Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:11, реферат
В 70-х - середине 80-х гг. в США наступила хозяйственная стагнация. Основным фактором при этом считалось отставание США от Японии по производительности. Это впервые вызвало внимательное изучение японских методов менеджмента. При этом основным преимуществом при конкуренции сочли японскую систему ценностей. Западные исследователи пришли к заключению, что японские трудящиеся прочно отождествляют себя со своим предприятием и поэтому лучше работают. Тем самым была открыта роль так называемой “культуры предприятия”, которая должна по возможности целенаправленно внедряться или влиять на осуществление новой стратегии рационализации.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра системного менеджмента и экономики предпринимательства
Реферат на тему:
«Производственная стратегия предприятия. Тойотизм»
Выполнила:
студентка 991 гр.
Проверила:
доцент, к.э.н
Томск 2013
Тойотизм.
В 70-х - середине 80-х гг. в
США наступила хозяйственная
стагнация. Основным фактором при этом
считалось отставание США от Японии
по производительности. Это впервые
вызвало внимательное изучение японских
методов менеджмента. При этом основным
преимуществом при конкуренции
сочли японскую систему ценностей.
Западные исследователи пришли к
заключению, что японские трудящиеся
прочно отождествляют себя со своим
предприятием и поэтому лучше
работают. Тем самым была открыта
роль так называемой “культуры предприятия”,
которая должна по возможности целенаправленно
внедряться или влиять на осуществление
новой стратегии
Вместе с этим кризисом и в ходе его должен был не просто разрешиться вопрос об устранении преград на пути дальнейшего развития конъюнктуры. Открыто признается, что речь идет о создании условий для производства в условиях будущей конъюнктуры. Если в 80-х гг. наступление шло прежде всего против “слабых” или “пограничных” слоев трудящегося класса, то теперь атакам господствующего класса подвергаются слои, стоящие в самом “сердце” производства.
“Гибкое производство”, “гибкий менеджмент”, “групповой труд”, “замена фордизма тойотизмом”, “профсоюзное соуправление” - за последнее время появилось много девизов в ходе дискуссии о том, как в будущем... Западная Европа может выжить в качестве капиталистического центра мирового рынка и размещения производства.
То, что происходит под прикрытием рассуждений об обеспечении условий для размещения производства, лишь поверхностно отражает чисто экономическую конкуренцию на мировом рынке. Много говорят о том, что производство уходит из Европы, однако этот процесс имеет свои границы, поскольку как раз новые методы производства (такие как “джаст-ин-тайм”) часто требуют приближенности производства к рынкам. Чтобы обеспечить сегодня рентабельность, разнообразие и качество производства, с капиталистической точки зрения, следует расформировать “слишком неповоротливые” и “слишком крупные” производственные единицы и придать им мобильность. Это означает, в первую очередь, наступление на остатки коллективной мощи трудящихся на фабриках и крупных предприятиях, которые выражаются не в прямом сопротивлении или открытой борьбе, а всего лишь в пассивном сопротивлении. Сконцентрированная вместе масса трудящихся, в известной мере, все еще представляет собой опасность, напротив, конкурирующие друг с другом “потовыжималки” позволяют выкачать из трудящихся гораздо больше.
Новый сверх-тейлоризм
Особенность происходящего
не только в том, что подлежат раздроблению
(децентрализации) прежние централизованные,
крупные формы организации
Наступление ведется на двух уровнях. Во-первых, осуществляется децентрализация производственных единиц, которые, однако, затем снова подлежат иерархической перегруппировке и соединению под единым командованием концерна в виде некоей пирамиды поставщиков, услуг и т.д. Во-вторых, происходит новое структурирование коллективной рабочей силы в “кружки качества”, “команды”, “группы”, со смешением традиционных представлений о профессиях, с новой системой оплаты труда и ожидаемой “самоорганизацией” вкалывания.
Вот почему острословы - социологи
или менеджеры уже давно
Поскольку японские фирмы
добивались успеха, изучение японских
методов хозяйствования продолжалось.
В 1990 г. в одном институте США
появилось исследование “Вторая
революция в автомобильной
Тойота-сити – дом тойотизма.
Рис. 1 Тойота-сити
Город Тойота-Сити (330 тыс. жителей) находится в 30 км к востоку от Нагойи. Город вырос на месте городка Коромо — центра шелководческого района. С падением спроса на шелк в 30-е годы городок стал приходить в упадок. В 1934 г. здесь началось строительство автомобильного завода, и это изменило судьбу города. В 1959 г. Коромо переименован в Тойота-Сити. С размещением здесь штаб-квартиры компании «Тойота» город превратился в Азиатский Детройт, или Детройт Востока (кстати, Тойота-Сити и Детройт — города-побратимы).
Менее чем за два десятилетия Япония стала одним из ведущих центров мировой экономики наряду с Западной Европой и Северной Америкой. Если в 1960 г. ВВП Японии составлял лишь три четверти ВВП Франции и был в 11 раз меньше ВВП США, то в 1996 г. он превысил ВВП Франции более чем в пять раз и составил почти 65% ВВП США. Начиная с 1985 г. торговый оборот между США и странами Восточной Азии (преимущественно Японией) превышает объем торговли между США и Западной Европой.
Беспрецедентный экономический
рост, наблюдавшийся в Японии вплоть
до 90-х годов ХХ в.1 и породивший миф
о японском «экономическом чуде», многими
экономистами объяснялся благоприятным
сочетанием ряда условий экономической
среды. Наиболее значительными среди них
было наличие огромной армии квалифицированной,
дешевой и традиционно очень дисциплинированной
и сильно эксплуатируемой рабочей силы,
а также умелое использование иностранных
научно-технических достижений путем
грамотной лицензионной политики. Однако
настоящей революцией в экономике стала новая
форма организации труда, разработанная
в 70-х годах японской автомобилестроительной
компанией «Тойота» и известная в научной
литературе под названием тойотизм или
Как видно из названия, постфордизм пришел на смену фордизму, форме организации труда, зародившейся в США и доминировавшей в мире вплоть до середины 70-х годов, а в нашей стране сохраняющей значительные позиции и сегодня. Противостояние двух систем организации труда — фордизма и тойотизма — закончилось безоговорочной победой последней. Понять преимущества японской экономической модели перед американской можно лишь в их сопоставлении.
Рассмотрим фордизм, как толчок к развитию тойотизма:
Фордизм: основные
принципы функционирования,
преимущества и недостатки
Долгое время самой распространенной формой организации промышленного труда была система, предложенная еще в начале века американским инженером Ф.У. Тейлором. Он стремился повысить производительность труда путем максимального разделения труда на производстве. Блестящим воплощением тейлоризма стала производственная концепция Генри Форда, основанная на использовании низкоквалифицированной рабочей силы при максимальном разделении труда на конвейерном производстве. Фордистские предприятия достигали конкурентоспособности, снижая себестоимость продукции, минимизируя ее разнообразие и максимизируя экономию благодаря большим объемам производства. Это так называемая экономия благодаря масштабу (economies of scale), а вернее сказать,экономия благодаря объему.
Эта экономия основана на довольно
простом принципе: чем больше производишь,
тем меньше суммарные производственные
издержки в расчете на единицу
выпускаемой продукции. Такой экономии
можно достичь путем
Эффективность фордизма как
формы организации труда
Индивидуализация запросов потребителей в 70—80-е годы привела к тому, что «одномодельная» философия фордизма оказалась неприспособленной к условиям рыночной конкуренции. Широко распространенный лозунг «Даешь продукцию любой ценой!» приводил к снижению качества выпускаемых изделий. Малоквалифицированные рабочие плохо представляли себе назначение производимых ими деталей и не имели необходимой мотивации, что приводило к большому проценту брака. Погоня за максимизацией прибыли приводила к распылению производственного процесса между очень многими поставщиками отдельных частей и комплектующих. Часто эти поставщики были отделены от предприятия-потребителя большими расстояниями (так как размещались по принципу минимизации издержек за счет дешевизны рабочей силы в периферийных районах). Это вынуждало предприятие-потребителя (например, автосборочный завод) держать на складах огромные запасы различных комплектующих и деталей на случай сбоев в поставках (а складирование — довольно дорогая производственная операция). Дополнительные сложности создавала чрезвычайно дробная иерархия управления фордистским предприятием, резко снижавшая степень оперативности принятия решений, что, в свою очередь, снижало эффективность деятельности корпораций в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры.
Тойотизм - фордизм наоборот
Японские корпорации, стремительно ворвавшись на мировой рынок в середине 60-х годов, быстро осознали, что не смогут стать конкурентоспособными, применяя фордистский способ организации производства: объемы производства на японских предприятиях были слишком малы для того, чтобы достичь такой же экономии на размахе производства, как и на американских промышленных предприятиях. В противоположность американским фирмам, японские компании достигли совершенства в мелкосерийном производстве товаров очень высокого качества.
Новая форма организации труда воплотилась в концепции гибкоспециализированного промышленного производства. Эта концепция предусматривает мелкосерийное производство широкого ассортимента товаров, постоянно модифицируемых с учетом особенностей различных рынков, с использованием квалифицированной и легко переобучаемой рабочей силы и многоцелевого оборудования. В противоположность фордизму эта концепция основана не на «экономии благодаря объему», а на «экономии благодаря разнообразию» (economies of scope) производства, постоянном совершенствовании производственных технологий, дизайне продукта (что далеко не всегда ведет к снижению его себестоимости, но повышает «продаваемость») и сокращении его жизненного цикла.
Главным принципом новой системы служит создание малых гибких производственных систем, учитывающих все преимущества местных условий (от уровня квалификации рабочей силы до степени доступности информационных ресурсов о деятельности конкурентов).
В общих чертах система организации производства на фирме «Тойота», разработанная Таиши Оно, это — фордизм наоборот. Согласно Таиши Оно, классическая схема массового планового производства трудно поддается изменениям, в то время как система «Тойоты», наоборот, очень пластична.
Японская модель производства предлагает выпускать широкую гамму разнообразной продукции малыми сериями и по возможно низкой цене. При этом важно соблюдать два принципа: осуществление системы поставок комплектующих «точно в срок» [just-in-time]2 и надежный контроль над качеством со стороны самого производителя.
Особо следует сказать о внедрении системы поставок комплектующих «точно в срок». Как известно, массовое производство базировалось на производственных запасах сырья, деталей и комплектующих, а также готовой продукции, сбытом которой занималась специальная торговая сеть. Например, «сбытовой запас» корпорации «Крайслер» в 1979 г. составлял 80 тыс. непроданных автомобилей на сумму 600 млн долл.! Это были, во-первых, не возвращенные вовремя (на время омертвелые) деньги и, во-вторых, бремя (мертвый груз) на складском хозяйстве (ежедневная оплата мест для стоянки, гаражей для непроданных машин и т. п.).
Современная система гибкой организации производства не нуждается в складировании как деталей, узлов, комплектующих, так и готовой продукции, поскольку позволяет значительно сократить сроки выполнения заказов потребителей. Тойотизм предусматривает реализацию принципа «направленных потоков»: благодаря мгновенной передаче информации по компьютерной сети детали и узлы поступают на место сборки в тот самый момент, когда они там нужны, и тем самым производится сборка уже заказанных потребителем или торговой фирмой машин.
Новый подход позволил вдвое сократить сроки выполнения заказов (с 60 до 28 рабочих дней). Месячные и недельные поставки уступили место поставкам «один раз в день», «несколько раз в день» и «точно в срок», причем доля последних неуклонно растет. Поставки «точно в срок» экономически предпочтительнее других, поскольку они способствуют снижению производственных затрат и улучшению качества продукции (бракованные детали обнаруживаются сразу же по поступлении на завод). Более того, система поставок «точно в срок» позволяет учитывать малейшие пожелания заказчика и чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.
Таиши Оно отказался от такого варианта конвейерного производства, при котором станки и механизмы налажены на выпуск какой-то одной определенной детали или узла. Это нерентабельно, поскольку при переходе на выпуск новой модели требуется заменять большую часть оборудования. Благодаря широкому применению достижений микроэлектроники и роботизации была достигнута гибкость в организации производственного процесса. Ныне на заводах японских фирм компьютерная технология увязывает в единый процесс работу всех подразделений предприятия: обработку полученного заказа, материальное снабжение, кадровое планирование, собственно производство, продвижение продукта на рынке.
Информация о работе Производственная стратегия предприятия. Тойотизм