Производственная программа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является описание и изучение порядка разработки производственной программы. Для достижения поставленной цели является целесообразным решение следующих задач:
1) определение сущности производственной программы предприятия;
2) описание и изучение этапов разработки производственной программы;
3) изучение мероприятий по контролю за выполнением производственной программы.

Содержание работы

Введение 3
1 Cущность производственной программы предприятия 5
2 Этапы разработки производственной программы 10
3 Контроль за выполнением производственной программы 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Произв менеджмент реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность товара (продукции) – это способность  противостоять на рынке другому товару или другим товарам того же или аналогичного назначения.

Конкурентоспособность определяется двумя главными критериями: качеством продукции и ее ценой. Чем выше уровень качества и ниже цена, тем выше конкурентоспособность  продукции. Потребитель, безусловно, заинтересован в повышении уровня качества и в снижении цены. При определенном уровне качества продукции он дает высокую оценку более низкой цене, а не наоборот. Производитель, чтобы повысить шанс реализовать свою продукцию также оказывается заинтересованным в повышении ее качества и снижении цены. Чем выше конкурентоспособность продукции, тем больше объем продаж, прибыль. Неконкурентоспособная продукция вообще не имеет шанса быть реализованной. Следовательно, конкурентоспособность удовлетворяет одновременно интересы производителей и потребителей.

При оценке конкурентоспособности  продукции решаются следующие задачи:

  1. определяется номенклатура готовой продукции, исходя из действующих производственных мощностей и требований продукции на рынке;
  2. выявляются конкуренты, выпускающие аналогичную продукцию;
  3. определяются   технико-экономических показатели для оценки конкурентоспособности продукции и выбирается метод расчета;
  4. рассчитывается интегральный общий показатель конкурентоспособности;
  5. определяется номенклатура продукции с позиции потребителя и производителя;
  6. выявляются требования к продукции на внутренних и внешних рынках, т.к. часто требования не совпадают.

В производственную программу  включается продукция, у которой  интегральный показатель конкурентоспособности  выше показателя аналогичного продукта у товаропроизводителяконкурента. Если интегральный показатель конкурентоспособности данного предприятия ниже, чем у товаропроизводителяконкурента, то такая продукция не включается в производственную программу, и снимается с производства.

При условии равенства  уровней конкурентоспособности  продукция включается в производственную программу, если будет разработан план по повышению уровня качества.

На пятом этапе изучаются  факторы, влияющие на конкурентоспособность, и сопоставляются с параметрами  факторов главных конкурентов.

Правильное определение  в плане выпуска продукции  ассортимента, пользующегося спросом, обеспечивает устойчивое положение на рынке. Формирование   производственной   программы   начинается  с  использования данных перспективного плана выпуска продукции, с учетом «портфеля заказов», изучения конъюнктуры рынка и сбыта продукции.

Эти функции формирования производственной программы выполняют  руководители управления высшего звена.

Здесь большое значение приобретает стратегическое мышление руководителей предприятия, которое  позволяет обосновать основное направление  развития предприятия, придать ему целенаправленность и гибкость в работе.

Гибкость в работе должна проявляться в том, чтобы  заранее предусмотреть возможности  дальнейшего развития предприятия  в связи с изменением конъюнктуры  рынка. Исходя из этого, еще до формирования производственной программы разрабатываются цели, определяются мероприятия по реконструкции или совершенствованию организации и управления производством, устанавливаются отношения с внешней средой, заключаются договора на поставку материалов и комплектующих изделий.

Производственная программа  предприятия формируется на шестом этапе с учетом объема запаса продукции  на товарном складе и остатка продукции  на стадии комплектования заказов, упаковки и подготовки к отправке потребителям.

Объем запаса продукции на складе зависит от влияния следующих факторов: нестабильности или колебания рыночного спроса; обеспечения гарантийного послепродажного обслуживания запасных узлов, деталей, частей, выходящих из строя, замены бракованных образцов для удовлетворения неожиданного увеличившегося рыночного спроса.

Размер запаса может  колебаться, и его величина зависит  от планируемого объема продаж.

В производственной программе  необходимо учитывать запасы полуфабрикатов и незавершенного производства. Они  необходимы для смягчения негативных последствий неравномерных поставок.

Объем запаса полуфабрикатов и незавершенного производства должен приближаться к оптимальному, т.е. обеспечивать ритмичную, бесперебойную работу всех звеньев производства, в то же время, не создавая чрезмерных запасов.

Сформировать производственную программу, обеспечивающую предприятию  максимальную прибыль, можно  по следующему алгоритму:

  1. Расчет величины маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду.
  2. Ранжирование продукции в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу.
  3. Разработка программы, которая должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан.
  4. Резервирование, которое позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве. Итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности.
  5. Проверка производственной программы на потребность в дефицитных видах ресурсов. В отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях и проводится проверка.

 

3 Контроль за выполнением производственной программы

 

В процессе выполнения производственной программы необходимо производить оценку и контроль ее реализации для того, чтобы выявлять существующие преимущества и недостатки производственных процессов предприятия и в соответствии с этим корректировать план производственной программы в будущем.

Производственная программа по своему содержанию отражает особенности производства через систему общих и частных показателей, анализ значений которых позволяет осуществлять контроль за текущим состоянием и выполнением самой производственной программы. Средствами контроля производственной программы являются плановые и исполнительские балансы по разделам программы, системы текущего производственного учета и отчетности, системы оперативного управления производством.

Для проведения контроля над выполнением производственной программы используют общие и частные показатели.

К общим показателям контроля относятся:

  1. коэффициент напряженности производственной программы
  2. уровень концентрации производства
  3. уровень специализации производства.

Плановое значение коэффициента напряженности производственной программы равно отношению планового объема выпуска продукции к нормативному (номинальному) объему выпуска и показывает, насколько загружены производственные мощности в рамках производственной программы по сравнению с максимально возможным выпуском. А, рассчитав фактическое значение коэффициента, Вы можете определить, насколько фактический выпуск отклоняется от запланированного в производственной программе.

Основными показателями уровня концентрации производства являются размеры предприятия, определяемые:

- годовым выпуском  продукции в общем выпуске  в данной отрасли;

- среднегодовой численностью  рабочих;

- среднегодовой стоимостью  основных фондов;

- долей потребления  электроэнергии за год в отрасли;

- средним размером предприятия в отрасли.

Каждый из этих показателей  характеризует общий потенциал  Вашего предприятия по производству продукции.

Специализация проявляется  в сосредоточении производства определенной продукции на одном из участков или  цехов предприятия. В практике применяются следующие показатели оценки уровня специализации производства:

- количество видов  операций, выполняемых на одном  рабочем месте;

- доля специализированных  цехов в составе предприятия;

- доля основной продукции  в общем выпуске продукции предприятия.

К основным частным показателям контроля выполнения производственной программы относятся:

  1. коэффициент использования производственной мощности;
  2. коэффициент загрузки оборудования;
  3. фондоотдача основных средств производства;
  4. фондоемкость продукции;
  5. фондовооруженность труда;
  6. коэффициент сменности использования оборудования;
  7. показатели использования производственных площадей предприятия.

Коэффициент использования производственной мощности показывает уровень использования производственной мощности предприятия и определяется как отношение количества фактически произведенной продукции предприятием в течение года к среднегодовой производственной мощности.

Успешность использования  производственных мощностей зависит  от того, насколько полно реализуются  экстенсивные и интенсивные факторы улучшения их использования.

Коэффициент загрузки оборудования представляет собой отношение фактически используемого фонда времени оборудования к располагаемому фонду времени. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.

Существуют еще два  коэффициента загрузки оборудования, которые тесно связаны с эффективностью использования производственных мощностей. Это:

-  коэффициент экстенсивной загрузки оборудования. Характеризует отношение планируемого (или фактического) времени работы оборудования к календарному и показывает эффективность использования оборудования во времени.

-  коэффициент интенсивной загрузки оборудования. Характеризует отношение планируемой (или фактической) производительности к производительности по техническому паспорту оборудования или к прогрессивной норме производительности и показывает степень использования оборудования в единицу рабочего времени (например, час), т.е. «интенсивность» работы оборудования.

Фондоотдача – это  показатель, характеризующий отношение стоимости продукции к среднегодовой стоимости производственных фондов и показывает долю выпускаемой продукции на каждый рубль стоимости основных средств.

Фондоемкость продукции – это величина, обратная фондоотдаче, характеризующая отношение среднегодовой стоимости производственных фондов к стоимости производимой продукции. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящихся на каждый рубль выпускаемой продукции. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость – к снижению.

Эффективность работы предприятия  во многом определяется уровнем фондовооруженности труда, определяемой стоимостью основных производственных фондов к числу  рабочих (работников производственно-промышленного  персонала) предприятия. Эта величина должна непрерывно увеличиваться, так как от нее зависит техническая вооруженность, а, следовательно, и производительность труда.

Коэффициент сменности  использования оборудования определяется как отношение машино-часов, отработанных в целом за сутки, к числу часов, отработанных в наибольшей смене.

 

Заключение

 

Итак, в условиях рыночной экономики производственная программа  предприятия должна ориентироваться  на потребителя и исходить из результатов  маркетинговых исследований.

Отдел маркетинга проводит комплексное изучение рынков, их проблем и перспектив, изучает спрос товарного ассортимента, с учетом требований рынка и возможностей предприятия, анализирует и прогнозирует экономическую конъюнктуру и рекламирует продукцию.

При разработке конкретной производственной программы учитываются сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальную, равномерную загрузку производственных мощностей, платежеспособный спрос населения.

Начинать формирование производственной программы необходимо с перспективного плана производства продукции, разрабатываемого в соответствии  с принятой стратегией развития организации. В рамках принятой стратегии необходимо уточнить отраслевую специализацию организации на производстве определенных видов продукции и услуг.

На основе проведенных маркетинговых исследований необходимо уточнить информацию об основных рынках сбыта и целевых потребителях продукции или услуг организации. 

Далее необходимо определить номенклатуру и объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении на планируемый период (месяц, квартал, год) с учетом следующих факторов:

- максимально возможного объема выпуска продукции

- минимальной себестоимости изготовления изделий

- наличия платежеспособного спроса потребителей на каждую позицию номенклатуры.

Уточнять потребности в продукции организации на плановый период необходимо с учетом имеющихся у компании контрактов, прямых связей и предварительных соглашений с потребителями, госзаказа на поставку продукции и т.п.

Далее на основании потребности по каждой позиции принятой к производству номенклатуры необходимо составить предварительный план производства и план сбыта (поставки) изделий в натуральном (количественном) и стоимостном выражении для формирования. На основании запланированной выручки от реализации необходимо уточнить, насколько оптимальным является расчетный объем производства.

Информация о работе Производственная программа предприятия