Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:11, реферат
В 70-х - середине 80-х гг. в США наступила хозяйственная стагнация. Основным фактором при этом считалось отставание США от Японии по производительности. Это впервые вызвало внимательное изучение японских методов менеджмента. При этом основным преимуществом при конкуренции сочли японскую систему ценностей. Западные исследователи пришли к заключению, что японские трудящиеся прочно отождествляют себя со своим предприятием и поэтому лучше работают. Тем самым была открыта роль так называемой “культуры предприятия”, которая должна по возможности целенаправленно внедряться или влиять на осуществление новой стратегии рационализации.
Тойотизм предусматривает возможность переноса процессов и функций c одной модели выпускаемой продукции на другую (система carry over): на одной и той же универсальной линии сборки могут собираться различные модели, а некоторые виды оборудования легко могут быть приспособлены для выпуска новых моделей. Гибкость производства обеспечивается роботами. Современные производственные линии обладают более высокой рентабельностью, чем конвейеры прошлого, поскольку они используются для изготовления нескольких моделей.
Новый подход к производству
уделяет особое внимание повышению
качества выпускаемой продукции. Контроль
над качеством предусматривает
профилактику дефектов и неисправностей
на максимально возможном числе
этапов производства. Затраты на профилактику
неисправностей имеют огромный экономический
эффект. Согласно информации экспертов
компании «Тойота»,
1 доллар, затраченный на предотвращение
дефекта, позволяет избежать затрат в
6 долл. на контроль, что, в свою очередь,
позволяет сэкономить 60 долл. на устранение
недоработок, а они предотвратят расход
в 600 долл. на внезаводской ремонт (гарантийное
обслуживание).
Универсализация
организации труда:
от поточной линии к автономному бригадному
методу
Для улучшения качества выпускаемой продукции, а также для повышения производительности труда тойотизм использует принципиально иную организацию труда, при которой рабочий чувствует ответственность, он более самостоятелен и более универсален. В этом отношении японская система прямо противоположна теории Тейлора с ее максимизацией разделения труда и упрощением производственных операций. С развитием автоматизации и ужесточением требований к качеству во многом изменилась роль рабочего-оператора у станка. Теперь он должен осуществлять первичное обслуживание станка, что требует определенного уровня образования и профессиональных навыков.
Поточная работа на
конвейере сменилась
Произошли качественные сдвиги
во внутренней структуре рабочей
силы. Чем выше степень автоматизации
производства, тем квалифицированнее
должен быть персонал. В структуре
занятости возросла доля «белых воротничков»
(то есть инженерно-технического персонала),
поскольку высокий уровень
Тойотизм - японская
традиция
или универсальный метод организации
производства
Некоторые полагают, что тойотизм не что иное, как современный «мягкий» вариант азиатской формы организации производства и потому неприменим в рамках западной культуры.
Исторически азиатский тип
производства был основан на внеэкономическом
принуждении трудящихся и максимальной
интенсификации их труда. Он активно
применялся в большинстве восточных
стран для производства риса, поскольку
был наиболее эффективен для выращивания
этой трудоемкой сельскохозяйственной
культуры. Сегодня азиатский тип
производства в первозданном виде сохранился
лишь в наиболее отсталых странах
региона (Лаос, труднодоступные горные
районы Таиланда и Мьянмы), однако его
особенности действительно
Среди других традиционных черт в тойотизме можно выделить коллективизацию труда, выраженную в создании рабочих бригад, где существует коллективная ответственность за результат.
Таким образом, тойотизм как форму организации труда можно представить в виде сплава традиционного трудолюбия и коллективного труда, помноженных на высокий интеллектуальный уровень персонала, тесно связанный с высоким уровнем образования японцев.
Однако так ли тойотизм традиционен? Можно ли применять его принципы на Западе и в России?
Ответом на эти вопросы стал переход большинства ведущих промышленных корпораций стран Западной Европы и даже США на тойотистскую форму организации производства. Характерным примером реализации такого перехода стала французская автомобилестроительная компания «Рено», которая благодаря структурной перестройке производственного процесса по Таиши Оно в 90-х годах преодолела острый внутренний кризис и вышла на ведущие позиции в европейском автомобилестроении.
Внедрение традиционных японских принципов тойотизма в фирмах Западной Европы наглядно демонстрирует универсализм формы организации труда, предложенной Таиши Оно. Ее эффективность ощутили на себе и корпорации «Большой тройки» США («Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс»), реструктуризация которых в рамках постфордистских технологий в середине 90-х годов позволила им сегодня сохранить ведущие позиции в мировом автомобилестроении.
Можно утверждать, что тойотизм применим и в российской промышленности, особенно в автомобилестроении, по-прежнему опирающемся на фордистские технологии, которые постепенно устаревают даже в нашей стране. Только внедрение новых гибкоспециализированных производственных систем, повышение квалификации персонала и технологическое сотрудничество с ведущими западными автопроизводителями (а не передача заводов зарубежным инвесторам) позволит нашей автопромышленности вернуть утраченные позиции и стать реально конкурентоспособной на мировом рынке.
Рис. 2 Автосборочное предприятие "Тойоты" в городе Принстоне, штат Индиана (США)
Рис. 3 Робототехника на производстве
"тойот".
В 1999 г. корпорация "Тойота" выпустила
свой 100-миллионный автомобиль
(не считая автомобилей, выпущенных на
иностранных филиалах)
Рис. 4 На автозаводе "Тойота" в США
Список использованной литературы и источников
Информация о работе Производственная стратегия предприятия. Тойотизм