Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:12, реферат
Целью данной работы является описание и изучение порядка разработки производственной программы. Для достижения поставленной цели является целесообразным решение следующих задач:
1) определение сущности производственной программы предприятия;
2) описание и изучение этапов разработки производственной программы;
3) изучение мероприятий по контролю за выполнением производственной программы.
Введение 3
1 Cущность производственной программы предприятия 5
2 Этапы разработки производственной программы 10
3 Контроль за выполнением производственной программы 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Конкурентоспособность товара (продукции) – это способность противостоять на рынке другому товару или другим товарам того же или аналогичного назначения.
Конкурентоспособность определяется двумя главными критериями: качеством продукции и ее ценой. Чем выше уровень качества и ниже цена, тем выше конкурентоспособность продукции. Потребитель, безусловно, заинтересован в повышении уровня качества и в снижении цены. При определенном уровне качества продукции он дает высокую оценку более низкой цене, а не наоборот. Производитель, чтобы повысить шанс реализовать свою продукцию также оказывается заинтересованным в повышении ее качества и снижении цены. Чем выше конкурентоспособность продукции, тем больше объем продаж, прибыль. Неконкурентоспособная продукция вообще не имеет шанса быть реализованной. Следовательно, конкурентоспособность удовлетворяет одновременно интересы производителей и потребителей.
При оценке конкурентоспособности продукции решаются следующие задачи:
В производственную программу
включается продукция, у которой
интегральный показатель конкурентоспособности
выше показателя аналогичного продукта
у
При условии равенства уровней конкурентоспособности продукция включается в производственную программу, если будет разработан план по повышению уровня качества.
На пятом этапе изучаются факторы, влияющие на конкурентоспособность, и сопоставляются с параметрами факторов главных конкурентов.
Правильное определение в плане выпуска продукции ассортимента, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение на рынке. Формирование производственной программы начинается с использования данных перспективного плана выпуска продукции, с учетом «портфеля заказов», изучения конъюнктуры рынка и сбыта продукции.
Эти функции формирования производственной программы выполняют руководители управления высшего звена.
Здесь большое значение приобретает стратегическое мышление руководителей предприятия, которое позволяет обосновать основное направление развития предприятия, придать ему целенаправленность и гибкость в работе.
Гибкость в работе
должна проявляться в том, чтобы
заранее предусмотреть
Производственная программа предприятия формируется на шестом этапе с учетом объема запаса продукции на товарном складе и остатка продукции на стадии комплектования заказов, упаковки и подготовки к отправке потребителям.
Объем запаса продукции на складе зависит от влияния следующих факторов: нестабильности или колебания рыночного спроса; обеспечения гарантийного послепродажного обслуживания запасных узлов, деталей, частей, выходящих из строя, замены бракованных образцов для удовлетворения неожиданного увеличившегося рыночного спроса.
Размер запаса может колебаться, и его величина зависит от планируемого объема продаж.
В производственной программе необходимо учитывать запасы полуфабрикатов и незавершенного производства. Они необходимы для смягчения негативных последствий неравномерных поставок.
Объем запаса полуфабрикатов и незавершенного производства должен приближаться к оптимальному, т.е. обеспечивать ритмичную, бесперебойную работу всех звеньев производства, в то же время, не создавая чрезмерных запасов.
Сформировать производственную программу, обеспечивающую предприятию максимальную прибыль, можно по следующему алгоритму:
В процессе выполнения производственной программы необходимо производить оценку и контроль ее реализации для того, чтобы выявлять существующие преимущества и недостатки производственных процессов предприятия и в соответствии с этим корректировать план производственной программы в будущем.
Производственная программа по своему содержанию отражает особенности производства через систему общих и частных показателей, анализ значений которых позволяет осуществлять контроль за текущим состоянием и выполнением самой производственной программы. Средствами контроля производственной программы являются плановые и исполнительские балансы по разделам программы, системы текущего производственного учета и отчетности, системы оперативного управления производством.
Для проведения контроля над выполнением производственной программы используют общие и частные показатели.
К общим показателям контроля относятся:
Плановое значение коэффициента напряженности производственной программы равно отношению планового объема выпуска продукции к нормативному (номинальному) объему выпуска и показывает, насколько загружены производственные мощности в рамках производственной программы по сравнению с максимально возможным выпуском. А, рассчитав фактическое значение коэффициента, Вы можете определить, насколько фактический выпуск отклоняется от запланированного в производственной программе.
Основными показателями уровня концентрации производства являются размеры предприятия, определяемые:
- годовым выпуском продукции в общем выпуске в данной отрасли;
- среднегодовой численностью рабочих;
- среднегодовой стоимостью основных фондов;
- долей потребления
электроэнергии за год в
- средним размером предприятия в отрасли.
Каждый из этих показателей характеризует общий потенциал Вашего предприятия по производству продукции.
Специализация проявляется в сосредоточении производства определенной продукции на одном из участков или цехов предприятия. В практике применяются следующие показатели оценки уровня специализации производства:
- количество видов операций, выполняемых на одном рабочем месте;
- доля специализированных цехов в составе предприятия;
- доля основной продукции в общем выпуске продукции предприятия.
К основным частным показателям контроля выполнения производственной программы относятся:
Коэффициент использования производственной мощности показывает уровень использования производственной мощности предприятия и определяется как отношение количества фактически произведенной продукции предприятием в течение года к среднегодовой производственной мощности.
Успешность использования производственных мощностей зависит от того, насколько полно реализуются экстенсивные и интенсивные факторы улучшения их использования.
Коэффициент загрузки оборудования представляет собой отношение фактически используемого фонда времени оборудования к располагаемому фонду времени. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.
Существуют еще два
коэффициента загрузки оборудования,
которые тесно связаны с
- коэффициент экстенсивной загрузки оборудования. Характеризует отношение планируемого (или фактического) времени работы оборудования к календарному и показывает эффективность использования оборудования во времени.
- коэффициент интенсивной загрузки оборудования. Характеризует отношение планируемой (или фактической) производительности к производительности по техническому паспорту оборудования или к прогрессивной норме производительности и показывает степень использования оборудования в единицу рабочего времени (например, час), т.е. «интенсивность» работы оборудования.
Фондоотдача – это показатель, характеризующий отношение стоимости продукции к среднегодовой стоимости производственных фондов и показывает долю выпускаемой продукции на каждый рубль стоимости основных средств.
Фондоемкость продукции – это величина, обратная фондоотдаче, характеризующая отношение среднегодовой стоимости производственных фондов к стоимости производимой продукции. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящихся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость – к снижению.
Эффективность работы предприятия во многом определяется уровнем фондовооруженности труда, определяемой стоимостью основных производственных фондов к числу рабочих (работников производственно-промышленного персонала) предприятия. Эта величина должна непрерывно увеличиваться, так как от нее зависит техническая вооруженность, а, следовательно, и производительность труда.
Коэффициент сменности использования оборудования определяется как отношение машино-часов, отработанных в целом за сутки, к числу часов, отработанных в наибольшей смене.
Итак, в условиях рыночной экономики производственная программа предприятия должна ориентироваться на потребителя и исходить из результатов маркетинговых исследований.
Отдел маркетинга проводит комплексное изучение рынков, их проблем и перспектив, изучает спрос товарного ассортимента, с учетом требований рынка и возможностей предприятия, анализирует и прогнозирует экономическую конъюнктуру и рекламирует продукцию.
При разработке конкретной производственной программы учитываются сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальную, равномерную загрузку производственных мощностей, платежеспособный спрос населения.
Начинать формирование производственной программы необходимо с перспективного плана производства продукции, разрабатываемого в соответствии с принятой стратегией развития организации. В рамках принятой стратегии необходимо уточнить отраслевую специализацию организации на производстве определенных видов продукции и услуг.
На основе проведенных маркетинговых исследований необходимо уточнить информацию об основных рынках сбыта и целевых потребителях продукции или услуг организации.
Далее необходимо определить номенклатуру и объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении на планируемый период (месяц, квартал, год) с учетом следующих факторов:
- максимально возможного объема выпуска продукции
- минимальной себестоимости изготовления изделий
- наличия платежеспособного спроса потребителей на каждую позицию номенклатуры.
Уточнять потребности в продукции организации на плановый период необходимо с учетом имеющихся у компании контрактов, прямых связей и предварительных соглашений с потребителями, госзаказа на поставку продукции и т.п.
Далее на основании потребности по каждой позиции принятой к производству номенклатуры необходимо составить предварительный план производства и план сбыта (поставки) изделий в натуральном (количественном) и стоимостном выражении для формирования. На основании запланированной выручки от реализации необходимо уточнить, насколько оптимальным является расчетный объем производства.