Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа
Целью работы является изучение причин возникновения производственных конфликтов на разных уровнях, рассмотрение межгрупповых и межличностных конфликтов; определение субъектов и объектов конфликтов; поиск принципов способов разрешения конфликтов со стороны руководства.
Введение. 3
1. Производственные конфликты. Понятие, причины, субъекты. 4
1.1 Необъективность руководителя 7
1.2 Конфликтность инновации 8
1.3 Межгрупповые конфликты. 10
1.4 Межличностные конфликты 11
2. Анализ конфликтов 15
2.1 Признаки эффективного сотрудничества. 15
2.2 Карта конфликта 17
3. Разрешение конфликтов 21
Заключение 26
Список литературы 28
Дорисовать (при
индивидуальном анализе и при
необходимости) вокруг основных участников
несколько основных «поддерживающих»
или «сочувствующих»
Этап 3. Определение подлинных интересов оппонентов. Задача третьего этапа – выяснить мотивацию, стоящую за позициями оппонентов. Необходимо перечислить потребности и опасения каждого участника. Так формируются возможности для создания большего количества взаимовыгодных решений.
Одна и та же потребность может относиться к нескольким или ко всем участникам. Тогда она записывается всем, свидетельствуя об общности интересов. Не следует также путать потребности с позициями.
Предметами опасений часто бывают физическая безопасность, финансовые потери, потеря членства в группе, потеря контроля и власти, нежелание попадать в зависимость от кого-либо, потеря уважения, осуждение, унижение, утрата возможности реализовать себя и т.д.
Чтобы извлечь максимум пользы из составления карты конфликта, нужно обратить внимание на такие рекомендации:
Внутренний конфликт в организации можно преодолеть с помощью:
Известны следующие позитивные меры устранения причин конфликтов:
Научный и творческий подход к руководству коллективом связан с развитием умения опираться на актив, состоящий из ведущих квалифицированных работников и специалистов, вскрытием резервов производства. Действия руководителя в конфликтных ситуациях, особенно если они приобретают форму деловых, производственных, принципиальных разногласий, должны быть четкими, конкретными и эффективными, полностью соответствующими законам в отношении к конфликтующим.
Решая конфликтные вопросы, следует в первую очередь руководствоваться интересами дела, создавать нормальный психологический климат, атмосферу товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи друг другу, помогать каждому сотруднику, наряду с производством им материальных или духовных ценностей, утверждаться в коллективе как личности.
Следует подобрать себе помощников с учетом мнения коллектива, которых группа, признала бы лидерами, что воздействует на психику, настроение и воспитание рядовых сотрудников, повышение производительности и эффективности труда, позволит завоевать расположение всей группы, а в итоге – создать сплоченный работоспособный коллектив. При этом важно умение руководителя определять и использовать черты характера подчиненных в интересах дела. Интуитивный подход часто приводит к ошибкам, заблуждениям и недоразумениям в отношениях с коллегами по работе, обидам, недоверию, отсутствию интереса к делу, подавленности и др. Все это отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека, его тонусе, отношении к делу. Поэтому рекомендуется осуществлять следующие действия:
Возможных вариантов управленческой ситуации три:
Безусловно необходимо не закрывать глаза на конфликты, а активно с ними работать, всячески борясь с моббингом, как межличностным конфликтом. Однако, перед руководством и менеджерами фирмы чаще стоят такие задачи, как повышение квалификации персонала, корпоративная кадровая стратегия и др. Иногда именно в придирках и обвинениях подчиненных руководство видит хорошее средство для поддержания порядка в фирме. К моббингу прибегают и для того, чтобы выжить работника с его мета, потому что гораздо легче заставить его уволиться по собственному желанию, чем уволить его по закону.
Необходимо
помнить, что одной из основных задач
руководителя службы персонала является
защита прав работников, в том числе
и перед вышестоящим
Чем раньше руководство
узнает, что в структурном
В целях профилактики следует:
Конфликтология рекомендует7 конструктивную модель поведения руководителя, суть которой состоит в том, чтобы привести конфликтующие стороны к совместному обсуждению проблемы.
Руководитель при этом:
Межличностные конфликты непрофессиональной направленности и моббинг приносят двойной вред. Все их участники не могут полностью посвятить себя работе. К тому же это приводит к психологическим проблемам. Люди, ставшие жертвами моббинга, часто меняют рабочее место: либо они уходят после испытательного срока, либо через несколько месяцев, год. Фирме приходится постоянно искать новых сотрудников.
Фирмы, в которых распространены интриги и скандалы имеют плохую репутацию. Сотрудники стремятся подыскать другое место, где было бы не только хорошая зарплата, но было бы заметным уважительное отношение к персоналу.
Конфликт негативно отражается на деятельности человека, вызывая снижение его производительности труда, приводя его в состояние фрустрации и эмоционального напряжения, нервного расстройства и переживания.
Важный конфликтогенный фактор – необъективность руководства организации.
Всегда конфликтна инновация, она подрывает сложившееся в организации равновесие. Но чаще одной из основных причин конфликта в стабильных организациях становятся ошибки менеджеров в оценке деятельности сотрудников и в выборе способов формирования рабочих групп (по производственному и функциональному принципу). Из-за негативного восприятия конфликтов, возникающих благодаря инновациям, тормозится их внедрение, даже когда они безусловно необходимы с экономической точки зрения.
Довольные работой и отношениями на работе сотрудники работают гораздо лучше, реже болеют и всегда стараются хорошо выполнять поставленные перед ними задачи. Руководители, которые надеются использовать межгрупповые и межличностные конфликты для «укрепления» коллектива и «повышения производительности труда» сотрудников ошибаются, и непременно нанесут лишь вред своей организации.
Даже в небольшой организации, не имеющей структурных подразделений, могут сформироваться группы, которые рано или поздно начнут конфликтовать друг с другом. Задача менеджера по персоналу – минимизировать деструктивность этих конфликтов (и для организации и для сотрудников).
При анализе конфликта следует ответить на многие вопросы, например, кто участники конфликта, каковы их претензии друг к другу и т.д. Для того, чтобы обоснованно выбрать стратегию дальнейших действий, чтобы наладить конструктивное взаимодействие между конфликтующими сторонами рекомендуется составлять карту конфликта.
Внутренний конфликт в организации можно преодолеть с помощью позитивных структурных изменений, повышающих степень организации и согласованность личностных интересов с групповыми, а также удаления элементов или конфликтующих сторон, переставших содействовать успеху целого.
Конфликт также можно использовать как точку роста и развития организации, он также может дать толчок для формирования в ней новых отношений.
1 «Управление персоналом: Энциклопедический словарь»/ А.Я. Кибанов, М.: ИНФРА, 1998- 453с.
Информация о работе Производственные конфликты и методы их преодоления