.д. Величина параметров заносится в таблицу в той последовательности, по которой оценивает рынок.

Оценка качества продукции  принимается за эталон, которому присваивается величина, равная единице. Эксперты оценивают качество выпущенной продукции и выставляют соответствующую оценку.

На третьем этапе  определяется степень спроса продукции  на рынке. Существуют четыре степени  спроса: неограниченный, ограниченный, эпизодический, нулевой.

Спрос – это экономическая  категория, характерная для товарно-ры ночного хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.

На четвертом этапе  оценивается продукция по степени конкурентоспособности на внутреннем, внешнем рынке и в странах ближнего и среднего зарубежья.

В рыночной системе действует  объективный закон конкуренции, способствующий неуклонному снижению цены однородных объектов, не допущению  на рынок и до потребителя некачественной продукции. Конкурентоспособную продукцию выпускают стабильно те конкурентоспособные предприятия, которые комплексно решают вопросы управления качеством.

Информация о работе Производственная программа предприятия